Аксенов Д.В., Борисова В.А. Гений Общения.

Категория: Библиотека » Популярная психология | Просмотров: 28525

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, PDF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Упражнение «Сбор информации»
Участвуют двое. 1. Каждый из партнеров вспоминает какой-нибудь мелкий, но
неприятный случай из своей жизни, и достаточно деталь
Системное мышление в коммуникации
но, в нескольких предложениях, записывает его на листочек. Листочки убираются до конца упражнения, а партнеру эту ситуацию заявляют в сверхобобщенном виде. Например, «вся жизнь пошла под откос» или «у меня ничего в жизни больше не осталось».
2. Партнер А за отведенное ему время, задавая различные «метамодельные» вопросы, должен добраться до той конкретной информации, которая записана на листочке у партнера В. Задача В при этом говорить настолько обобщенно, насколько позволяет заданный вопрос.
3. Партнеры меняются местами.
Упражнение «Калибровка паттернов метамодели»
Участвуют три партнера.
Заготовить 6 карточек с паттернами метамодели (неконкретные существительные, номинализации, неконкретные глаголы, модальные операторы, универсальные количественные и сравнительные). Карточки должны иметь следующий вид:
Название паттерна метамодели Вопросы (способы реагирования) Пример.
Партнеры А и В сидят напротив друг друга. С стоит за спиной В, показывая карточки партнеру А (партнер В карточку не видит).
1. А, глядя на карточку, придумывает предложение, в котором бы содержался паттерн метамодели, указанный на карточке, и говорит его В.
2. В распознает содержащийся в предложении паттерн мета- модели и задает к нему соответствующие вопросы.
3. Если В правильно задал вопросы к предложению А, то С показывает следующую карточку.
4. Партнеры меняются местами.
Третья позиция в коммуникации
Не осуждай никого, пока не походишь две недели в его мокасинах.
Пословица индейцев сиу А что делать, если все-таки конфликт возникает? Особенно — если это конфликт с человеком, общение с которым значимо и важно для вас?
5 Гений общения
Глава 1
Наверное, вы замечали (и не раз!), что иногда люди начинают спорить о чем-нибудь, а потом забывают о причине спора и продолжают двигаться по накатанной колее? А если успевают во время этого еще и сильно чем-нибудь обидеть друг друга, то предмет спора и вовсе становится неинтересен, а отношения портятся. Каждый остается при своем мнении и считает, что собеседник был не прав.
Как говорил мудрый Сократ: «Причиной всех бед является незнание». Ну, к нам-то с вами это уже не относится. Мы уже знаем, что каждый создает собственную реальность, и что за любым поведением стоит позитивное намерение.
А еще для того, чтобы описать систему, нужно выйти за ее пределы, т. е. посмотреть со стороны.
На прием к психоаналитику, заливаясь слезами, приходит женщина.
— Ой, я такой ужасный сон видела!
— Какой же сон? — участливо интересуется психоаналитик.
— Ой, вот иду я по коридору, а он все не кончается. Мне надо выйти, а кругом столько дверей... (новая волна слез).
— Ну, не плачьте вы так, что дальше-то?
— А вот дальше, я вот вижу, что передо мной дверь, и знаю, что мне туда надо. И я эту дверь толкаю, толкаю, а она не открывается... (истерика)
— А вы попробуйте со стороны посмотреть. Может быть, там еще что-нибудь еще есть, или на двери что-то написано?
— Да, да, точно написано! — женщина постепенно успокаивается.
— Ну, присмотритесь, может, сумеете прочесть?
— Там написано... «На себя»!
Обратимся к маленькому примеру. Вспомните 3-4 каких- либо событий из вашей жизни в форме визуальных образов. И, как только у вас это получится, заметьте: находитесь ли вы при этом внутри образа, как бы заново переживая это событие, смотрите ли на все происходящее собственными глазами, но не видите себя полностью? Или, напротив, вы находитесь за гранью образа, как бы просматривая видеозапись, видите со стороны и себя, и всех остальных, не принимая участия в происходящем? Первый вариант называется ассоциированным, второй — диссоциированным.
Системное мышление в коммуникации
Теперь вспомните какое-нибудь другое событие (лучше — эмоционально значимое для вас), поочередно используя оба варианта. Почувствовали разницу? Насколько изменилась эмоциональная включенность в представляемое событие?
В случае ассоциированного восприятия человек «включен в опыт» и переживает реальные чувства независимо от того, переживает ли он прошлый, настоящий или будущий опыт, то есть представляет события, которые только могут с ним произойти. И даже не так уж важно — реальный это опыт или нереальный (например, ощущение себя главным героем книги или фильма). Именно поэтому хорошая книга или фильм может заставить плакать или смеяться, радоваться или грустить — автор погружает читателя или зрителя в придуманный мир, помогает ему ассоциироваться с героем.
В случае диссоциированного просмотра опыт воспринимается без реальных чувств, человек как бы отделен от ситуации. «Зубная боль — ерунда, если зуб у другого болит». Чувствительности человек, конечно, не теряет, но это скорее оценочные чувства (эмоции) по поводу воспринимаемой ситуации.
Каждый из нас способен воспринимать реальность, и ассоциируясь с ней, и диссоциируясь от нее. В этом вы уже могли убедиться. Другое дело, что чаще всего эти процессы протекают бессознательно. И, как это обычно бывает, при наличии альтернатив, люди имеют бессознательные предпочтения — одни в основном обрабатывают информацию ассоциированно, другие — диссоциированно. А какой из механизмов более привычен для вас?
Сознательное управление процессами ассоциации и диссоциации дает неоспоримые преимущества. Например, вспоминать приятные моменты из своего прошлого или представлять себе заманчивые перспективы лучше, погружаясь в них полностью. Чувства становятся острее, а жизнь красочнее... С другой стороны, вряд ли повторное «проживание» прошлых ошибок или запугивание себя перспективой будущих неудач доставят вам много радости. И пользы, кстати, тоже. Поэтому навык ассоциации —диссоциации стоит развивать.
Сложно с непривычки? Но и это еще не все. Тройственное описание позиций восприятия позволяет разделить информацию на части, одна из которых принадлежит лично человеку (ассоциация с самим собой), вторая относится к другому лицу (ассоциация с собеседником), а третья, наиболее объектив
Глава 1
ная — это взгляд со стороны, взгляд незаинтересованного наблюдателя (диссоциация).
Для людей, проводящих большую часть времени в 1 -й позиции свойственно жесткое отстаивание собственных интересов (я — позиция), индивидуализм, трудности в понимании взглядов других людей (есть два мнения — мое и неправильное).
Люди с выраженной 2-й позицией склонны к эмпатии, сочувствию к другим людям. Они часто переживают чужие неприятности (и радости, кстати, тоже!) острее, чем свои собственные. К ним часто ходят «поплакаться в жилетку». Но при этом свои интересы они отстаивают неумело, боятся кого-нибудь задеть или обидеть.
Часто 2-ю позицию используют писатели, когда ведут повествование от лица вымышленного персонажа. Или актеры, когда «вживаются в образ» по системе Станиславского. Некоторым даже приходится долго восстанавливать психику, чтобы снова стать самим собой (например, Роберту де Ниро после знаменитого фильма «Таксист»).
В обыденной речи это выражается местоимениями и глаголами второго лица: «Ты думаешь», «ты выглядишь», «ты знаешь». Другой вариант — «я бы на твоем месте...».
3-я позиция — это оценка беспристрастного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений 1-й и 2-й позиций. При рассказе о себе или других употребляются местоимения третьего лица. «Он думает», «они не согласны», «она сказала». Человек из третьей позиции оценивает ситуацию в целом, но сам в ней не участвует.
Любое общение (а особенно устойчивые связи между людьми — семейные, дружеские или профессиональные) можно рассматривать как взаимодействие двух разных систем и их объединение в одну общую, интегративную. А вот здесь и могут возникнуть проблемы. «Почему он (она) так поступает? Это же неправильно!» И вот — готовый конфликт. Причем каждый из участников склонен ожидать изменений от другого или даже стремится их навязать, но совершенно не готов меняться сам.
Когда кто-либо из участников рассматривает происходящее, исходя лишь из собственной карты реальности (а карта — это еще не территория!), то представление будет неполным. Если мы действительно хотим понять, как партнер оценивает ситуацию и чем руководствуется при выборе поведения, то должны
Системное мышление в коммуникации
на время принять его точку зрения (2-я позиция). А для того, чтобы описать взаимоотношения, как систему, нужен трезвый и беспристрастный взгляд со стороны (переход в 3-ю позицию). Особое
ции. Знаю, что это иногда бывает нелегко, но кто ищет, тот всегда найдет. Это помогает двигаться по пути эффективного взаимодействия и избежать бессмысленных разборок вроде «это ты сделал, чтобы меня разозлить!» или «это она, чтобы унизить меня». А также — еще более бессмысленных обид, так сильно отравляющих нам жизнь.
— АЛЛО, Сема, это Роза. Вы вчера были у нас в гостях.
—Да, Роза, все было замечательно!
— Так я хотела сказать — вы к нам больше не ходите. После вашего ухода у нас пропали две серебряные ложечки.
— Роза, я не брал ваши ложки!
— Я знаю, ложки уже нашлись. Они завалились в дальний угол буфета. Но неприятный осадок все-таки остался!
Если любые взаимоотношения представляют собой систему, то следует знать — фактором, определяющим само существование системы, а также ее стабильность и прочность, являются не предметы и даже участники как таковые, а связи между ними. А раз так, то при решении конфликтной ситуации следует уделять внимание не существу дела (кто у кого взял серебряные ложечки), а структуре отношений между людьми.
Если, конечно, эту самую систему мы хотим сохранить.
Техника "Решение коммуникативной ситуации с помощью трех позиций восприятия "
1. Определите проблемную ситуацию.
внимание следует уделять тому, чтобы найти позитивное намерение в поведении обоих партнеров по коммуника-

Глава 1
2. Разместите в пространстве три «якоря» для каждой из трех позиций. Например, поставьте три стула.
3. Разыграйте часть диалога между 1 и 2 позициями, поочередно ассоциируясь с каждым из партнеров по коммуникации. Выделите момент, нуждающийся в изменении. Помните, что ассоциируясь со своим партнером (2-я позиция), вы рассматриваете мир из его карты реальности, разделяете его ценности и убеждения, копируете по памяти его речь, позу, любимые словечки.
4. Перейдите в 3-ю позицию (роль эксперта).
• Посмотрите на ситуацию со стороны и дайте метафору коммуникации (то есть определите, на что она похожа. Например, на сломанный механизм, или разговор слепого с глухим, или что-нибудь еще).
• Определите позитивные намерения, определяющие поведение каждого из участников коммуникации.
• Определите желаемый результат (метарезультат) каждого из партнеров коммуникации. Найдите единую цель, к которой оба они стремятся.
5. Находясь в 3-й позиции, дайте сенсорно обоснованные советы и рекомендации для 1 -й позиции (т. е. самому себе) по улучшению данной коммуникации. Найдите минимум 3-4 выбора желаемого поведения.
6. Перейдите в 1-ю позицию. Выслушайте «советы эксперта» и подумайте, как бы лично вы могли их реализовать.
7. Вновь разыграйте диалог между 1 -й и 2-й позициями, используя полученную информацию и применяя новые способы поведения.
8. Перейдите в 3-ю позицию, посмотрите на новые взаимоотношения партнеров и дайте новую метафору.
9. Повторите шаги 5-8 для достижения желаемого результата в коммуникации (если это необходимо).
10. Экологическая проверка с 1-й позиции. Не потеряете ли вы что-то нужное для вас, изменив данную коммуникацию? Что-то такое, о чем вы раньше не задумывались. Например, некоторые семейные пары обожают устраивать бурные сцены и выяснять отношения. А когда перестают ругаться — разводятся. Если нужно что-нибудь добавить, вернитесь на шаг 5.
11. Подстройка к будущему из 1-й позиции. Представьте себе 3-4 контекста в будущем, где вы могли бы использовать найденные варианты поведения.
Системное мышление в коммуникации
Экология общения
Окружающий мир — это зеркало наших мыслей.
Р. Бах. Иллюзии
Среди наших знакомых есть люди, которые считают манипу- лятивные психологические техники очень хорошими. И есть те, кто считают их вредными и плохими. Увы, не можем согласиться ни с теми, ни с другими. Техники — всего лишь инструмент. Они не являются ни плохими, ни хорошими, они просто работают. Как бензопила. В руках дровосека она станет возможностью увеличить производительность в десятки раз, в руках маньяка — орудием убийства.
Мы движемся к тому, чтобы завершить обучение мастерству коммуникации. И наклевывается вопрос: а что вы с ним будете делать? Как вы этим богатством распорядитесь? Собственно вариантов немного, вы либо повесите в своем сознании на все эти занятия ярлык «интересно» и со временем забудете, либо будете это активно использовать в своей жизни. Только как и с какими целями?



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Как спорт помогает снять стресс
  • Формы невербального поведения ног и стоп. «Счастливые стопы».
  • Так называемая «очистка ног» как способ успокаивающего поведения
  • Ирина Млодик. Если болит душа… Психотерапия как освобождение от иллюзий
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Ф. Зимбардо, Р. Сворд. Нечистая совесть или Синдром раскаяния
  • Почему люди хронически лгут
  • Важные вопросы, которые могут быть заданы, в тот или иной период работы психолога с клиентом.
  • Как помочь ребенку приобрести уверенность
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • Жизненный сценарий. Почему я опять так поступаю?
  • Коннер Ричард. Изменение ограничивающих представлений.
  • Филиппова Т. В. Ребёнок-Родитель-Взрослый
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Егорова Елена. Жизненные сценарии
  • Варианты успокаивающего поведения
  • Магия приворота в домашних условиях
  • Эрик Берн. Формы человеческих отношений.
  • Притча «Разнообразие»
  • Притча «Прежде чем что-то сделать - подумай»
  • Константин Бурсаков. Социальный мазохизм
  • Журавский Олег. Карта на каждый день
  • Симбиоз; Symbiosis
  • Притча «Второй и второй»
  • 15 актуальных психологических приемов как вести себя в конфликтной ситуации
  • Эриксон М. Мой голос останется с вами.
  • Черная магия привороты
  • 27 цитат Ицхака Адизеса о том, кто и как добьется успеха в современном мире.
  • Тест «Коммуникативная компетентность».
  • Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
  • Бакиров Анвар. Это важно знать, или Ключевые пункты навыка.
  • Невербальные реакции на угрозу. Реакция бегства
  • Приворот на мужчину на расстоянии
  • Приворот на кольцо
  • Елена Джеро. Как найти свою «половинку» или Happily ever after
  • Крах НЛП в бизнесе
  • Эрих Фром говорил…
  • Психологические советы от Михаила Лобковского
  • Юлия Латкина. Почему меня не любят?!
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • К чему снится гроб
  • Рамиль Гарифуллин. О депрессии, ценностях и смысле жизни
  • Почему отношения превращаются в манипулирование друг другом.
  • Георгий Почепцов. Ложь как база социальных коммуникаций: от биологии до политики
  • Субъективный уровень; Subjective level
  • Восемь трюков для распознавания лжи на переговорах
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Приворот на быстрый возврат любимого
  • Приворот на вещь любимого или любимой
  • Никита Батурин. Социофобия. Что это? Преодоление социофобии



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь