Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 36869

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Сверхпунктуальный (ананкастический) тип прямо противоположен демонстративному и отличается недостаточной способностью к вытеснению. Ананкасты не в состоянии принять решение даже тогда, когда для этого существуют все предпосылки. Прежде чем начать действовать, они стремятся взвесить все до последней мелочи и не могут исключить из сознания ни одну мельчайшую возможность, способную привести к более удачным решениям. Они не способны к вытеснениям и потому испытывают затруднения перед попытками что-то сделать.
Застревающий. Характеризуется развитой и конкретно направленной волей. У людей с застревающим характером наблюдается соблазн властвовать, они ему часто поддаются, хотя подавление других не всегда является умышленным. Они могут быть навязчивыми в общении и инертными в выполнении различных дел. Мелочной скрупулезностью в делах они могут терроризировать окружающих. Люди с таким характером злопамятны, но это определяется не их принципами, а тем, что неприятные образы и эмоции легко вспоминаются и все переживается так, как будто было вчера. Неприятности не забываются, а наслаиваются одна на другую, накапливаются. Логико-понятийное мышление этого типа личности развивается за счет заимствования от окружающих новых мыслей. При этом из того, что слышно вокруг, воспринимается лишь то, что имеет отношение непосредственно к предмету внимания. Если он поставил себе цель, то эмоционально привяжется к ней, «застрянет» на ней и будет устойчивым в эмоциональном стремлении к ее достижению. Его цели – внешние, конкретные: власть, авторитет, успех.
1.1.3. Типология индивидуально-личностных свойств
Теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально-личностных свойств, разработанная Л.Н. Собчик (2003), упорядочивает классификации типов личности многих психологических школ, не вступая в противоречия с ними.
Согласно этой теории, личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального факторов.
По данной типологии, реакции людей на внешние воздействия делятся таким образом:
1. Реакция, силы которой направлены вовне (насту-пательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других).
2. Реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).
Далее типология конституционально заданных свойств в соответствии с ведущими тенденциями в психологических особенностях может быть представлена следующими противоположными признаками: интроверсия–экстраверсия, тревожность-агрессивность, ригидность–лабильность, сенситив-ность–спонтанность (рис. 1.1).
Ведущие индивидуально-типологические особенности и сопряженный с ними социально-психологический и когнитивный индивидуальный стиль


Когнитивный стиль:
Левополушарный:
1. Абстрактно-аналитический (вербальный).
3. Синтетический, рациональный, формально-логический.
Правополушарный:
2. Чувственный (наглядно-образный).
4. Целостный, эвритический (интуитивный).

Рис. 1.1.
Таким образом, типология индивидуальности базируется на восьми основных-тенденциях, производными которых являются разные варианты социального поведения как результат сочетания двух соседствующих на схеме индивидуально-личностных тенденций. Кроме того, индивидуально-типологический паттерн позволяет также судить о преобладающем стиле интеллектуальной деятельности.
1.1.4. Типология стилей жизни
Типология, предложенная А. Кроником и Р. Ахме-ровым (Кроник, Ахмеров, 2003) в рамках разработанного ими метода каузометрии, или метода анализа жизненного пути человека, основана на рассмотрении индивидуального стиля жизни личности как реализации ее представлений о счастье и путях его обретения. Безусловно, индивидуальные представления о счастье и путях его обретения формируются, функционируют и развиваются под непосредственным влиянием норм и ценностей малых и больших групп, в которые входит человек, а также более широких мировоззренческих ориентации, присущих обществу в целом и характеризующих особенности культурно-исторической эпохи. Тем не менее в данной типологии выделяются конкретные внутриличностные механизмы стилеобразования, при помощи которых только и могут выполнять свои стилеобразующие функции условия микро- и макросреды, нормы, ценности и мировоззренческие ориентации общества.
Психологический подход к исследованию человеческой жизни неразрывно связан с анализом деятельности. При анализе деятельности как субъект-объектного взаимодействия прежде всего учитывается наличие у субъекта определенных потребностей – нужд в тех или иных веществах или свойствах окружающей среды, необходимых для поддержания его жизни. Удовлетворить свои потребности субъект может, только обратившись к соответствующим объектам. Свойство объекта, могущее удовлетворить потребность субъекта, названо полезностью. Помимо полезности, объект обладает еще одним свойством – сложностью, под которой понимается совокупность внутренних связей элементов данного объекта и его внешних связей с другими объектами. Эти связи определяют диапазон изменчивости объекта и число возможных степеней свободы в его взаимодействиях с другими объектами. Поэтому для субъекта мерой предсказуемости объекта является сложность его (объекта) поведения. Чем сложнее объект, тем изменчивее он и тем труднее его предсказать. Сложность обусловливает те или иные средства, необходимые для овладения объектом, и соответствующие свойства субъекта, ответственные за нахождение и использование данных средств. Эти свойства субъекта являются его способностями.
Психологические способы обретения счастья, понимаемые как способы саморегуляции человеком своей мотивации к миру, включают в себя прежде всего различные формы саморегуляции – управления человеком психологическими условиями спонтанного (непроизвольного) возникновения у него состояния счастья.
Авторы выделяют две формы такой саморегуляции: усиление человеком значимости мира и усиление своих возможностей. Указанные формы осуществляются в результате применения конкретных принципов саморегуляции. Так, стремясь усилить значимость мира (степень удовлетворенности им), человек может пытаться увеличить его полезность или, если это невозможно, уменьшить свои потребности. Стремление к усилению человеком своих возможностей может быть реализовано посредством уменьшения сложности мира или увеличения собственных способностей. Следовательно, существует четыре относительно независимых принципа саморегуляции человеком своей мотивации к миру: максимизация полезности, минимизация потребностей, минимизация сложности, максимизация способностей.
Таблица 1.2.
Соответствие между эвдемоническими установками и характеристиками поведения и темперамента
Эвдемони-
ческие установки Принципы саморегуляции Стили жизни Пути к счастью Тип личности, по Г. Айзенку Тип
темперамента
Деятельные Максимизация способностей Деяние Самосовершенствование Невротичный экстраверт Холерик
Созерцательные Минимизация сложности Созерцание Познание мира Эмоционально стабильный интроверт Флегматик
Гедонистические Максимизация полезности Гедоним Пользование миром Эмоционально стабильный экстраверт Сангвиник
Аскетические Минимизация
потребностей Аскеза Самоограничение Невротичный интроверт Меланхолик
Отношения человека к возможным психологическим способам обретения счастья формируют особого рода эвдемонические установки (диспозиции). Термин «установка» (или «диспозиция») используется здесь в его традиционном психологическом значении и обозначает фиксированные в социальном опыте личности предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом (Саморегуляция, 1979). Термин «эвдемонические» обозначает, что речь идет в данном случае об установках по отношению к способам обретения счастья («эвдемония» в переводе с греческого на русский язык означает «счастье» или «блаженство»). В соответствии с четырьмя принципами саморегуляции в системе «человек – мир» выделяются и четыре класса эвдемонических установок и соответствующих им поведенческих и личностных особенностей (табл. 1.2).



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Полное собрание сочинений К.Г. Юнга. The Collected Works of C.G. Jung
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Эйдемиллер Э. Г. Юстицкий В. В. Семейная психотерапия.
  • Раздел пятый. Потребности. Мотивы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Программа «Психолого-педагогическая работа с детьми групп риска»
  • Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Фрейд Анна. Психология Я и защитные механизмы.
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Абрамова Г.С. Практическая психология
  • Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Дубровиной И.В. Практическая психология образования. Под редакцией
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Ф.Е.Василюк ОТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ К ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Журавлева А.Л. Социальная психология. Под редакцией
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Александров А. А.- Интегративная психотерапия
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Л. Хьелл, Д. Зиглер Теории личности
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ермакова П.Н., Лабунской В.А. Психология личности. Под редакцией
  • Братченко С.Л. - Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Лавриненко В.Н. - Психология и этика делового общения
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Джемс. Психология.
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Королькова Е.А. Непроработанная агрессия как фактор обрыва психотерапии
  • Абдурахманов Р.А. - Военная психология
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь