Малкина-Пых Ирина Германовна. Возрастные кризисы взрослости. Справочник практического психолога.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 36937

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

РАБОТА С ОБРАЗОМ «Я»
Понятие образа «Я» включает в себя целый ряд аспектов, в том числе то, как человек видит себя в этом мире (как он видит отношения между своей личностью и своими трудностями), способ его отношения к своему телу (как он осознает мышечные напряжения, которые могут способствовать его проблеме). Образ «Я» является описательной составляющей Я-концепции – системы представлений человека о самом себе. В рамках единой Я-концепции выделяют различные составляющие:
• Я-физическое, как схема собственного тела;
• Я-социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
• Я-экзистенциальное, как оценка себя в аспекте жизни и смерти.
Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.
Очень многие эмоциональные расстройства связаны с нарушением образа тела. Это нарушение связано с тем, что ребенок не получил через телесный контакт с матерью ощущения своего физического «Я».
Фельденкрайз (1997) в своей работе «Осознавание через движение», рассматривая вопросы, связанные с образом «Я» и движением, выделяет четыре компонента образа себя: движение, ощущение, чувствование и мышление: «Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе».
Ниже приводится комплекс ритмо-двигательных упражнений, направленный на выявление и совершенствование образа «Я».
РАЗМИНКА
Упражнение 1. «Метаморфозы»
«Основа упражнения – имитация движений гусеницы, куколки и, наконец, бабочки. Эти образы выбраны не случайно: жизненный цикл развития бабочки как нельзя лучше символизирует этапы формирования человеческой души.
Вначале гусеница вылупляется из яйца. Сосредоточьтесь на внутреннем ритме. Вы находитесь в ограниченном пространстве. Динамика ваших движений тоже строго ограничена – вы совершаете колебательные движения, разрывая оболочку. Подчинитесь им, даже если их ритм не совпадает с музыкальным. Это ваш внутренний ритм, диктующий ваше индивидуальное состояние комфорта. Представьте себя новорожденной гусеницей – какая она? чего она хочет? почему хочет именно этого?
Следующий этап – стадия гусеницы. Это активные движения, дающие возможность выплеснуть эмоции. Ваш внутренний ритм сам по себе согласуется с ритмом музыки. Подумайте о том, как выглядит ваша гусеница, как перемещается.
Далее следует стадия куколки. Гусеница «забирается» в жесткий кокон, чтобы созреть для нового рождения. Полностью сосредоточьтесь на анализе того, что вы хотите выразить своей пластикой. Сдерживайте амплитуду движений, пока на некоторое время не застынете в неподвижности.
А теперь вы начинаете постепенно шевелиться, все активнее пробиваясь из кокона, помогая себе конечностями, головой, всем телом. Теперь язык вашего тела снова изменился. Учитесь его понимать, чтобы в дальнейшем, когда ваша «бабочка», взмахнув руками-крыльями, станцует спонтанный танец чувств и мыслей, вы точно понимали, что именно танцуете.
Вы разорвали кокон, но пока ваши лапки и крылья еще слабые и мягкие. Постепенно они крепнут, и вы можете выразить в танце свой восторг и упоение жизнью после рождения из куколки!
Вы обрели себя, свое истинное «Я», вас больше не стесняют никакие рамки, ведь танцует ваша Душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное – тают иллюзии, уходят неприятные переживания, воспоминания и вместе с тем высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых подчас не хватает всем нам, чтобы радоваться жизни. Отныне живите в радости и творите ее вокруг себя. Будьте здоровы!»
Упражнение 2. «Ум, чувства, тело»
Участник выбирает из группы троих – они будут его «умом», «чувствами» и «телом». Затем он придает каждому из них форму, выражающую типичное состояние данной части его личности, и составляет из них скульптурную группу, отражающую состояние этих частей. После того как партнеры некоторое время побыли «частями» другого, они должны поделиться с ним своими впечатлениями, рассказать, каково им быть его чувствами, телом и умом.
Упражнение позволяет увидеть разницу в степени осознания составляющих частей личности. В дальнейшем это может привести к их гармонизации.
Упражнение 3. «Ходьба с зажимами»
«Вы идете по кругу. Продолжая идти, напрягите до предела правую руку... левую руку... всю верхнюю половину тела... левую ногу... правую ногу... обе ноги... всю нижнюю половину тела... поясницу... Представьте себе, что вы – маленькие дети... роботы... старики... Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза... Представьте себе, что ваше тело практически невесомо... Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочется... Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете...»
Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.
Упражнение 4. «Звери, птицы, рыбы»
«Вы идете по кругу. Представьте себя хищной птицей... маленьким цыпленком... кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)... слоном... снова птицей... рыбой... бабочкой... Представьте себя любым зверем – таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи; побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличье этого зверя? А теперь вы снова – люди. Темп движения – спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов».
БЫСТРАЯ ЧАСТЬ
Упражнение 1. «Джаз-танец»
1. Исходное положение (и. п.) – стойка ноги врозь, стопы параллельно. Наклоны головы вперед-назад. По 8 раз. Следите за осанкой. Плечи не поднимать.
2. И. п. – то же. Повороты головы направо, налево. По 8 раз.
3. И. п. – то же. Круговые движения головой. 2 раза вправо, 2 раза влево.
4. И. п. – то же, руки вниз. Поднимание и опускание плеч. Выполнять движения с максимальной амплитудой. По 8 раз.
5. И. п. – то же. Поочередное поднимание плеч в сочетании с приседанием: 4 движения то одним, то другим плечом во время сгибания ног, 4 – при разгибании. 4 раза.
6. И. п. – то же. Выведение одного плеча вперед, другого вверх. 8 раз.
7. И. п. – то же. 1 – поднять плечи вверх; 2 – «сбросить» плечи вперед (расслабленно опустить, спина слегка округлена); 3 – выпрямляясь, поднять плечи вверх; 4 – «сбросить» назад (опустить плечи вниз с небольшим круговым движением назад, слегка прогибаясь в поясничном отделе позвоночника, лопатки свести) – рис. 2.6.
8. И. п. – стойка ноги врозь, руки на голове. Движения грудной клетки вправо-влево. Голова неподвижна. 16 раз.

Рис. 2.6.
9. И. п. – то же, но в полуприседе на двух ногах, руки в стороны. 16 раз.
10. И. п. – полуприсед в стойке ноги врозь, руки на бедрах. Движение грудной клетки вперед, назад с одновременным сведением и разведением локтей. 16 раз (рис. 2.7).
11. И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны. Движение таза вправо-влево, грудная клетка фиксирована. По 8 раз.
12. И. п. – стойка ноги врозь, но руки вперед. Движение таза вперед, назад. По 8 раз.
Рис. 2.7.

13. И. п. – то же. «Рисовать» тазом «восьмерки». 16 раз.
14. И. п. – широкая стойка ноги врозь, руки вверх, ладонь одной на тыльной стороне кисти другой руки. Сгибая правую ногу, наклон вперед, руки опустить между ног; перенося тяжесть тела на обе ноги и сохраняя положение приседа, пружинящий наклон вперед; перенося тяжесть тела на левую ногу, пружинящий наклон вперед, принять и. п. 8 раз.
15. И. п. – упор стоя. Поочередное сгибание и разгибание ног. По 8–16 раз каждой ногой.
16. И. п. – упор стоя ноги врозь. Подъем на полупальцы правой ноги, таз вправо, то же левой. По 8–16 раз.
17. То же, но подъем на полупальцы обеих ног одновременно.
18. И. п. – стойка ноги врозь (стопы параллельно) – рис. 2.8.
Такт I. 1 – поднимаясь на полупальцы левой ноги, правую вперед, скрестно перед левой, слегка согнутые руки вправо; и – немного спружинить на левой ноге;

Рис. 2.8. 354



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Art therapy training on the formation of a conscious relationship to the process of self-discovery
  • А. В. Федоров. Образ России в современной западной прессе
  • Art therapy training and self-reflection
  • Jacques Lacan in French. Bibliographies.
  • Георгий Почепцов. Размещение в популярных телесериалах «квантов» здорового поведения: американский опыт
  • How does the nature of our birth order
  • Лихобабенко Светлана Викторовна. Воспитание в контексте микрофакторов социализации
  • Волков Е.Н. Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов
  • Azar Betty, Hagen Stacy Basic English Grammar
  • Женатым мужчинам не нравятся женщины, готовые к зачатию
  • Training: "Team unity"
  • Important questions that can be asked in a given period of work of the psychologist with the client.
  • Юм Д. ИССЛЕДОВАНИЕ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
  • Dusay J.M. Ответ на игры в терапии
  • Murphy Raymond, Smalzer William. Basic Grammar in Use
  • Палларо П. Соматический контрперенос: терапевт во взаимоотношениях
  • Technique counseling in a systems approach
  • Speech techniques in psychological counseling.
  • Drawing "Man in the rain."
  • Георгий Почепцов. Человек между большой и малой ложью: от госпропаганды до фейков
  • "The size of a woman shows how much space it occupies in the heart of her husband."
  • Ягнюк К.В. Ограниченная во времени динамическая психотерапия: своя среди чужих, чужая среди своих
  • Худоян С.С. Терапия лишением смысла или когнитивно-логотерапевтический подход к преодолению игровой зависимости
  • Чиркова М. А. Анализ жизненных сценариев на материале авторской сказки
  • Ворден В. Понимание процесса горевания
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством трудовой деятельности
  • Георгий Почепцов. Новое в теории журналистики: Ален де Боттон о роли новостей в современном мире
  • А. В. Федоров. Виртуальный мир криминала: анализ медиатекстов детективного жанра на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  • Главный Редактор. Teaching Children with the SMILE
  • Smalzer William, Murphy Raymond. Basic Grammar in Use. Workbook
  • Critical Thinking: Basic Principles and Techniques
  • Георгий Почепцов. Бихевиористские интервенции: от мирного до военного использования
  • Зимбардо Филип, Андерсен Сьюзен. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции.
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Betty Azar Fundamentals of English Grammar
  • Technique decision. Descartes Square
  • Микаэлян Л.Л., Хамитова И.Ю., Климова С.В., Фисун Е.В. О значении практики в медицинских учреждениях в процессе обучения системной семейной терапии
  • Judy B. Gilbert Clear Speech. Student's Book
  • Шнейдман Э. Самоубийство как душевная боль
  • Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др. Spotlight 6 (Английский в фокусе. 6 класс). Учебник
  • Самохвалова Нина Александровна. Роль развивающих игр в развитии сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста
  • Карлин Е. А. Полиамория как форма отношений. Размышления в контексте психотерапии
  • Michael Swan Practical English Usage (3rd Edition)
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Андрей Ловаков. Как мужчины и женщины демонстрируют любовь в браке
  • Интернет крадет нашу память. Влияние веб-поиска на транзактивную память и запоминание информации
  • Эго-психология; ego psychology
  • «Униженность и оскорбленность» как черта личности: феноменологический анализ позиции жертвы
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Статья на тему «Развитие речи детей раннего возраста посредством фольклора»
  • Климов Е.А. ГИПОТЕЗА "МЕТЕЛОК" И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИИ ПСИХОЛОГА



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь