Алексеев А.А., Архипова И.А., Бабий В.Н. и др. Практикум по возрастной и педагогической психологии.

Категория: Возрастная психология, Педагогическая психология | Просмотров: 52831

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Психологические проблемы совершенствования педагогическо-
го мастерства учителя
На этом занятии студенты выступают с реферативными сооб-
щениями или докладами по заранее разработанной теме, согласо-
ванной с преподавателем психологии, по следующим вопросам:
229

1. Педагогические способности учителя и их развитие.
2. Профессионально-педагогические умения учителя, их фор-
мирование и развитие.
3. Психологические основы педагогического такта и его влия-
ние на учебную деятельность и поведение учащихся.
4. Условия создания здорового психологического климата в
педагогическом коллективе.
5. Самообразование и самовоспитание как условие успеха дея-
тельности учителя.
Ленин В. И. Речь на I съезде по просвещению. 28 августа
1918 г.у/Полн. собр. соч. — Т. 37. ..у,,.
Ленин В. И. Съезду работников просвещения /ПТолк. собр.
соч.—Т. 41.
Крупская Н. К. Воспитательная роль учителя // Пед. соч. —
М.—Т. З.—С. 135—137.
Материалы XXVII съезда К.ПСС.—М.: Политиздат, 1986.
Основные направления реформы общеобразовательной и про-
фессиональной школы: Сб. документов и материалов. —М.: Полит-
издат, 1984.
Алов Г. Н., Виноградов Ю. И., Жегин Ю. В., Куценко В. Г.
и др. Организация учебно-воспитательного процесса в педагоги-
ческом вузе.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984.
Аганисьян В. М. Развитие творческого мышления студентов-
педагогов// Вопросы психологии.—1982.—№ 6. — С. 97—100.
Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки//Избр. пси-
хол. труды. — М., 1980. — Т. 2. — С. 129—267.
Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя. —
Ташкент, 1979.
Васильева 3. И. Коммунистическое воспитание учащихся в
учебной деятельности.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1980.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет-
ровского. — М.: Просвещение 1979. — Гл. 9. — С. 259—283.
Гоноболин Ф. И. Книга об учителе.—М.: Просвещение, 1965.
Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий
процесс: Исследование субъективно-эмоциональной сферы твор-
ческого процесса педагога. — Грозный: Чечено-Ингушский гос.
ун-т, 1976.
Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьни-
ков.—М.: Просвещение, 1976.
Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. —
Л.: Изд-воЛГУ, 1961.
Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя.—Л.:
Изд-во ЛГУ, 1967.
Кулюткин Ю. Н. Психологические знания и учитель// Вопросы
психологии. — 1983. — № 3. — С. 51—61.
Курс общей, возрастной и педагогической психологии/Под ред.
М. В. Гамезо.—М.: Просвещение, 1982. — Вып. З.—С. 165-.
174.
230
Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М.: Педагогика,
1980.
Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы пси-
хологии. М.: Наука, 1984. — Гл. IV. — С. 190—241.
Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. — М.: Пе-
дагогика, 1981.
Методы изучения профессиональной направленности личности
учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской.—Л.: НИИ
00В АПН СССР, 1980.
Моделирование педагогических ситуаций /Под ред. Ю. Н. Ку-
люткина, Г. С. Сухобской.—М.: Педагогика, 1981.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.:
Политиздат, 1983.
Психология труда и личности учителя /Под ред. А. И. Щер-
бакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976. — Вып. 1.—1977.—
Вып. 2.
Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской
школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просве-
щение, 1976.
Страхов И. В. Психологические основы педагогического так-
та. — Саратов, 1972.
Сухомлинский В. А. Педагогическая культура учителя// Раз-
говор с молодым директором школы.—М.: Просвещение, 1973.
Щербаков А. И. Психологические основы формирования личнос-
ти советского учителя в системе высшего педагогического образо-
вания. — Л.: Просвещение, 1967.
Щербаков А. И. Совершенствование системы психологическо-
го образования будущего учителя//Вопросы психологии.—1981.—
№ 5.
Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для
учителя. — М.: Просвещение, 1986.
Задания для самостоятельной работы
Аннотирование или конспектирование литературы
Основные направления реформы общеобразовательной и про-
фессиональной школы: Сборник документов и материалов. — М.,
1984.
Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской
школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвеще-
ние, 1976.
Щербаков А. И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возраст-
ная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.—
М.: Просвещение. — С, 258—283.

Темы рефератов или докладов. Литература
1. Коммунистическое мировоззрение и идейная убежденность--
важнейший компонент педагогического мастерства учителя-воспи-
тателя.
Ачилов М. Нравственное формирование будущего учителя. ~~
Ташкент, 1979.—С. 8—50.
Боборыкин А. Д., Кожухов Ю. В., Петрова Е. В., Богослов-
ский В. В. Краткая профессиограмма учителя истории и общест-
воведения средней общеобразовательной школы//Психология тру-
да и личности учителя.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1977.—
Вып. 2.
Сластенян В. А. Формирование личности учителя советской
школы в процессе профессиональной подготовки.—М.: Просве-
щение, 1976. — С. 34—60.
Пискунов А. И. О совершенствовании подготовки учителя-вос-
питателя// Советская педагогика.—1977.—№ 8.
Щербаков А. И. Профессиограмма учителя советской школы //
Проблемы подготовки студентов педвузов и университетов/ Под
ред. В. С. Грибова.—М.: НИИ ОП АПН СССР, 1976.
2. Профессионально значимые качества личности учителя со-
ветской школы
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Га-
мезо и др. — М.: Просвещение, 1984. — С. 245—254.
Гоноболин Ф. Н. О некоторых психических качествах личнос-
ти учителя// Вопросы психологии. — 1975. —№ 1.
Кондратьева С. В. Понимание учителем личности учащегося//
Вопросы психологии. — 1980. — № 5. — С. 143—148.
Кулешова Л. Н. Некоторые особенности познания учителем
ученика в процессе обучения // Психология труда и личности учи-
теля/Под ред. А. И. Щербакова.—Л.: ЛГПИ им. А. И Герцена,
1976.—Вып. 1.
Сластенин В. А. Формирование творческой личности учителя//
Советская педагогика. — 1975. -—№ 1.
Степанова Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрос-
лых. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981.
Щербаков А. И. О методологии и методике изучения психоло-
гии труда и личности учителя.—Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена,
1976.—Вып. 1.—С. 3—29.
Щербаков А. И. Психологические основы формирования лич-
ности советского учителя в системе высшего педагогического об-
разования.—Л.: Просвещение, 1967.
3. Творческая направленность в деятельности педагога.
Азаров Ю. П. Искусство воспитывать.—М.: Просвещение,
1985.—С. 389—438.
Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Пет'
ровского. — М.: Просвещение, 1979. — С. 258—283.
Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий
процесс. — Грозный, 1976. — С. 3—66.
232
Поляков Е. М. Решение педагогических задач кяк средстро
развития у студентов педагогического мышления//Вопросы фор-
мирования личности учителя в условиях педагогического инсти-
тута. — Саратов, 1970.—С. 105.
Творческая направленность деятельности педагога/Под ред.
Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. — Л.: НИИ 00В АПН СССР, '
1978.
Решение психологических задач
Задача 1
Основной формой организации учебно-воспитательной работы
в школе является урок. Урок — это совместная коллективная дея-
тельность учителя и учащихся, в процессе которой учащиеся ус-
ваивают знания, 'формируют свое миропонимание, отношение к яв-
лениям действительности, к людям, их труду, к себе как субъек-
там деятельности.
Современная педагогическая психология утверждает, что вос-
питательный эффект урока зависит не только от умения учителя
реализовать принципы дидактики и сделать правильный выбор
методов обучения, но и от характера складывающихся взаимоот-
ношений учителя с учащимися. Большое значение имеет также и
то, насколько умело педагог учитывает возрастные особенности
школьников. Целенаправленная, содержательная и четко органи-
зованная учебная деятельность учащихся на уроке — решающий
фактор воспитательного воздействия учителя на учащихся.
Внимательно прочитайте отрывок из статьи учителя А. Гар-
маева и дайте ответы на вопросы.
«...Помню, .как впервые в школе увидел плачущую ученицу.
Причина слез: двойка. Меня это тогда не тронуло, ведь оценка
была выставлена по заслугам. Так же спокойно ставил двойки тем,
кто с программой не справлялся. И с удовольствием начинал за-
ниматься с теми, в ком легко, с желанием отражалось содержание
предмета. При воспоминании об этом периоде работы в школе ста-
новится не по себе. Потому что теперь открылось неправильное
понимание высшей ценности в труде учителя: ею без тени сомне-
ния представлялась учебная программа. А ученик почти не ви-
делся. Хорошей завистью завидуешь тем педагогам, что сумели
найти эту действительную ценность в первые дни своей самостоя-
тельной работы. От скольких горьких минут они ушли!
...Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учи-
теля, которые почти не пользуются отрицательными отметками.
Более того, они и при устной оценке работы учеников ищут преж-
де всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посред-
ственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием — все
дети.
Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не ук-
ладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но од-
нажды...

Клясс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось.
Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озаре-
ние,—реплика. Еще не решение, но путь к нему.
— Вот оно! Сережа! Ты молодец!
И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!».
А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся приз-
наться, что это он — он! — виновник случившегося прозрения.
Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, пе-
дагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов пе-
ревернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной про-
граммы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было
много других со своими именами, индивидульными способностями.
Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок я
уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения
вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть мед-
ленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу заме-
чал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.
А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем
перестал заниматься, получал несколько двоек и разной степени
нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним,
стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва.
Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учите-
лей, вообще от школы—во двор, в компании. Уходил туда, где
в оценке окружающих его парней и сверстников находил разницу
между собой сегодняшним и вчерашним.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Аханькова Елена Александровна. Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников.
  • Севостьянова Наталья Сергеевна. Психология учебной деятельности младшего школьника
  • Сивушкина Марина Николаевна. «Развитие познавательного интереса младших дошкольников с помощью экспериментальной деятельности» (из опыта работы)
  • Скотникова Татьяна Сергеевна. Значение игры для психического развития ребенка.
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Марина Владимировна Ермолаева. Экспериментирование как средство формирование познавательного интереса у детей младшего возраста
  • Гусарова Марина Сергеевна. Особенности игры современных дошкольников
  • Елена Конева. Воспитательно-образовательные возможности игровой деятельности в дошкольном возрасте
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Менщикова Марина Александровна. Роль театрализованной игры в развитии коммуникативной компетенции дошкольников
  • Володькина Марина Викторовна. Сценарий семейной гостиной «Право имею»
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Программа эмоционального развития, обучения общению и взаимодействию детей 6-7 лет. Программа занятий «Детское общество».
  • Хамидуллина Людмила. Презентация Тема: «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
  • Баданина Елена Леонидовна. Развитие внимания посредством конструктивной деятельности у старших дошкольников
  • Архипова Виктория Викторовна. Игра — ведущая деятельность в развитии личности ребенка.
  • Люлина Татьяна Васильевна. «Особенности межличностных отношений в старшей группе»
  • Айбатова Гульфия Файзрахмановна. «Подготовка дошкольников к школе».
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Елена Валериевна Гриднева. Влияние взаимоотношений детей дошкольного возраста на особенности их общения
  • Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации
  • Размышления о новых государственных стандартах в системе дошкольного образования
  • Психологическая сказка про Колючку-Злючку. Для работы с агрессивными проявлениями у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Мыскова Людмила Владимировна. Развитие речи у младших дошкольников
  • Козлова Марина Васильевна. Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте.
  • Шляпина С.С., Болдина Е.А.. Развиваемся, играя!
  • Кузнецова Марина Николаевна. Развитие мелкой моторики и воображения у детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
  • Сарбулатова Лилия Чулпановна. Лидерские качества младшего школьника
  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Макарова Нина Владимировна. Развитие математических представлений у детей раннего дошкольного возраста
  • Лукина Марина Викторовна. Организация игровой деятельности детей
  • Пашкова Анастасия Ивановна Котляр Олеся Викторовна. Статья на тему «Влияние дидактических игр на развитие речевой деятельности старших дошкольников»
  • Наумова Марина Валерьевна Барсукова Ольга Александровна. Статья Тема: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Формы работы с родителями учащихся, относящихся к группе риска.
  • Уразалиева Аделина Растямовна. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ У КРЕАТИВНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Рычагова Елена Сергеевна. Синтез искусств в Парциальной образовательной программе «Весёлый день дошкольника» («ВеДеДо») и синкретизм деятельности дошкольника
  • Белкина Елена. Консультация для родителей 'Обучение дошкольника правилам семейного этикета'
  • Жданова Марина Владимировна. Развитие тактильных ощущений как средство развития речи дошкольника
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Голюхова Тамара Николаевна. Формирование позитивных межличностных отношений у детей, оставшихся без попечения родителей
  • Наумова Марина Валерьевна, Барсукова Ольга Александровна. Статья «Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Татьяна Викторовна Крупенченкова. Формирование игровой деятельности.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь