Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 104222

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Нами были изучены особенности формирования перцептивных действий у дошкольников с умственной отсталостью в процессе осязательного восприятия предметов в возрасте 5-7 лет (И. И. Мамайчук, 1978). Исследования показали наличие примитивных манипуляций с предметами в процессе ощупывания у умственно отсталых детей в сравнении со здоровыми дошкольниками, что негативно отражалось на динамике и качестве формирования образа восприятия. Аналогичные данные были получены нами при изучении у них особенностей восприятия в зрительной модальности. Анализ рисунков выявил трудности выделения существенных свойств и признаков предметов, отражение их пространственных характеристик.
Таким образом, недоразвитие перцептивных действий является существенным фактором, отражающимся на эффективности восприятия у детей с умственной отсталостью.
При психическом недоразвитии отмечаются своеобразные особенности развития внимания и памяти. Пассивное внимание у детей с психическим недоразвитием более сохранно, чем активное. Это обусловлено, с одной стороны, патологической инерцией нервных процессов, нарушением их подвижности, с другой стороны, нарушением баланса между возбудительными и тормозными процессами (М. С. Певзнер, 1959). Патогенное влияние на формирование активного внимания у детей с психическим недоразвитием оказывают:
— недостаточная познавательная активность;
— слабость ориентировочной реакции..
Это обусловлено неполноценностью коры головного мозга у детей с психическим недоразвитием.
Исследования особенностей развития памяти у детей с психическим недоразвитием показали недоразвитие смысловой памяти при относительной сохранности механической (Л. С. Выготский, 1983; С. Я. Рубинштейн, 1979 и др.). Слабость мыслительной деятельности, мешающая детям с психическим недоразвитием выделить существенное в запоминаемом материале, связать между собой отдельные его элементы и отбросить случайные побочные ассоциации, резко снижает качество их памяти. Кроме того, при умственной отсталости отмечаются такие особенности памяти,
63
как замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и воспроизведения информации.
В многочисленных исследованиях психологов и дефектологов показано, что при относительной сохранности элементарных эмоций у детей с психическим недоразвитием наблюдается выраженное недоразвитие более сложных эмоциональных проявлений, формирование которых тесно связано с интеллектуальным развитием.
Аналогичные закономерности наблюдаются в развитии двигательных функций у детей с психическим недоразвитием. В своих работах Бернштейн (1947) показал, что двигательный акт есть сложное, многоуровневое построение, состоящее из ведущего уровня (смысловая структура) и ряда фоновых уровней (технические компоненты движений). Н. П. Вайзман (1976) использовал концепцию Н. А. Бернштейна для оценки двигательных возможностей детей с умственной отсталостью. Наиболее древний в филогенезе и созревающий раньше остальных руброспинальный уровень регуляции движений (уровень А по классификации Н. А. Бернштейна) обеспечивает бессознательную, непроизвольную регуляцию тонуса мускулатуры с помощью проприорецепции. Движения этого уровня выступают в форме непроизвольных движений (вздрагивание, дрожь от холода, стучание зубами и пр.). Руброспинальный уровень регуляции движений является фоновым и начинает функционировать с первых недель жизни ребенка. Позднее в онтогенезе начинает функционировать таламо-паллидарный уровень синергии и штампов (уровень В). В 4-5 месяцев ребенок пытается схватить предмет рукой, и у него наблюдается масса нецелесообразных движений — синкинезий, сопутствующих схватыванию. Во втором полугодии синкинезии меняются на синергии, обеспечивающие вспомогательные движения для выработки навыка. Поражение уровня В приводит к диссинергиям и асинергиям, к гипердинамическим и гипо-динамическим расстройствам. При гипердинамии наблюдаются различные гиперкинезы, а при гиподинамии отмечается скудность, бедность движений. Уровень В ответственен за развитие выразительности движений, мимики, пластичности. Афферентная недостаточность этого уровня организации движений ведет к их ослаблению. Во втором полугодии жизни ребенка вступает в действие пирамидно-стриальный уровень (уровень С). Сенсорная коррекция
64
этого уровня обеспечивает согласование двигательного акта с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Возникновение первых осмысленных действий связано с созреванием теменно-премоторного кортикального уровня организации движений (уровень D). Проприорецепция на этом уровне играет подчиненную роль, ведущая афферентация не связана с рецептор-ными образованиями, а опирается на смысловую сторону действия с предметом. Например, при недоразвитии коркового уровня нарушается смысловая организация и реализация движений по типу ап-раксии, утрачивается или затрудняется возможность выработки новых навыков. Понимание речи, письмо связаны с деятельностью уровня Е.
Поуровневый анализ развития двигательных функций у детей с психическим недоразвитием позволил Н. П. Вайзману показать сложность, мозаичность этих нарушений, раскрыть механизмы различных психомоторных нарушений. На основе проведенных исследований автором были предложены научно обоснованные принципы коррекции психомоторики. Например, при недоразвитии коркового уровня организации движений невозможна смысловая организация двигательного акта, и движения формируются у ребенка в первую очередь по подражанию. Овладение движениями должно происходить с опорой на более сохранные нижележащие церебральные уровни. При сохранности коркового, смыслового уровня организации движений, но недоразвитии пирамидно-стри-ального уровня, коррекционная работа направлена на формирование двигательных качеств, временных и пространственных параметров движений.
В данном исследовании была убедительно доказана значимость учета структурно-уровневых характеристик психических функций для повышения эффективности психологической коррекции.
Нарушение мышления, являясь ядерным симптомом при психическом недоразвитии, оказывает негативное влияние на развитие всех других психических функций. Причем это влияние может осуществляться «сверху вниз», т. е. недоразвитие мышления препятствует развитию более элементарных психических процессов. Однако, как справедливо отмечает В. В. Лебединский, нельзя исключить
65
и тормозящее влияние «снизу вверх», обусловленное недоразвитием более элементарных функций. Очень важен дифференцированный подход к проблеме первичного и вторичного дефекта при психическом недоразвитии. Недоразвитие речи, мышления, высших форм памяти при умственной отсталости Л. С. Выготский рассматривал как вторичные дефекты, обусловленные затруднениями усвоения социального опыта вследствие биологической недостаточности мозга Дальнейшие исследования отечественных и зарубежных нейрофизиологов и психологов показали, что недостаточность высших психических функций у детей с умственной отсталостью обусловлена недоразвитием лобно-теменных отделов головного мозга, и это является первичным дефектом при психическом недоразвитии. Однако при анализе сложной структуры дефекта у детей с умственной отсталостью нельзя не учитывать и такие социальные факторы, как ранняя психическая депривация, неправильное семейное воспитание, социальная депривация умственно отсталого ребенка в более старшем возрасте и пр. Все это в значительной степени тормозит развитие личности ребенка с психическим недоразвитием, искажает его самооценку, способствует формированию эмоционально-волевой неустойчивости.
ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
Определяющее значение в процессе адаптации ребенка с умственной отсталостью имеет целенаправленная психокоррекционная работа. Центральным звеном в психокоррекционных технологиях является составление психокоррекционных программ. Традиционно в основу таких программ для детей с психическим недоразвитием положены основные направления их психологической диагностики: психометрическое, функциональное и нейропсихо-логическое. Например, при психометрическом подходе, когда определяющей мишенью психологической коррекции является степень психического недоразвития у ребенка, психокоррекционная программа направлена на повышение общего интеллектуального уровня ребенка с помощью специально разработанных психолого-
66



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Светлана Сергеевна Дмитриева. Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Ковальчук Нармина Джамилевна. Здоровьесберегающие технологии в группе с детьми с ОВЗ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Вачков И. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
  • Левкина Т.А.. «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Арсеньева Ольга Владимировна. Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
  • Баширова Гулия Рифкатовна. «Использование ИКТ технологии в художественно-эстетическом развитии.»
  • Бондаренко Татьяна Николаевна. Современные образовательные технологии в ДОУ
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Романовская Татьяна Анатольевна. Публикация на тему «Современные педагогические технологии»
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Шуваева Оксана Анатольевна. Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе.
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Остович Ольга Юрьевна. Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • Черняк Ирина Леонтьевна. Здоровье и сберегающие технологии в ДОУ
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Александрова Вера Сергеевна Колпакова Алена Николаевна. Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей»
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Коновалова Людмила Григорьевна. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Исаева Ольга Сергеевна. Современные образовательные технологии в ДОУ
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Берсенева Елена Акимовна. Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.
  • Рамазанова Ольга Борисовна. Использование технологии «Навстречу друг другу» при взаимодействии взрослых и детей. Собс
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Сысуева Наталья Владимировна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии как средство коррекции в работе с детьми с индивидуальной траекторией развития»
  • Бабичева Елена Юрьевна. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ для детей младшего возраста
  • Искра Виктория Васильевна. Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Детская нейропсихология
  • Дунаева Надежда Степановна. Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда
  • Земцова Елена Алексеевна. Современные образовательные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Попретинская Светлана Евгеньевна. Здоровье сберегающие / коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Ольга Низамеева. Статья «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
  • Рахимова Гульнара Закировна. Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников. ООД для детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие»
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь