Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 49808

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

При А. изолированный припадок вслед за ней не развивается. Один из ее вариантов — абсанс-аура [Воронков Г.Л., 1972], при которой в качестве ауры выступают абсансы, проявляющиеся клинически или субклинически, регистрируемые электроэнцефалографически.
А. протрагированная чувствительная [Консторум С.И., 1940]. Разновидность сложной эпилептической А., при которой длительно испытываемые больными перманентные парестезии в какой-либо части тела, временами, перед припадком, усиливаются и становятся болезненными. Больные при этом испытывают ощущение удара электрическим током, появляется чувство тоски и одновременно безразличия, тошноты. Непосредственно припадку предшествует слуховая галлюцинация («Теперь уже все»). Больной переживает в это время и ощущения, связанные с нарушениями мышечно-суставного чувства, например выкручивания руки. Иногда больному удается воздействием на руку, крутя ее в другую сторону, предотвратить припадок.
А. психоинтеллектуальная [Penfield W., 1929]. Разновидность ауры, наблюдаемая чаще всего при психомоторных припадках и сноподобных состояниях Джексона. Больной испытывает переживания «уже виденного», «уже слышанного», деперсонализации. Отмечаются явления макро- и микропсии. Рассматривается как симптом поражения миндалевидного тела.
Аутизм (греч. autos — сам) [Bleuler E., 1911]. «Отщепление» от действительности, фиксация на внутренних переживаниях, аффективных комплексах при шизофрении. Под аутизмом понимают изменение отношения больного к людям, уход в себя, отгороженность от внешнего мира, потерю эмоционального контакта с окружающими. Наблюдается, главным образом, при шизофрении, однако описывается и при грезах у психопатических личностей истероидного круга, у психически здоровых в известные периоды жизни, когда логическое отступает на задний план, — например, у фантазирующих детей при отсутствии у них жизненного опыта, необходимого для овладения логическими формами мышления.
А. детский [Kanner L., 1943]. Характерны следующие признаки: 1) нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни; 2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными; 3) недостаточность принятия позы готовности при взятии на руки; 4) недостаточность коммуникативного пользования речью; 5) прекрасная механическая память; 6) эхолалия; 7) буквальность в употреблении слов; 8) извращенное употребление личных местоимений; 9) нарушение пищеварения на первом году жизни. 10) ранний страх определенных громких звуков и движущихся объектов; 11) монотонное повторение звуков и движений; 12) страх изменений в обстановке (см. Каннера феномен тождества); 13) однообразие спонтанной активности; 14) монотонные механические игры с неигровыми предметами; 15) впечатление хорошего интеллекта благодаря успешности в отдельных навыках и умному выражению лица; 16) серьезное выражение лица, напряженное в присутствии людей; 17) хорошее физическое здоровье (см. Кагана симптомы).
Рассматривается как нозологически неспецифический синдром, один из его вариантов может быть отнесен к шизофрении и обычно предшествует манифестация процесса [Вроно М.С., 1971, 1976]. Наряду с этим синдром детского аутизма выделяется при шизоидной психопатии как органический аутизм, парааутистические состояния по типу невротических реакций, а также в связи с экзогенными вредностями в анте- и перинатальном развитии при известной неравномерности и задержке развития в дальнейшем [Каган В.Е., 1981].
См. также Кагана симптомы детского аутизма.
Син.: синдром Каннера.
А. судорожный [Boyer J.S., Deschartrette A., 1980]. Сочетание детского аутизма с Леннокса—Гасто синдромом. С устранением в процессе лечения эпилептических припадков явления аутизма идут на убыль и отмечается восстановление интеллектуального уровня.
Син.: синдром Буайе—Дешатретта.
Аутистическая психопатия детская [Asperger H., 1944]. Характеризуется чрезмерной интеллектуальной деятельностью при известной бедности эмоций. Проявляется к трехлетнему возрасту и особенно в первые школьные годы.
От Каннера синдрома детского аутизма отличается более поздним проявлением, хорошим социальным прогнозом; речь ребенка сохраняет свою коммуникативную функцию. Главным психическим дефектом при этом Asperger считает недостаток интуиции, способности использования прежнего жизненного опыта. Недостаток интуиции проявляется в «отсутствии непосредственного чутья действительности» [Ганнушкин П.Б., 1933], тесно связан с недостаточной способностью сопереживания [Личко А.Е., 1977].
Син.: синдром Аспергера.
Аутоагрессия (ауто + лат. aggressio — приступать, нападение). Агрессивные действия, направленные на самого себя. Чаще всего наблюдается при параноидной шизофрении, иногда в форме самоповреждений, при исходных состояниях шизофрении и глубоком слабоумии. Демонстративные самоповреждения наблюдаются при истероидной психопатии, особенно в состоянии опьянения.
Син.: аутотомия.
Аутовисцероскопия (ауто + лат. viscera — внутренности, греч. skopeo — смотрю, наблюдаю) [Полтавский В.Г., 1965]. Синдром обманов восприятия, связанных с внутренней средой организма. Живостью, динамичностью, сценоподобностью галлюцинации напоминают делирии. Больные «видят» полости своего тела, а в них нередко живые существа, инородные тела. Эти существа и предметы нарушают деятельность внутренних органов. Иногда внутренние полости становятся местом развертывания драматических событий (пламя в животе, легкие охвачены дымом). Четкая фабула отсутствует, характерна быстрая смена галлюцинаторных картин. В дальнейшем, по мере течения заболевания, аутовисцероскопические галлюцинации сменяются истинными зрительными галлюцинациями. Отличается от аутоскопии и геатоскопии отсутствием переживания двойника. Описана при органическом поражении головного мозга типа энцефалита. Автором относится к галлюциноидам по Попову Е.А., то есть к неразвитым галлюцинациям.
Аутогенная тренировка. См. Шульца метод аутогенной тренировки.
Аутодепиляция (ауто + лат. depilare — удалять волосы) [Hallopeau Т.Н., 1889]. Непреодолимое влечение к вырыванию у себя волос. Наблюдается при ослабоумливающих процессах (прогрессивный паралич), при исходных состояниях шизофрении, а также при выраженных депрессиях и некоторых невротических состояниях. Иногда возникает в связи с кожным зудом.
Син.: Аллопо синдром, трихотилломания.
Аутокастрация (ауто + лат. castratio — кастрация, оскопление). Самооскопление. Наблюдается у фанатических религиозных сектантов («малая печать» — удаление яичек, «большая» — яичек и полового члена). Иногда наблюдается при параноидной шизофрении в связи с крайне насыщенными и тягостными бредовыми переживаниями, относящимися к половой сфере.
Аутометаморфоза (ауто + греч. metamorphoo — превращаюсь). Переживание превращения больного в другого человека, животное, неодушевленный предмет (ср.: бред интерметаморфозы и Фреголи симптом). Наблюдается при параноидной шизофрении и бредовых психозах позднего возраста.
Аутометаморфопсия (греч. autos — сам, meta — между, morphe — форма, opsis — зрение). Искаженное восприятие формы или величины собственного тела. Может носить постоянный или преходящий, эпизодический характер (часто при засыпании). А. тотальная характеризуется чувством изменения всего тела, воспринимающегося увеличенным (макросомия) или уменьшенным (микросомия). А. парциальная характеризуется чувством изменения величины отдельных частей тела. Возможно сочетание восприятия одной части или половины тела увеличенной и другой — уменьшенной. Чаще возникает при закрытых глазах, при открытых исчезает.
См. Схема тела.
Аутомизофобия (греч. autos — сам, miseo — грязь, phobos — страх). Страх загрязнения, заставляющий больного беспрестанно мыться, мыть руки. Наблюдается при неврозе навязчивых состояний и протекающей с навязчивостями шизофрении (особенно детской и подростковой).
Аутообсервация (ауто + лат. observatio — наблюдение). Самонаблюдение, чрезмерное, повышенное внимание к своему телу, его физиологическим отправлениям в поисках болезненных проявлений. Может быть симптомом дисморфофобии, дисморфомании, наблюдается (особенно в начальной стадии) при ипохондрических неврозе и развитии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Астазия-абазия
  • Маниоформный
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Ангионевроз
  • Пориомания; Дромомания
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Трибадия
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Дипсомания; запой истинный; греч. dipsa жажда и мания; лат. dipsomania
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Позднякова Светлана Петровна. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук».
  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Метатропизм
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Фантазм
  • Котомкина Марина Львовна. Конспект НОД по физической культуре с использованием нестандартных методов обучения «Зимние забавы»
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Самухина Марина Владимировна. Консультация 'Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьёй'
  • Лизис
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Светлана Багдашова. Развитие мелкомоторной функции у детей логопедической группы
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Фантазм; phantasma
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь