Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии.

Категория: Возрастная психология, Психотерапия и консультирование, Социальная работа | Просмотров: 104039

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

альная модель — на коррекцию недостатков в развитии ребенка с учетом его клинико-психологических и индивидуально-психологических особенностей.
Эффективность психокоррекционного процесса в значительной степени зависит от умения психолога составить психокоррек-ционную программу. При этом необходимо учитывать следующие методические требования:
• четко сформулировать основные цели психокоррекционной работы;
• выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
• определить содержание коррекционных занятий с учетом структуры дефекта и индивидуально-психологических особенностей ребенка, развития ведущего вида деятельности;
• определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
• отобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
• запланировать форму участия родителей и других лиц в кор-рекционном процессе;
• разработать методы анализа оценки динамики психокоррекционного процесса;
• подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на ребенка и подростка с проблемами в развитии осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных блоков:
• диагностический;
• коррекционный;
• оценочный;
• прогностический.
В диагностический блок входят диагностика психического развития ребенка и диагностика социальной среды.
Диагностика психического развития ребенка включает в себя: — всестороннее клинико-психологическое изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений;
46
— анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи;
— определение уровня развития сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов и функций;
— диагностику социальной среды ребенка (анализ неблагоприятных факторов социальной среды, травмирующих ребенка, нарушающих его психическое развитие, формирование характера личности и социальную адаптацию).
Коррекционный блок включает в себя следующие задачи:
— коррекция неадекватных методов воспитания ребенка с целью преодоления его микросоциальной запущенности;
— помощь ребенку или подростку в разрешении психотрав-мирующих ситуаций;
— формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
— повышение социального статуса ребенка в коллективе;
— развитие у ребенка или подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
— формирование и стимуляция сенсорно-перцептивных, мне-мических и интеллектуальных процессов у детей;
— развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
— формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в психокоррекционный процесс;
— создание в детском коллективе, где обучается ребенок, атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
В достижении этой цели на первый план выступает работа психолога не только с близким социальным окружением ребенка (семьей), но и с педагогами, которые обучают ребенка, и с его одноклассниками, друзьями и знакомыми. Это одна из важных задач, так как социальная интеграция ребенка с проблемами в развитии в обществе является важным фактором всестороннего воспитания его личности и личностного роста.
47
Оценочный блок, или блок оценки эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Критерии оценки эффективности психологической коррекции требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей коррекции и используемых методов психологического воздействия. Результаты коррекционной работы могут проявляться у ребенка в процессе работы с ним, к моменту завершения психокоррекциошюго процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.
Эффективность психологической коррекции зависит от конкретных целей психокоррекционного процесса. При симптоматической коррекции результат воздействий может проявиться уже после первых занятий с ребенком. Однако в процессе психокоррекции необходимо ориентироваться не на симптомы, а на причины их порождающие. Действие каузальной коррекции может проявляться даже не сразу после окончания психокоррекционных занятий, а значительно позже.
Эффективность психологической коррекции зависит как от объективных, так и субъективных факторов. К объективным факторам относятся:
• степень тяжести дефекта у ребенка;
• четкость поставленных коррекционных задач;
• четкость организации психокоррекционного процесса;
• время начала коррекционного процесса;
• профессиональный и личностный опыт психолога. К субъективным факторам можно отнести:
• установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию;
• отношение их к психологической коррекции и к психологу. При оценке эффективности психокоррекционных воздействий
необходимо использовать разнообразные методы, в зависимости от поставленных психокоррекционных задач. Например, при анализе эффективности психологической коррекции эмоциональных нарушений у детей целесообразно использовать отчеты родителей о поведении детей до и после занятий. При оценке поведенческих и эмоциональных реакций ребенка целесообразно сочетать метод
48
наблюдения с проективными методами исследования личности (цвето-ассоциативные тесты, методика незаконченных предложений, рисуночные тесты и др.) При оценке эффективности коррекции познавательных процессов у детей можно использовать функциональные пробы, направленные на анализ гностических процессов, результаты педагогических наблюдений. Оценку эффективности коррекции может провести и независимая экспертная комиссия, включающая в себя не только психологов, а также врачей, педагогов и социальных работников.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций ребенка или подростка. В ходе коррекции перед психологом встают следующие вопросы:
1. Проектирование возможных изменений в развитии познавательных процессов и личности ребенка в целом.
2. Определение динамики этих изменений.
Это позволяет психологу объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка или подростка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.
При построении прогностических оценок психолог должен уделить особое внимание активности ребенка. Психопрогностическая оценка не должна включать в себя определение только одного-един-ственного пути дальнейшего развития ребенка. Необходимо выделение ряда различных, в том числе альтернативных, вариантов с указанием тех условий, в которых может реализоваться личность субъекта психокоррекционных воздействий.
Организационные аспекты психокоррекционных технологий Эффективность психокоррекционных воздействий в значительной степени зависит от:
• формы проведения психокоррекционной работы;
• подбора и комплектации коррекционных групп;
• продолжительности и режима психокоррекционных занятий.
Традиционно выделяются две формы проведения психокоррекционных занятий — индивидуальную и групповую. Выбор формы работы зависит от особенностей психического и физического развития ребенка, от его возраста и выраженности аффективных про-
49



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Светлана Сергеевна Дмитриева. Здоровьесберегающие технологии в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
  • Ковальчук Нармина Джамилевна. Здоровьесберегающие технологии в группе с детьми с ОВЗ
  • Исаева Ольга Сергеевна. Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья в ДОУ
  • Мартьянова Елена Геннадьевна. Кружок по тестопластике для детей с нарушением интеллекта, как средство коррекции отклонений в развитии и формирование личности.
  • Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. Часть 1
  • Куликова Елена Александровна. Игровые технологии в работе педагога-психолога по развитию конструктивно-пространственного мышления у дошкольников с ТНР (ОНР)
  • Маринчева Екатерина Вячеславовна. Инновационные формы и технологии, используемые в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников.
  • Вачков И. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ГРУППОВОГО ТРЕНИНГА
  • Левкина Т.А.. «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками».
  • Бычкова Евгения Петровна. Использование технологии Су-Джок терапии для речевого развития детей дошкольного возраста
  • Арсеньева Ольга Владимировна. Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда
  • Баширова Гулия Рифкатовна. «Использование ИКТ технологии в художественно-эстетическом развитии.»
  • Бондаренко Татьяна Николаевна. Современные образовательные технологии в ДОУ
  • Зарубина Татьяна Георгиевна. «Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
  • Романовская Татьяна Анатольевна. Публикация на тему «Современные педагогические технологии»
  • Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков
  • Шуваева Оксана Анатольевна. Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
  • Позднякова Ирина Владимировна. «Технологии социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Педагогический опыт. Современные технологии в логопедической работе.
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Зубова Галина Геннадьевна. Психолого-педагогическое сопровождение в детском саду «Школы Сотрудничества»
  • Остович Ольга Юрьевна. Технологии сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
  • Черняк Ирина Леонтьевна. Здоровье и сберегающие технологии в ДОУ
  • Антонова Анна Алексеевна. Здоровьесберегающие технологии, используемые учителем-логопедом в коррекционно-развивающей работе
  • Александрова Вера Сергеевна Колпакова Алена Николаевна. Мастер-класс для родителей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей»
  • Признаки аддиктивного поведения у интеллектуально одаренных подростков в процессе познавательной деятельности
  • Коновалова Людмила Григорьевна. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ.
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Исаева Ольга Сергеевна. Современные образовательные технологии в ДОУ
  • Худоян С.С. Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды
  • Берсенева Елена Акимовна. Нетрадиционные технологии развития мелкой моторики.
  • Рамазанова Ольга Борисовна. Использование технологии «Навстречу друг другу» при взаимодействии взрослых и детей. Собс
  • Дмитриева Екатерина Владимировна. Развитие двигательной активности через здоровьесберегающие технологии детей раннего возраста
  • Сысуева Наталья Владимировна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии как средство коррекции в работе с детьми с индивидуальной траекторией развития»
  • Бабичева Елена Юрьевна. Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ для детей младшего возраста
  • Искра Виктория Васильевна. Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Блинова Ольга Анатольевна. Игровые технологии как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
  • Тихонова Ирина Николаевна. «Здоровьесберегающие технологии. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста»
  • Главный Редактор. Детская нейропсихология
  • Дунаева Надежда Степановна. Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда
  • Земцова Елена Алексеевна. Современные образовательные технологии в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями
  • С. В. Климович Ю. Н. Филиппова. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС»
  • Попретинская Светлана Евгеньевна. Здоровье сберегающие / коррекционные технологии в группе для детей с нарушениями речи
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Ольга Низамеева. Статья «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном воспитании детей»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников»
  • Рахимова Гульнара Закировна. Здоровьесберегающие технологии в музыкальном развитии дошкольников. ООД для детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие»
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Н.А. Сакович. Суицидальный риск у детей и подростков



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь