Блейхер Вадим Моисеевич, Крук Инна Вадимовна. Толковый словарь психиатрических терминов.

Категория: Библиотека » Психиатрия | Просмотров: 49760

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Антипсихиатрия (анти + греч. psyche — душа, iatreia — лечение). Направление в странах Западной Европы и США, пропагандирующее бездоказательность, неправомерность существования психических заболеваний и, соответственно, психически больных. При этом представители А. в первую очередь ссылаются на отсутствие морфологических изменений при эндогенных психозах. Получила распространение в 60-70 годы. Решающим фактором, играющим роль в изменениях психики, признаются факторы социальные и политические. Утверждается вредное влияние атмосферы психиатрических больниц и лекарственных препаратов. А. не имеет ничего общего с медицинскими критериями диагностики и лечения психических заболеваний, реабилитации психически больных; прикрываясь демагогическими лозунгами, она наносит вред психическому здоровью общества.
Антипсихотики (анти + греч. psyche — душа, дух, сознание). Синоним термина нейролептики, в котором делается упор на их антипсихотические свойства. В более узком смысле под А. понимаются нейролептики, в первую очередь выраженного антипсихотического действия, направленного на устранение галлюцинаций и бреда (галоперидол, трифлуперидол, трифтазин, фторфеназин и др.).
Антиципация (лат. anticipatio — предугадывание событий). В психологии — способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта. Термин А. приобрел и несколько иное — клинико-биологическое — значение. Так, например, в психиатрической генетике на примере шизофрении под феноменом антиципации понимают «утяжеление процесса»: у детей в наследственно отягощенных семьях шизофрения манифестирует раньше, чем у их родителей, и протекает более тяжело (учащение приступов, ухудшение качества ремиссий) [Москаленко В.Д., 1989].
Антифетишизм (греч. anti — против, fetiche — волшебство) [Hirschfeld M.]. Система ограничений, накладываемых на себя латентными гомосексуалистами в качестве защиты от сознательного признания своей перверсности: пациенту не нравятся женщины с большими ногами, у других женщин он обращает внимание на волосатость ног, что также вызывает у него отвращение, и, таким образом, его поиски идеальной женщины оказываются неосуществимыми, что дает ему основание признать привлекательность мужчин.
Антона—Бабинского синдром [Anton G., 1899; Babinski J., 1914]. Гемисоматоагнозия, отсутствие сознания своего недостатка (слепоты, гемиплегии) при поражении правой теменной области коры большого мозга. Возможны анозогнозия и анозодиафория (см. Бабинского симптом).
Антона симптомы [Anton G., 1893, 1899]:
1. Симптом галлюцинаторного двойника (alter ego). Описанный автором больной с левосторонним очаговым поражением головного мозга видел лежавшего рядом с ним двойника.
2. Симптом анозогнозии при очаговых органических поражениях головного мозга. Анозогнозия относится к параличу конечностей, глухоте и слепоте центрального происхождения (при этом отмечаются галлюцинации). Характерны конфабуляции «компенсаторного» характера. Входит в структуру Антона—Бабинского синдрома.
3. Симптом третьей («чужой») руки наблюдается при двустороннем поражении теменных долей большого мозга опухолью.
Антропоанализ (греч. anthropos — человек, analysis — разложение, расчленение) [Binswanger L.]. Психотерапевтический метод, основанный на анализе особенностей существования больного в мире (бытия), его отношений с окружающим миром. Базируется на феноменологических и экзистенциалистских концепциях в философии и психологии.
Анэнцефалия (ан + греч. enkephalos — головной мозг). Полное или почти полное отсутствие головного мозга вследствие аномалии развития.
Анэтомания (ан + греч. ethos — обычай, характер, mania — помешательство) [Carpman В., 1949]. Личностные отклонения, характеризующиеся недостаточностью эмоциональных задержек и анэтическим поведением (явления нарциссизма, эгоцентричность). Типична малая податливость к психотерапевтическому воздействию. Наблюдается у психопатических личностей.
Апаллический синдром. См. Кречмера апаллический синдром.
Апатия (греч. apatheia — бесчувственность). Нарушение эмоционально-волевой сферы, характеризующееся отсутствием эмоциональных проявлений, вялостью, безразличием к себе и близким, к происходящему вокруг, отсутствием желаний, жизненных побуждений, бездеятельностью. При сочетании А. с абулией говорят об апатико-абулическом синдроме. Входит в группу основных симптомов шизофрении (эмоциональное отупение), наблюдается при органических поражениях головного мозга, особенно лобной локализации. Может носить преходящий характер — при психогениях.
Син.: атимия, атимормия, анормия.
Апейрофобия (греч. apeiros — безграничный, бесконечный, phobos — страх). Навязчивый страх перед бесконечностью.
Апифобия (лат. apis — пчела, греч. phobos — страх). Навязчивый страх перед пчелами и осами.
Апокалипсис. См. Бред шизофренический, стадии по Конраду.
Апоморфинотерапия [Случевский И.Ф., 1933]. Условнорефлекторный метод лечения алкоголизма, при котором основную роль играет образование рвотного условного рефлекса на прием алкоголя вслед за введением обладающего рвотным действием алкалоида апоморфина.
Апопатофобия (греч. apopatos — испражнения, отхожее место, phobos — страх). Навязчивый страх заходить в уборные.
Апофения (греч. apophaino — высказывать суждение). См. Бред шизофренический, стадии по Конраду.
Апперцепция (лат. ad — к, до, при, perceptio — восприятие). Свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного субъекта, от его индивидуальных личностных особенностей. Восприятие действительности не является процессом пассивным — способность к А. позволяет человеку активно строить психическую модель действительности, детерминированную сложившимися и присущими данному индивидууму личностными особенностями. Понятие А. широко применяется в медицинской психологии, в частности в патопсихологии.
Апраксия (а + греч. praxis — действие). Нарушение произвольных целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных двигательных актов. Наблюдается при органических поражениях коры головного мозга. По H. Liepmann [1900], выделяют две основные формы А.: 1) идеаторную — нарушение образа нужного действия и 2) моторную — нарушение способа осуществления действия. Моторная А., в свою очередь, подразделяется на идеокинетическую (нарушение произвольных движений вследствие диссоциации цели движения и соответствующих иннервации) и акрокинетическую (нарушение отложившихся в прошлом опыте частных схем движений руки, артикулярного аппарата и т.д.).
А, акинетическая —обусловлена недостатком побуждений и влечений;
А. амнестическая — нарушено выполнение произвольных действий, тогда как подражательные действия сохранены;
А. бимануальная [Brown G.W., 1972] — проявляется затруднениями при выполнении сложных предметных действий, требующих сочетанной деятельности обеих рук. Действия каждой руки в отдельности не нарушены. Отсутствует какая-либо разница в выполнении конкретных или условных, символических действий [Овчарова П., Райчев Р., 1980].
А. иннерваторная [Kleist К., 1907] — нарушения сложных и тонких движений, выработанных путем длительной практики в течение жизни. Апрактические расстройства касаются какой-либо одной конечности или даже только части ее. Наблюдается при органическом поражении премоторной зоны коры большого мозга.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Введение.
  • Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. Б. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. Аннотация и содержание.
  • Обухов Яков Леонидович. Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков.
  • Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях.
  • Малейчук Г.И. Особенности психотерапевтической работы с клиентами с зависимой структурой личности
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Лара Шрагина. Выявление факторов, влияющих на развитие взрослого человека
  • Артем Павлов. Визуальная диагностика особенностей личности: 8 доминант
  • Интеграция; Integration
  • Блюм Г. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
  • Сафарова Наталья Викторовна. Развитие речи как средство передачи информации и активизации мышления. Опыт работы
  • Геннадий Иванов. Психотравма как способ адаптации личности
  • Бек Аарон, Фримен Артур. Когнитивная психотерапия расстройств личности.
  • Хохлова К.А. Особенности психологической адаптации наркозависимых на этапе реабилитации
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами.
  • Севастьянова Евгения Валерьевна. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.
  • Гавриленко И.Н. ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПРИ КАПИТАЛИЗМЕ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Демьянов Ю. Г. - Диагностика психических нарушений: Практикум
  • Стандартизация методики многостороннего исследования личности
  • Психотерапия; Psychotherapy; Psychotherapie
  • Арыкова Е.А.,Антонова Е.А. Взаимосвязь музыкального руководителя и логопеда с целью коррекции речи воспитанников
  • Галин А. Л. Психологические особенности творческого поведения.
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Романова Елена Васильевна. Развитие познавательной активности при помощи арт — терапии (песочная терапия).
  • Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.
  • Кербиков Олег Васильевич, Коркина Мария Васильевна, Наджаров Рубен Александрович, Снежиевский Андрей Владимирович. Психиатрия.
  • Кубарькова Надежда Николаевна. Консультация для родителей на тему: «Закладываем основы будущей личности».
  • Сюрха Наталья Владиленовна. Развитие и коррекция нарушений речи при ознакомлении детей с природой
  • Роджерс К. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Развитие коммуникативной компетентности педагогов как ресурс формирования его психического здоровья
  • Тест MMPI. Общие сведения.
  • Светлана Салова. Интонационная выразительность речи как средство развития интегративного качества 'Эмоционально-отзывчивый' у детей дошкольниго возраста с общим недоразвитием речи
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии
  • Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика.
  • Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами.
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Исагулова Е.Ю. Особенности формирования, клинической динамики, диагностики и коррекции нарциссического расстройства личности (на примере рассмотрения клинического случая)
  • Мишкарева Оксана Анатольевна. Доклад на тему: «Технология применения ИЗО терапии в работе детьми с нарушением речи»
  • Дваждырожденные
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Фрейд З. Введение в психологию.
  • Осипова Галина. Физиологическое и психологическое воздействие телепередач на процесс социально-личностного развития
  • Комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная диагностика, направленная на углубленное, целостное изучение состояния здоровья детей
  • Кривова Ольга. Мир шизоидной личности
  • Тест MMPI. Стандартизация и валидизация
  • Расщепление; Splitting; Zerspalten; Zersplittern
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Ракитин Михаил Михайлович. Клиника и диагностика психопатий.
  • Расстройство личности: симптомы и диагностика. Типы личностных расстройств



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь