Аллан Фромм. Способность любить.

Категория: Библиотека » Психотерапия и консультирование | Просмотров: 23982

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Беспомощность первых лет жизни постепенно сменяется силой, мастерством и пониманием, что делает возможным рост. Однако это не гарантирует исчезновение чувства зависимости. Человек может быть компетентен, не сознавая своей компетентности. Он может стоять на двух ногах, не веря, что способен это делать. Короче говоря, рост способностей не гарантирует рост веры в себя. Отказаться от зависимости чрезвычайно трудно, и нам нужна привлекательность многих других видов отношений, чтобы мы могли отказаться от первоначальной зависимости — зависимости от родителей.

Молодежная любовь

К счастью для нас, у нас много разновидностей любви на многих уровнях, и все они вносят вклад в созревание нашей способности любить. Разнообразные отношения, в которые вступает ребенок, расширяют его опыт, помогая установить и укрепить привязанности. Дети должны пережить множество привязанностей к людям, чтобы быть способными на зрелую привязанность. У них есть товарищи по играм, по занятиям спортом, одноклассники, соседи по общежитию, друзья — восходящая шкала привязанностей все большего разнообразия и сложности. Их отношения к родителям, братьям и сестрам тоже изменяются и становятся более сложными, принося и больше и меньше удовлетворения. И наконец, подростками или молодыми взрослыми они становятся способными на привязанность, которую называют любовью.
[338]
Это означает, что молодой человек испытывает сильную привязанность к лицу противоположного пола, оба хотят открыться друг перед другом и совместно наслаждаться различными аспектами своих личностей. Однако в этой юношеской любви они часто обнаруживают, что их привязанность почти так же одномерна, как инфантильные привязанности младенчества. Первая сильная привязанность, которую они испытывают к кому-то за пределами семьи, основывается на другой единственной сильной привязанности, которую они испытали в прошлом, и они пытаются выразить свою новую привязанность знакомыми способами, теми, которые они хорошо знают, детскими способами желания, требования, вершинами и пропастями чувств, бурными вспышками гнева и приступами обиды. Привязанность может быть очень напряженной, и к ней обычно добавляется сексуальное влечение, хотя и не всегда открытое. И тем не менее это очень ограниченная разновидность любви.
Современный обычай раннего создания пар — молодые люди «ходят» вместе — подкрепляет первые пробные привязанности мальчика и девочки, хотя бы только из привычки к зависимости: теперь у каждого есть надежные свидания. И почти автоматически такая примитивная молодежная любовь перерастает в требования брачных отношений.
Когда молодые люди, вчерашние подростки, очертя голову влюбляются, они приносят с собой все неразрешенные инфантильные привязанности. Мальчик, у которого еще не было времени или опыта, чтобы перерасти сильную привязанность к матери, кончает тем, что вырабатывает такую же привязанность к своей жене-матери, а она тоже вносит свои детские привязанности в отношения с мужем. Ни один из них еще не умеет улучшать отношения с лицом противоположного пола, никто не знает зрелого способа любви. Таким двум молодым супругам нелегко расти вместе и преобразовывать свою любовь, придавая ей более зрелые и свободные формы. Весьма вероятно, их младенческие потребности сохранятся, и молодежная любовь превратится в невротическую.
[339]

Испытательная площадка для любви

Брак требует наиболее зрелых выражений любви мужчины и женщины, это испытательный полигон любви. Никакие другие отношения на эти не похожи, и никто не готовит нас к ним. Большинство наших прошлых отношений с людьми были преходящими или фрагментарными. Господствующая одномерная привязанность к родителям, отношения соперничества с братьями и сестрами, редкая дружба или подростковое сексуальное увлечение — ничто их этих видов отношений не дает практики, которая необходима для многомерной, многосторонней любви и совместной жизни в браке. Но все вместе они могут такую основу дать.
Молодые люди, не отказавшиеся еще от отношений зависимости, не готовы к единственной сильной любви, с которой связана целиком личность. У них мало возможностей разрешить свои детские привязанности в любви, которая так многого от них требует и с которой они связывают свои нацежды и желания. Необычайно мала вероятность того, что можно одним широким шагом совершить переход от незрелости к зрелости. Первая подростковая любовь может созреть и привести к зрелой любви, но это скорее исключение, чем правило. Обычно нужно три, четыре, пять или больше влюбленностей, из которых извлекается сладость и удовольствие любовных переживаний, но не ожидается удовлетворение самых глубоких потребностей. Опыт таких влюбленностей, особенно если они отличаются разнообразием, представляет необходимый материал для размышлений. Вместо того чтобы заниматься исключительно своими желаниями, у человека появляется возможность оценить, что же реально произошло в его отношениях с другими людьми. Молодой влюбленный увеличивает понимание самого себя и окружающих и становится более готов к созданию важной привязанности на взрослом уровне.

18. ЗРЕЛАЯ ЛЮБОВЬ

Выражение «зрелая любовь» звучит как «усталая любовь», остывшая любовь с выветрившимися ароматами. Начинаешь подозревать, что люди, не способные больше на страсть и романтику, называют свою любовь зрелой, словно зрелая любовь — это горькие плоды старости.
Однако если мы сформулируем то же самое по-другому — как любовь зрелых людей, мы яснее увидим то, что помогает нам лучше понять любовь, а именно — самого человека любящего. Каковы характеристики любящего человека, которые делают его любовь зрелой?

Некоторые развеянные мифы

Начнем с того, что рассмотрим некоторые мифы о зрелости; их существует немало. Один из них: зрелый человек — это обязательно старик. Мы знаем, что это не так. Конечно, есть много стариков, зрелость которых ярко проявляется в терпимости и мудрости. Но другие старики точно так же капризны, раздражительны и требовательны, какими были подростками, только теперь их незрелое поведение
[341]
еще менее привлекательно, чем когда было закутано в одеяние молодости. И в то же время мы часто встречаем молодых людей, которые демонстрируют значительную психологическую или интеллектуальную зрелость, вопреки своему ограниченному опыту. Очевидно, возраст сам по себе не соотносится со зрелостью.
Трудно было бы определить минимальный возраст, необходимый для достижения психологической зрелости. С такой трудностью сталкиваешься повсюду. Например, в Соединенных Штатах молодые люди считаются достаточно зрелыми, чтобы с восемнадцати лет сражаться и умирать за свою страну, но голосовать им разрешается лишь с 21 года. Возраст половой зрелости, или совершеннолетия, меняется от одного государства к другому. С чисто психологической точки зрения, зрелость — это в идеале фаза роста, которая следует непосредственно за подростковым возрастом. Это не означает, что зрелые суждения раньше делать невозможно. Даже дошкольники — отчасти в силу своей наивности — иногда способны видеть вещи отчетливей, чем мы. Это не делает их зрелыми индивидами, как одна малиновка не делает весну. Мы ожидаем обретения некоторого объема знаний, опьгга и достаточного психологического и физического роста, чтобы позволить человеку не быть зависимым от другого до достижения зрелости. И хотя для этого совсем не обязательно становиться стариком, маловероятно, чтобы такая зрелость была достигнута до окончания подросткового возраста.
Если мы приравняем зрелость к здравому смыслу, мы столкнемся с еще одним мифом — о том, что зрелые люди скучны, а интересны только невротики. Многие невротики действительно интересны — на один-два вечера. Но жизнь с невротиком скорее всего будет утомительной, если не деструктивной.
Зрелость не обязательно скучна. Скучными могут быть и зрелые и незрелые люди. Интересные люди по мере взросления становятся более интересными. Зрелые люди могут быть веселыми, они могут любить приключения, не будучи при этом безрассудными. Они приветствуют изменения, разнообразие, неожиданности. Они могут быть смелыми,
[342]



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Возможна ли дружба между мужчиной и женщиной
  • Основы психологической защиты. - Из цикла "Психология успеха"
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Притча «Али, сын отца искателя»
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Притча «Любовь или нет?»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • 10 признаков умных людей
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Дэн Вальдшмидт. Любовь или пассивная агрессия?
  • В чем секрет счастливого брака?
  • Притча «Деятельность и просветление»
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Эрих Фром говорил…
  • Афоризмы психотерапевтов: Валерио Альбисетти
  • Знакомство со своей Тенью
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Г. Фельсер. Шесть признаков для симпатии
  • Притча «Одиночество»
  • Папуш М.П. Эрик Берн
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Кое-что об отношениях людей
  • Притча «Он и Она»
  • Анна Паулсен. ЕЩЁ О НАРЦИССИЧЕСКОЙ ТРАВМЕ
  • Валери Браун. Как победить неуверенность в себе — советы подросткам
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • 15 вещей, которые нужно перестать делать. - Психология успеха
  • Шамир Тиляев. Что такое обида и как с ней справиться? - Шамир Тиляев
  • Текст для тех кому одиноко или грустно. Поэма Desiderata, написанная Максом Эрманом.
  • Почему люди повторяют одни и те же глупости?
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Роман Буряк. Чем руководствуются лидеры?
  • Притча «Три способа оскорбления»
  • Психолог - «Родители, будьте примером ребёнку»
  • Одиночество провоцирует воспаление в организме?
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Какие последствия приворота мужчины?
  • Бернарда Шоу о жизни.
  • Девять привычек уверенных в себе людей
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Друзья, кто они?»
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Ирина Залесская. Навязчивое негативное мышление и как с ним бороться. - Психология для всех
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Токсичные отношения и что с ними можно сделать
  • Притча «Полезный и бесполезный»
  • Метод Сакити Тойода или метод пяти «ПОЧЕМУ»
  • Семь психологических правил, которые помогают жить



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь