Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 49807

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Аутоориентировка (ауто + лат. oriens — восток). Ориентировка в собственной личности. Ср.: аллопсихическая ориентировка.
Син.: аутопсихическая ориентировка.
Ауторелаксация (ауто + лат. relaxo — расслабляю). Прием аутогенной тренировки, состоящий в расслаблении скелетных мышц. См. Шульца метод аутогенной тренировки.
Аутосадизм (ауто + фр. sadisme — садизм). Вид полового извращения, направленный на самого себя садизм. Форма мазохизма. См. Алголагния.
Аутоскопия (ауто + греч. skopeo — смотрю) [Fere Ch., 1891]. Форма расстройства схемы тела, относящаяся к соматопсихической деперсонализации. Характеризуется видением самого себя в пространстве, чем отличается от Меннингера — Лерхенталя. геатоскопии, при которой двойник воспринимается больным в собственном теле. Отличается также от раздвоения «Я» — псевдоаутоскопии. Больные жалуются на внезапно наступающие ощущения потери тяжести собственного тела, полета в пространстве, падения и связанное с этими ощущениями чувства двойника. Наблюдается при органических заболеваниях головного мозга с локализацией поражения в теменно-затылочной области, а также при поражении вестибулярного лабиринта.
Аутотопагнозия (ауто + греч. topos — место + а + gnosis — знание, учение) [Pick A., 1908]. Нарушение представлений о собственном теле в целом или в соотношении отдельных его частей. Больные не могут ориентироваться в положении собственного тела, не узнают и не могут показать части своего тела, особенно — на парализованной стороне. Возможны различные варианты А. — А, для половины тела, пальцевая агнозия, А. позы, нарушение ориентировки в правом-левом. Характерна для поражений коры субдоминантного полушария большого мозга.
Аутофобия (ауто + греч. phobos — страх). Навязчивый страх одиночества.
Аутохтонный (греч. autochthon — местный, рожденный тут же). В психиатрии — возникший вне связи с какими-либо внешними причинами, обстоятельствами. Например, аутохтонные идеи [Wernicke С., 1906] — мысли, возникающие у больного вне какой-либо связи с реальным объектом, стимулом и рассматриваемые им как «сделанные», «внушенные» в результате психического, чаще всего гипнотического или телепатического, воздействия извне. А. мысль воспринимается больным как чужая, возникшая вне понятных для него ассоциаций. Проявление Кандинского—Клерамбо синдрома психического автоматизма.
Аутоэротизм (ауто + греч. eros — любовь, желание, страсть) [H. Ellis]. 1. Син.: онанизм. 2. Направленность полового влечения на собственную личность. Син.: аутоэрастия, аутомоносексуализм, аутофилия, нарциссизм.
Аутоэхосимптомы (ауто + греч. echo — эхо, отголосок) [Stransky E.]. Симптомы механического многократного повторения больным слов и фраз собственной речи и своих движений. Проявление стереотипии. Наблюдается главным образом при кататонической шизофрении. К А. относят аутоэхолалию и аутоэхопраксию.
Афагия (a + греч. phagein — есть). Нарушение глотания. Наблюдается как при поражении мышц, обеспечивающих акт глотания, и верхних отделов пищевода, так и при неврозах, особенно истерии. При этом глотательные акты могут сопровождаться болевыми ощущениями — А. болевая.
Афазия (а + греч. phasis — речь). Нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга доминантного полушария. Системное расстройство различных видов речевой деятельности. По классической систематике А. различаются:
А. амнестическая [Trousseau А., 1864, Bateman, 1898] — симптомокомплекс, характеризующийся расстройством нахождения нужных слов, затруднениями в назывании предметов, хотя представления об этих предметах и их свойствах больной сохраняет. Наблюдается при поражении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария.
А. моторная [Broca P., 1861] — симптомокомплекс, характеризующийся преимущественными нарушениями экспрессивной речи. Утрачивается способность произносить слова при отсутствии признаков органического поражения периферического речевого аппарата. Для речи характерны аграмматизм («телеграфный стиль»), парафазии с нарушением структуры слова, контаминации. Наблюдается при поражении задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария (центра Брока).
А. семантическая [Head H., 1926] — симптомокомплекс, характеризующийся нарушением понимания смысла грамматически сложных фраз, отношений между словами, выражаемых с помощью флексий, атрибутивных конструкций, предлогов, сравнительных конструкций. Наблюдается при поражении области на стыке теменной, затылочной и височной долей доминантного полушария.
А. сенсорная [Wernicke С., 1874] — характерно нарушение способности понимать значение слов при отсутствии каких-либо поражений слуха. Относительная сохранность экспрессивной речи. Многоречивость вплоть до логореи. Парафазии — вербальные и литеральные. Затруднения в различении близких звуков. Наблюдается при поражении задней части верхней височной извилины доминантного полушария (центр Вернике).
А. транскортикальная [Lichtheim L., 1885] — вначале рассматривалась как самостоятельная форма, являющаяся результатом повреждения ассоциативных путей между центрами Брока и Вернике и центром понятий. В настоящее время понимается как более легкая степень расстройств речи при моторной и сенсорной афазии с сохранностью повторной речи.
В соответствии с классификацией А.Р. Лурия [1962], основанной на теории системной динамической локализации высших психических функций, различают следующие формы А., каждая из которых обусловлена выпадением одного из факторов в связи с той или иной локализацией очага поражения: 1) афферентная моторная (кинестетическая) — на первый план выступают нарушения кинестетической основы речевых движений, расстройства артикуляции; 2) эфферентная моторная (кинетическая) — характерны нарушения плавности речи, речевая деавтоматизация, затруднения в переходе от одной артикуляции к другой; 3) динамическая — наблюдаются расстройства активного построения речевых процессов; 4) акустико-гностическая сенсорная — нарушено различение близких (оппозиционных) фонем, при более массивных поражениях страдает различение всех звуков речи, возможны явления речевой акустической агнозии; 5) амнестико-сенсорная — характерны нарушения называния слов, затруднения в вербальном обозначении показываемых больному предметов. Кинестетическая афазия наблюдается при распространении поражения с прецентральной коры на нижние отделы этой области (зоны вторичной организации кинестезии лица, губ и языка), кинетическая — в нижних отделах премоторной зоны, динамическая — при поражении конвекситальных отделов лобных долей, акустико-гностическая — при локальных поражениях вторичных отделов коры височной области, амнестико-сенсорная — при поражении теменно-затылочных отделов коры большого мозга.
Афония (а + греч. phone — голос). Утрата голоса, отсутствие звучной речи при сохранности шепотной. Наблюдается при органических поражениях ЦНС, гортани, но может быть обусловлена и психогенией (чаще всего в рамках истерических психозов и неврозов). Такая психогенная А. носит функциональный, обратимый характер. Характерно неполное смыкание голосовых связок при слабом их напряжении, однако во время аффекта может внезапно появиться громкий, звучный голос.
Афразия (а + греч. phrasis — речь). Утрата речи психогенного происхождения. Синдром истерии, обычно сочетается с полным мутизмом.
Аффект (лат. affectus — душевное волнение, страсть). Кратковременное чувство, бурно протекающее, положительно или отрицательное окрашенное. Чаще всего возникает психогенно. Характерны бурные вегетативные проявления. Различают А. стенические (например, гнев, радость) и астенические (тоска, страх, тревога). При отсутствии возможности нормального отреагирования происходит образование застойного А.
А. недоумения [Корсаков С.С., 1893] — симптом эмоциональной патологии, первоначально описанный при депрессивных формах острой спутанности и вообще при психозах, протекающих с расстройствами сознания. Проявляется в мучительном непонимании больными своего состояния. По современным представлениям, соответствует понятию симптома растерянности [Беленькая Н.Я., 1966, 1970; Позднякова С.П., 1972, 1976].



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Лалакина Татьяна Васильевна. Особенности работы с детьми с ДЦП
  • Паншина Татьяна Сергеевна. «Особенности организации образовательного процесса детей с ДЦП в группах общеразвивающей направленности»
  • Астазия-абазия
  • Маниоформный
  • Строение головного мозга: важнейшие отделы и их функции
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Стуенко Татьяна Геннадьевна. СООБЩЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «КОНТУРНЫЕ РИСУНКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
  • Ангионевроз
  • Пориомания; Дромомания
  • Фисун Е.В. Использование методов краткосрочной стратегической терапии при работе с подростком, перенесшим онкологическое заболевание. Описание клинического случая
  • Деньги и добрые слова действуют на мозг одинаково
  • Ячменева Елена Валерьевна. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста.
  • Исследования одиночества: как работает мозг одиноких людей
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Панкова Анна Петровна. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно отсталыми детьми
  • Корсакова Н., Московичюте Л. Клиническая нейропсихология.
  • Влияние на веру в бога нейромодуляции орбитофронтальной коры
  • Мужчинам многозадачность дается труднее, чем женщинам
  • Чем отличается мозг умного человека?
  • Понимание психосоматических нарушений применительно к целям телесно-ориентированной психокоррекции
  • Милованова Ольга Петровна. Познавательно-речевое развитие детей с ОВЗ средствами слухомоторной координации через интеграцию образовательных областей
  • Акирова Эльвира Шамильевна. Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем»
  • Трибадия
  • Где в мозге находится центр сознания и бодрствования?
  • Молосаев Дмитрий Николаевич. Повышение общей физической подготовки пловцов с детским церебральным параличом.
  • Дипсомания; запой истинный; греч. dipsa жажда и мания; лат. dipsomania
  • Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии
  • Коннова Н.М.. Коррекционная работа с детьми с фонетико — фонематическим недоразвитием речи детей дошкольного возраста.
  • Душевная болезнь; психическое расстройство; Mental illness; Geistkrankheit
  • Маунткасл В. Организующий принцип функции мозга.
  • Позднякова Светлана Петровна. Консультация для родителей. «Развитие мелкой моторики рук».
  • Взаимосвязь между психопатиями и психосоматическими расстройствами по Грушевскому Н.П.
  • Набиуллина Айгуль. Биоэнергопластика как метод в коррекции речевых нарушений.
  • Метатропизм
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Фантазм
  • Котомкина Марина Львовна. Конспект НОД по физической культуре с использованием нестандартных методов обучения «Зимние забавы»
  • Фроттери́зм; frotteurism; toucherism
  • Самухина Марина Владимировна. Консультация 'Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста во взаимодействии с семьёй'
  • Лизис
  • Сарачкевич Галина Викторовна. Перспективное планирование 'Мелкая моторика в развитии речи детей раннего возраста'
  • Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»
  • Хасанова Флюра Зарифовна Разина Ирина Анатольевна. Пальцы помогают говорить
  • Светлана Багдашова. Развитие мелкомоторной функции у детей логопедической группы
  • Солмс М. Сознательное Ид
  • Ученые нашли источник сознания в мозге человека
  • Фантазм; phantasma
  • Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу
  • Синдром дефицита удовлетворенности по К. Блюму (reward deficiency)



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь