Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 36873

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

1.1.5. Типы организации характеров
В этом разделе мы кратко вернемся к теории фаз инфантильной психологической организации, по 3. Фрейду и Э. Эриксону, рассматривая их с точки зрения формирования индивидуально-типологических свойств личности на разных стадиях индивидуального развития, а также рассмотрим теорию базового отношения к людям, по К. Хорни (1995) и теорию типов организации характера (Мак-Вильяме, 1998; Наранхо, 1998; Попов, Вид, 2000).
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования (Гиппенрейтер, 1988). Если попытаться кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
Между внешними проявлениями характера, его внутренними механизмами и специфической историей его формирования существуют определенные отношения. Характер человека в обычной жизни играет роль психического аппарата защиты, сходную с ролью сопротивления в процессе лечения. В. Райх на основании этой связи ввел термин «сопротивление характера». Проследив формирование характера вплоть до раннего детства, можно установить, что оно в свое время происходило на таких же основаниях и для таких же целей, которым служит. сопротивление характера в процессе психоанализа. Проявление характера как сопротивления в анализе отражает его инфантильный генезис. Случайно возникающие ситуации, позволяющие сопротивлению характера выступить в ходе анализа, есть точное клише тех ситуаций детства, которые привели в действие процесс формирования характера. Так, в сопротивлении характера функция защиты комбинируется с переносом инфантильных отношений на окружающий мир (Райх, 1999).
Сопротивление характера служит избеганию неудовольствия, созданию и поддержанию психического (пусть даже невротического) равновесия и, наконец, истощению вытесненных или избежавших вытеснения влечений. Сопротивление характера обнаруживается не содержательно, а формально в типичных, неизменных способах общего поведения, в манере говорить, в походке, мимике и в особых способах поведения (усмешка, высмеивание, упорядоченная или сбивчивая речь, вид вежливости, вид агрессивности и т. д.). Для сопротивления характера примечательно не то, что пациент говорит и делает, а как он говорит и действует, не то, что он рассказывает о сновидении, а как он цензурирует, искажает, сгущает и т. д.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ И ФАЗЫ ИНФАНТИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Классический психоанализ подходит к изучению характера личности двумя очень разными путями, вытекающими из двух предшествовавших им моделей индивидуального развития. Во фрейдовской теории этапов психосексуального развития были сделаны попытки понять личность на основе фиксации: на каком раннем этапе развития данный индивид был психологически травмирован (Мак-Вильяме, 1998).
Теория Фрейда постулирует: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо ранней фазе своего психосексуального развития (в результате конституциональных особенностей ребенка и действий родителей), он будет «фиксирован» на проблемах данной фазы. Характер личности понимался как выражение влияний подобной фиксации, растянутых во времени: если взрослый человек обладает шизоидной личностью, то им либо пренебрегали, либо ему чрезмерно потворствовали в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза развития); в случае проявления обсессивных симптомов считалось, что проблемы возникли в промежутке между полутора и тремя годами (анальная фаза); в случае истерии – ребенок был отвергнут или соблазнен либо и то и другое в возрасте от трех до шести лет, когда интересы ребенка направлены на гениталии и сексуальность (фаллическая фаза развития).
Позднее, с развитием Э. Эриксоном эго-психоло-гии, характер был переосмыслен как совокупность определенных механизмов защиты: какими способами данный индивид избегает состояния тревоги?
Психологической защитой называется специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Каждый человек предпочитает определенные защиты, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями. Это предпочтительное автоматическое использование определенной защиты или набора защит является результатом по меньшей мере четырех факторов:
• врожденного темперамента;
• природы стрессов, пережитых в раннем детстве;
• защит, образцами для которых (а иногда и сознательными учителями) были родители или другие значимые фигуры;
• усвоенных опытным путем последствий использования отдельных защит.
Первичные защиты
Как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защитам «низшего порядка», относятся те, что имеют дело с границей между собственным «Я» и внешним миром. Примитивная защита всегда содержит два качества, связанных с довербальной стадией развития: недостаточную связь с принципом реальности и недостаточный учет отде-ленности и константности объектов, находящихся вне собственного «Я». К примитивным защитам принято относить изоляцию, отрицание, всемогущественный контроль, примитивные идеализацию и обесценивание, проективную и интроективную идентификацию.
Изоляция позволяет блокировать неприятные эмоции, так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в сознании индивидуума не проявляется. Это наиболее универсальная защита, позволяющая облачить самого себя в «смирительную рубашку». Плата за подавление неприятных эмоций – утрата естественности чувств, ослабление интуиции, а в конечном счете – самоотчуждение «Я» и появление комплекса шизоидности.
Отказ принять существование неприятностей – еще один ранний способ справляться с ними. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему». Большинство из нас до некоторой степени прибегают к отрицанию с достойной целью сделать жизнь менее неприятной, и у многих людей есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Защитный механизм отрицания позволяет частично или полностью игнорировать информацию, несовместимую со сложившимися представлениями о себе.
Всемогущий контроль. Ощущение, что ты обладаешь силой, способен влиять на мир, является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества. Некоторый здоровый остаток этого инфантильного ощущения всемогущества сохраняется во всех нас и поддерживает чувство компетентности и жизненной успешности. Если мы эффективно осуществляем свое намерение, у нас возникает чувство эмоционального подъема.
Примитивная идеализация и обесценивание. У многих людей потребность идеализировать остается более или менее неизменной еще с младенчества. Их поведение обнаруживает признаки архаических отчаянных усилий противопоставить внутреннему паническому ужасу уверенность в том, что кто-то, к кому они привязаны, всемогущ, всеведущ и бесконечно благосклонен, и психологическое слияние с этим сверхъестественным другим обеспечивает им безопасность. Они также надеются освободиться от стыда: побочным продуктом идеализации и связанной с ней веры в совершенство является то, что собственные несовершенства переносятся особенно болезненно; слияние с идеализируемым объектом – естественное в этой ситуации лекарство. Примитивное обесценивание – неизбежная оборотная сторона потребности в идеализации. Поскольку в человеческой жизни нет ничего совершенного, архаические пути идеализации неизбежно приводят к разочарованию. Чем сильнее идеализируется объект, тем более радикальное обесценивание его ожидает; чем больше иллюзий, тем тяжелее переживается их крушение.
Проекция, интроекция и проективная идентификация. Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям с целью переложить ответственность за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Интроекция – это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. Обиходные синонимы ее – внушаемость, «флюгерность». Это тенденция присваивать убеждения, чувства и установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать «своими собственными». В результате граница между «Я» и средой перемещается глубоко внутрь «Я», и индивидуум настолько занят усвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственную личность. Когда проекция и интроекция работают сообща, они объединяются в единую защиту, называемую проективной идентификацией.
Вторичные защиты
Защиты, причисляемые ко вторичным – более зрелым, более развитым, или к защитам «высшего порядка», «работают» с внутренними границами – между Эго, супер-Эго и Ид, или между наблюдающей и переживающей частями Эго. К защитам высшего порядка относятся: репрессия (вытеснение), изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компарт-ментализация (раздельное мышление), аннулирование, поворот против себя, идентификация.
Репрессия (вытеснение) – это мотивированное зазывание или игнорирование мыслей, воспоминаний, переживаний. Защитный механизм вытеснения обычно позволяет избежать внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания (забывания) не информации о каком-то поступке или событии в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Вытеснение направлено на то, что раньше было осознано, хотя бы частично, а запрещенным стало вторично и поэтому не удерживается в памяти.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Ф.Е.Василюк ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ К ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Джемс. Психология.
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь