Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52833

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Монич А. А., Никитина И. П. Методические разработки к те-
левизионным передачам по природоведению для 3 класса.—Л.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.
Прицкер Д. П., Райцес В. И., Шадхан И. А. Методическая
разработка к учебным телевизионным передачам по истории для
8 и 10 классов,—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974.
Полторак Д. И. Опыт учебных телевизионных передач по ис-
тории//Советская педагогика.— 1961.—№ 12.
Полторак Д. И. Применение телевизионных передач в препо-
давании истории//Известия АПН РСФСР. — 1963. — Вып. 128.—
С. 71—84.
Тимерманис Н. В. Методические разработки к циклу телеви-
зионных передач на уроки внеклассного чтения в 4 классе.—Л.:
ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978.
Тульчинская Н. А., Никитина И. П. Дидактические материалы
и методические разработки к учебным телепередачам по приро-
доведению для 4 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.
Точилкина Л. С. Учебные телепередачи по физике для учащих-
ся 9 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
Точилкина Л. С. Методическая разработка к учебным телеви-
зионным передачам по физике для 6—8 классов.—Л.: ЛГПИ
им. А. И. Герцена, 1971.
Точилкина Л. С. Учебные телепередачи по физике для учащих-
ся 7 класса.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.
220

Пятое занятие (практическое)
Урок с применением компьютеров
1. Цели использования компьютера на уроке.
2. Организация деятельности учителя при использовании ком-
пьютера на уроке:
— подготовка к уроку;
— осознание целей применения компьютера (обучающих, раз-
вивающих, воспитывающих);
— включение работы с компьютером в структуру деятельности
учителя на уроке.
3. Организация деятельности учащихся при использовании
компьютера на уроке.
Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы
эффективного применения компьютера в учебном процессе//Во-
просы психологии.— 1985.—№ 3.—С. 41—49.
Гильде В., Альтрихтер 3. С микрокалькулятором в руках/Пер.
с нем. Ю. А. Данилова.—М.: Мир, 1980.
Горский В. Д. Подготовка школьников к работе на ЭВМ //
Школа и производство.—1983.—№ 5.—С. 34—36.
Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен-
ного развития человека//Психологический журнал.—1985.—
Т. 6.—№6.—С. 8—28.
Человек с микрокалькулятором//Наука и жизнь.—1985.—
№ 2.—С. 60—61; 1985.—№ 4.—С. 120—122; 1985.—№ 6.—
С. 38—43.
Задания для самостоятельной работы
Аннотирование и конспектирование литературы
Житомирский В. Г. Вычислительная техника и ее использова-
ние в учебном процессе.— Свердловск: Свердловский пед. инсти-
тут, 1979.
Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспече-
ния компьютерной грамотности учащихся // Вопросы психологии. —
1985.—№ З.—С. 14—22.
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче-
ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973.
Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых инфор-
мационных процессов.—М.: Мысль, 1973.
221

Темы рефератов или докладов
1. Классификация аппаратуры аудиовизуальных средств обу-
чения и их возможности в формировании у школьников единичных,
общих схематизированных представлений и фигуральных концеп-
тов
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
Технические средства обучения в учебном процессе/Под ред.
Б. Г. Сладкевич. —Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.
Технические средства обучения в средней школе / Под ред.
Л. П. Прессмана.—М.: Педагогика, 1972.
Шаповаленко С. Г. О создании системы современного учебного
оборудования для средней общеобразовательной школы//Совет-
ская педагогика.— 1967.—№ 6.
2. Формирование представлений при использовании статиче-
ского и динамического изображения
Ильин Р. Н. Изобразительные ресурсы экрана.—М.: Искус-
ство, 1973.
Степанов А. А. Психологическое значение различного видео-
ряда в обучении//Средства и техника обучения.—Л.: ЛГПИ
им. А. И. Герцена, 1975.—С. 49—56.
Шахмаев Н. М. Дидактические проблемы применения техниче-
ских средств обучения в средней школе.—М.: Педагогика, 1973.
3. Влияние художественного телевидения на развитие ребенка
Ксенофонтов В. В. А если в семье телевизор и ...дети?—М.:
Знание,1973.
Фирсов Б. Телевидение глазами социолога.—М.: Искусство,
1971.
4. Понимание школьниками языка кино и телевидения
Психолингвистические проблемы массовых коммуникаций/Под
ред. А. А. Леонтьева.—М.: Наука, 1974.
Степанов А. А. Психологические основы дидактики учебного
телевидения.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1973.
5. История программированного обучения и использования вы-
числительной техники в обучении
Машбиц Е. И., Бондаровская В. М. Зарубежные концепции про-
граммированного обучения.— Киев, 1962.
Кибернетика и проблемы обучения/Под ред. А. М. Матюшки-
на и др.—М.: Прогресс, 1970.
Обзоры по основным направлениям развития педагогической
науки и народного образования: Центр научной информации.—
Школа и педагогика.—М., 1981.—Вып. 4 (31).
Новые задачи информатики/Под ред. А. П. Ершова.—Ново-
сибирск, 1978.
Раев А. И. Управление умственной деятельностью и умствен-
ное развитие учащихся.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972.
Умственное развитие школьников в условиях программирован-
222
ного обучения/Под ред. А. И. Раева.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Гер-
цена, 1970.
6. Психологические проблемы компьютеризации обучения
Гергей Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы
эффективного применения компьютеров в учебном процессе//Во-
просы психологии.—1985.—№ З.—С. 41—49.
Монахов В. М. Психолого-педагогические проблемы обеспече-
ния компьютерной грамотности учащихся//Вопросы психологии.—
1985.—№ З.—С. 14—22.
Ломов Б. Ф. Научно-технический прогресс и средства умствен-
ного развития человека//Психологический журнал.—1985.—
Т. 6.—№6.—С. 8-28.
Ляудис В. Я., Тихомиров О. К. Психология и практика автома-
тизированного обучения // Вопросы психологии. — 1983. — № 6. —
с. 16—27.
Решение психологических задач
Задача 1
К аудиовизуальным средствам относятся: радиопередача, зву-
козапись, эпипроекция, транспаранты, диапозитивы, диафильмы,
немой кинофильм, звуковой кинофильм, радиовидение, телепере-
дача, видеозапись. К аппаратуре относятся: кинопроектор, диа-
проектор, кадропроектор, графопроектор, проигрыватель, эпипро-
ектор, телеприемник, радиоприемник, магнитофон, видеомагнито-
фон.
Вопросы
1. Какой аппаратуры требуют разные средства для своего
воспроизведения?
2. Какие средства используют только как средства нагляд-
ности, какие могут взять на себя отдельные функции учителя?
Поясните, какие функции при каких условиях может взять на се-
бя то или иное средство.
Задача 2
Принимая на уроке учебную телепередачу или демонстрируя
без перерыва и комментария две части учебного фильма, учитель
может использовать в комплексе с этими средствами другие эк-
ранно-звуковые средства обучения.
Вопросы
1. Какой комплекс предпочтительнее:
а) при закреплении материала;
б) при контроле усвоения на вербальном, на образном уров-
не;
ции,
в) при создании мотивации на восприятие учебной информа-
223

Задача 3
На основе анализа опыта использования микрокалькуляторов
в школьном обучении учитель Т. Я. Зелинская' формулирует сле-
дующие требования к перспективной модели МК инженерного ти-
па для использования в школе:
— это должен быть микрокалькулятор с алгебраической фор-
мой записи операций;
— автономный;
— он должен обладать возможностью выполнять: 4 арифмети-
ческих действия, действия с константой, изменение знака числа,
вычисления с применением скобок, вычисления значений основных
элементарных функций и т. п.;
—— размеры передней панели должны быть не менее 90Х160 мм.
Вопросы
1. Каким целям использования микрокалькуляторов соответ-
ствуют сформулированные требования?
2. Какие требования должны быть сформулированы для того,
чтобы расширить круг педагогических задач, решаемых с помощью
микрокалькулятора?
Задача 4
Учитель Г. Н. Ионов, обобщая опыт работы с микрокалькуля-
торами на уроке, приходит к выводу о том, что «применение про-
граммируемых микрокалькуляторов в качестве контролирующих
и обучающих устройств на уроках математики, физики, химии
позволит интенсифицировать учебный процесс, повысить самостоя-
тельность и активность учащихся, а также будет способствовать
приобретению дополнительных навыков работы с электронной кла-
вишной вычислительной техникой»2.
Вопрос
Какие дидактические условия работы с ПМК могут привести
к подобным психическим изменениям в познавательной деятель-
ности учащихся?
Задача 5
«Игра на машине—это наша радость и наша беда»,—говорит
Н. А. Садовская (преподаватель школьной информатики). «Слиш-
ком велик у ребят интерес к играм, трудно их от игры отвлечь. От-
рываем буквально со слезами. Любая свободная минуточка, толь-
ко преподаватель отвернулся, они тут же игру вызывают. И мы,
наблюдая это, подумали: а почему этот интерес не использовать
во благо содержательному обучению? Как было бы здорово: ре-
1 См.: Зелинская Т. Я. Об оптимальной модели микрокалькулятора для
школы//Математпка в школе.— 1984.—№ 3.—С. 51.
2 Ионов Г. Н. Микрокалькулятор как средство обучения и контроля//Ма-
тематпка в школе.—1984.—№ 3.—С, 52.
224
бенок думает, что он играет, а мы его в чтот момент учим физике.
Или программированию...
Мы с ребятами составили игровые программы типа традици-
онных головоломок. «Задумайте число. Умножьте на два. Вычти-
те пять. Прибавьте столько-то. И скажите мне, какой у вас полу-
чился результат, а я (то есть машина) скажу, какое число вы
задумали»'.
Вопросы
1. Почему игры с машиной вызывают у школьников огромный
интерес?
| 2. Какими могут быть перспективные пути решения проблемы
. соотношения игры и учения в процессе обучения?
1 3. Каковы позитивные и негативные стороны игры учащихся
с машиной?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Марина Владимировна Ермолаева. Экспериментирование как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Козлова Марина Васильевна. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте.
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Сарбулатова Лилия Чулпановна. Лидерские качества младшего школьника
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Лукина Марина Викторовна. Организация игровой деятельности детей
  • Пашкова Анастасия Ивановна Котляр Олеся Викторовна. Статья на тему «Влияние дидактических игр на развитие речевой деятельности старших дошкольников»
  • Наумова Марина Валерьевна Барсукова Ольга Александровна. Статья Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Рычагова Елена Сергеевна. Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Наумова Марина Валерьевна, Барсукова Ольга Александровна. Статья «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь