Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов.

Категория: Библиотека » Общая психология | Просмотров: 179185

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Рекомендуемая литература
1. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 1. — М.: Мысль, 1975.
2. Асмус В. Ф. Трактат о душе: вводная ст. к книге «Аристотель» // Избранные философ-ские труды: В 2 т. Т. 1. — М.: Изд-во МГУ, 1969.
3. Вундт В. Ведение в психологию / Пер. с нем. — М.: Космос, 1912.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в обшую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.
5. Джемс В. Психология. — М., 1991.
6.Локк Дж. Опыт о человеческом разуме // Избр. филос. произведения: В 2-х т. Т. 1. — М.: Соцэкгиз, 1960.
7.ЛурияА. Р. Эволюционное введение в психологию. — М.: Изд-во МГУ, 1975.
8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пел. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос 1998.
9. Петровский А. В. История советской психологии: Формирование основ психологиче-ской науки. — М.: Просвещение, 1967.
10. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999.
11.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
12. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1985.
13. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития пси-
хологической науки. - Изд. 2-е, доп. — М.: Политиздат, 1974.







Глава 3. Понятие о психике и ее эволюции

Краткое содержание
Понятие о психике. Психика как свойство высокоорганизованной живой материи. Природа и механизмы психических явлений. Раздражимость. Чувствительность и ощущения, их свойства и основные различия по сравнению с раздражимостью. Поведение как процесс приспособления к условиям внешней среды. Сознание как высший уровень психического отражения. «Я-концепиия» и критичность человека, их роль в формировании поведения человека. Основные функции психики. Обеспечение адаптации к условиям внешней среды - интегративная функция психики. Общие проблемы происхождения психики человека.
Развитие психики животных. Инстинктивное поведение животных и стадия элементарного поведения. Роль свойств внешних раздражителей в формировании поведения животных, находящихся на уровне развития элементарной сенсорной психики. Дифференциация органов чувствительности. Узловая нервная система И цепное поведение животных. Трубчатая нервная система и усложнение доведения животных. Учение И. П. Павлова об условных и безусловных рефлексах. Стадия навыков и предметного восприятия, ее основные особенности. Стадия интеллектуального поведения. Основные особенности стадии интеллек-туального поведения. Концепция Леонтьсва-Фабри. Идеалистические воззрения П. Шардена на проблему развития психики животных.



3.1. Понятие о психике
В предыдущих главах мы рассматривали психологию как современную и многогранную науку. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных точек зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.
Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в ак-тивном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и меха-низмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. При-чем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объек-тивный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружаю-щем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизо-ванной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеали-стического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.
В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит ос-новой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладаю-щая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объек-тов окружающей среды.
Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. .Эти формы живой мате-рии отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?
Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспо-собления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно бла-годаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.
Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержа-ние микроэлементов в почве и т. д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, при-чем их реагирование по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет актив-ность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Кикотя В.Я. Юридическая психология. Под редакцией
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Ефимова Н.С. Основы общей психологии
  • Учебно - тематический план курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
  • Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы
  • Оксамытный В.В. Общая теория государства и права
  • Раздел второй. Психические процессы для курса дополнительного образования детей «Познай себя». Школа юного психолога
  • Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности.
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Казакова Светлана Анатольевна. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
  • Харитонова Елена Павловна. Психологическая характеристика
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Елена Гордовская. Презентация 'Основные виды деятельности'
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Прияткина А.Ф. Русский язык. Культура речи
  • Сорокун П.А. Основы психологии
  • Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности
  • Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности
  • Фурманов И. А., Фурманова Н. В. - Основы групповой психотерапии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Веккер Л. ПСИХИКА И РЕАЛЬНОСТЬ
  • Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей.
  • Ю.И. Полянский Общая биология. Учебник для 9-10 кл.
  • Лаврова С. Г.. «Развитие речи детей среднего возраста посредством театрализованной деятельности».
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Черенкова Л.В., Краснощекова Е.И. Психофизиология в схемах и комментариях
  • Ильин Е.П. - Мотивация и мотивы
  • Ван дер Харт О. Структурная диссоциация личности. Основные положения
  • Елисеев О.П. - Практикум по психологии личности
  • Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.
  • Леонова Наталья Юрьевна. Развитие речи и готовность к школе
  • Исаева Ольга Сергеевна. Курс 'Методологические основы психологии'
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы.



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь