Борисов В. А. Демография.

Категория: Библиотека » Разное | Просмотров: 24919

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вопрос 11: источники средств существования. Ответы на этот вопрос характеризуют распределение населения по источникам средств существования. Этим вопросом исчерпывается сплошная часть переписи населения. До переписи 1989 г. в переписном листе можно было указать лишь один источник средств существования (основной). В переписи 1989 г. — не более двух источников. Теперь, в переписи 1999 г., можно указать несколько (сколько есть) источников средств существования.
Бланк В (Выборочная перепись). Сюда входят те же 11 вопросов из Бланка С плюс еще 6 вопросов (12—17).
Вопрос 12: основное занятие. Занятием в экономическом смысле считается деятельность, дающая средства к существованию. В данном случае указывается должность или выполняемая работа. Работающим по совместительству записывается только одно занятие, которое сам опрашиваемый считает основным. По ответам на этот вопрос получается распределение населения по занятиям.
Вопрос 13: место работы. Указывается наименование и адрес предприятия (учреждения, организации). При этом наименование предприятия должно указываться таким образом, чтобы раскрывалась отрасль и вид экономической деятельности этого предприятия. Многие предприятия имеют красочные названия «Красный треугольник», «Светлана» и т. п. Иногда в спешке регистратор так и записывает в переписной лист название предприятия со слов опрашиваемого. Между тем наименование предприятия должно записываться так, чтобы был ясен вид деятельности и принадлежность к определенной отрасли народного хозяйства. Скажем, не «Красный треугольник», а резиновый завод. По ответам на этот вопрос получают данные о распределении населения по родам деятельности, отраслям народного хозяйства и (в сочетании адресов места жительства и места работы) — о маятниковой миграции населения (т.е. о поездках людей из дома на работу, учебу и т. д.).
Вопрос 14: положение в занятии. Это новый вопрос в наших переписях. Фактически он заменил собой вопрос о принадлежности к общественной группе (рабочий, колхозник, служащий), которая теперь отменена (по причине своей примитивности и малой информативности. Сейчас социологи разрабатывают новые подходы к определению социальной структуры, и уже есть первые интересные работы). Распределение по ответам на вопрос о положении в занятии позволит получить данные о занятых наемным и предпринимательским трудом, в кооперативах, в собственном хозяйстве и т.д., в сочетании с другими признаками получить представление о реальной социальной структуре нашего общества.
Вопрос 15: для не имеющих работы или доходного занятия в возрасте 16 лет и старше укажите: а) ищете ли работу; б) занимаетесь ли ведением домашнего хозяйства. Вопрос предназначен для изучения безработицы. Подвопрос б) представляется мне не совсем удачным. Вероятно, авторы хотели спросить человека, не имевшего на момент переписи работы, дающей средства к существованию, ищет ли он(а) работу или занимается только своим домашним хозяйством. Но, если вдуматься, получается иной смысл. Прочтем еще раз. Занимаетесь ли ведением домашнего хозяйства? Но ведь ведением домашнего хозяйства занимаются все, у кого это хозяйство имеется, независимо от того, имеют ли они работу, дающую средства к существованию, или нет. Думается, необходимо поработать над уточнением редакции вопроса.
Вопрос 16: проживаете непрерывно с рождения в данном населенном пункте? В сочетании с 4-мя интересными подвопросами призван характеризовать миграцию населения, в том числе количество и характеристики беженцев и вынужденных переселенцев.
Вопрос 17: для женщины укажите: а) сколько детей родила; б) сколько из них живы; в) сколько живут отдельно. Вместе с подвопросами этот вопрос предназначен для изучения социальной дифференциации рождаемости и детской смертности.
Бланк Р (Выборочная перепись): бланк обследования брачности и рождаемости. 4 вопроса, посвященных углубленному изучению брачности и 2 вопроса — рождаемости. По этому бланку предполагается опросить 5% от числа людей, попавших в 25-процентную выборку , т.е. в итоге где-то около 1% общей численности всего населения. Тем не менее этот бланк вызвал большие нападки со стороны многих участников Всероссийского совещания статистиков в ноябре 1995 г., выступавших с предложениями исключить этот бланк из программы переписи ввиду большой нагрузки на переписной персонал. В основном нападки шли со стороны статистиков-хозяйственников, не имеющих отношения к изучению проблем семьи в нашей стране, далеких от науки и не имеющих интереса к этим проблемам. Когда писалась эта книга, судьба Бланка Р еще не была решена окончательно.
В заключение можно отметить, что хотя и медленно, но наши переписи неуклонно развиваются и прогрессируют, вопреки всем экономическим и политическим коллизиям, сотрясающим страну. Остается надеяться, что и новая перепись пройдет успешно.
Для сравнения отметим, что программа переписи населения и жилищных условий в США 1990 г. состояла из 71 вопроса (39 вопросов посвящалось демографическим и социально-экономическим характеристикам населения, 32 — характеристике жилищных условий). Перепись 1990 г. в США стоила 10,45 доллара в расчете на 1 жителя. Наша перепись 1989 г. — соответственно 88 коп. (в ценах соответствующих лет). Так что у нас еще есть резервы для развития.
Однако при относительной бедности наших переписей населения, они содержат огромное количество информации об обществе, которая, к сожалению, используется нашими обществоведами пока еще в очень малой степени.

2.1.7. Правовая основа переписи населения
Перепись населения — крупномасштабная трудоемкая операция, в которой действуют одновременно огромные массы людей, подчиняясь общему руководству и единым правилам. С другой стороны, хоть и в малой степени, перепись населения вторгается в повседневную жизнь миллионов людей, которым это вторжение вовсе не доставляет удовольствия, а, напротив, может вызывать разные опасения. Тем не менее без их соучастия перепись населения не может состояться. Поэтому для того, чтобы вновь и вновь повторялась процедура переписи и все участники ее играли свои роли, нужна какая-то правовая основа. Во многих странах существуют законы, регулирующие проведение переписей населения. Так, в США в Конституции страны (статья 1, раздел 2) говорится: «Всеобщее исчисление населения будет произведено в течение трех лет после первой сессии Конгресса Соединенных Штатов, а затем через каждые десять лет в порядке, установленном законом». Это было записано перед первой переписью населения США и с тех пор неукоснительно соблюдалось. В Великобритании закон о периодичности переписей населения был принят в 1920 г., в Германии — в 1985 г.
В нашей стране правовой базой для проведения переписей населения служат постановления правительства, специально принимаемые по представлению статистических органов за некоторое время перед каждой переписью, иногда за несколько лет, иногда — месяцев. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. проводилась на основании Постановления Государственного Совета, утвержденного царем 5 июня 1895 г. Всероссийская перепись населения 1920 г. производилась на основании Постановления 1-й Сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (2—7 февраля 1920 г.) и Совета Народных Комиссаров от 22 апреля 1920 г. «О проведении Всероссийских переписей демографическо-профессиональной, сельскохозяйственной и промышленной». Всесоюзная перепись 1926 г. проводилась по Постановлению ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1926 г. (т.е. принятому всего за 4 месяца до начала проведения переписи, когда, конечно же, вся подготовка к ней была близка к завершению). Постановление Совета Министров СССР № 305 «О проведении в 1969 г. Всесоюзной переписи населения» было принято 22 апреля 1966 г., а Постановление Совета Министров СССР № 244 о перенесении срока проведения Всесоюзной переписи населения на январь 1970 г. было принято 24 марта 1967 г., т.е. уже на следующий год после предыдущего постановления и почти за два года до переписи 1969 г., если бы она не была перенесена (так что вызывает сомнение объяснение, будто перепись была перенесена с 1969 на 1970 г. якобы потому, что к ней не успели подготовить машины, или что-то в этом роде. Тут, похоже, виноваты другие причины, которые до сих пор не раскрыты).
История наших переписей и правительственных декретов об их проведении показывает, что разовые декреты — база ненадежная, особенно в нашей кипучей стране. Их могут принять в любое время, но также в любое время и отменить (или изменить). Нужен Закон, лучше всего — статья Конституции. Перепись населения по своему государственному значению того заслуживает.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • День работников торговли, бытового обслуживания населения и коммунального хозяйства - третье воскресенье марта
  • Харченко Л.П. Демография
  • Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)
  • Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
  • Георгий Почепцов. Управление массовой активностью населения в социосистемах
  • Емельянов В.М., Коханов В.Н. и др. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
  • Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий
  • Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс
  • Мамзина Ирина Юрьевна. Формирование культуры питания ребенка
  • Добрачный секс и супружеский долг
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Мелибруда Е. Я–ТЫ–МЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
  • Мозговые центры религиозной веры
  • Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России. 9 класс
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Якушева Мария Александровна. Творческая разработка 'Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ'
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Мой поселок-Правохеттинский
  • Притча «Сложный вопрос»
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Б. Тейси, Ф. Шеелен. Управление карьерой
  • Соловьев Вл. ФИЛОСОФСКИЕ НАЧАЛА ЦЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  • Георгий Почепцов. Управление смыслами. - Г.Почепцов
  • Аркадий Смолин. Взятки сводят с ума
  • Притча «Кто создал этот мир?»
  • Молярук Александр. Треугольник Карпмана. Или треугольник НЕ-счастья
  • Гугина Ольга Васильевна. Заметки воспитателя группы раннего возраста, или как построить работу с родителями
  • Лаврова Александра Сергеевна. Семейное воспитание и его проблемы в настоящее время
  • Ясперс К. ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИ
  • Соловьев. Философские начала цельного знания.
  • Юнг К.Г. ПРОБЛЕМА ДУШИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Эльконин Д.Б. Психология игры.
  • Притча «Присутствие и отсутствие»
  • Шлыгина Мария Александровна. Влияние современного интернет сленга на качество речи дошкольников
  • П. Штольц. Фокус-группа в маркетинге
  • Гринин А.С, Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях
  • Вероника Хацкевич. Как найти свое призвание или «Чего хочу — не знаю»
  • Как говорить с телом: алгоритм вопросов для работы с психосоматикой
  • Андрей Колесник. Убеждения и стереотипы как элемент политических технологий в украинских избирательных кампаниях
  • Аипова Галина Яковлевна. Знакомство с оз. Байкал
  • Психология кредита. Суть современной жизни в долг
  • Притча «Как сосчитать звёзды?»
  • Чем учёные отличаются от обычных людей, кроме интеллекта
  • Ограничения контактов смягчаются тенденцией поисков C±-
  • Притча «Как учится незрелый ученик»
  • Притча «Про любовь»
  • С.В. Уманский. Психотерапия. Безопасность как критерий эффективности.
  • Георгий Почепцов. Информационная война и этика
  • Беленогова Светлана Алексеевна. Методы и формы работы в ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников
  • Кривова Ольга. Выпуск 1. Что делать, когда любовь «проходит»?



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь