Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 373526

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ГЛАВА 2 ВОСПРИЯТИЕ
Гениальность — это, по правде говоря,
всего лишь способность воспринимать
мир необычным образом.
Уильям Джеймс
Представьте себе, что вы наблюдаете за группой гавайских женщин, танцующих под нежный и ритмичный аккомпанемент гитары, а ваш приятель-гаваец, вместе с вами наблюдающий за танцовщицами, восклицает: «Какая красивая легенда!» Вы продолжаете смотреть во все глаза, но не можете обнаружить ничего даже похожего на легенду. Вы слышите только приятную мелодию и видите, как несколько женщин взмахивают руками и изгибаются в такт музыке. Но вот приятель объясняет вам значение каждого движения, и вы начинаете тоже видеть в танце чудесную легенду о ветре. Или предположим, вы ужасно голодны и с большим аппетитом поглощаете сочный бифштекс, но вдруг слышите чьи-то сетования по поводу того, что повар нынче не поскупился на соль. До этого мгновения бифштекс казался вам восхитительным, а после сказанного вы и впрямь вдруг начинаете ощущать, что он пересолен до невозможности.
Ясно, что соли в бифштексе не прибавилось и танцовщицы не стали двигаться более «понятно». Так почему же в обоих случаях изменилось ваше восприятие? В этой главе мы и займемся рассмотрением того, какие условия влияют на восприятие и какими методами можно сделать его более совершенным.
Единственным источником информации об окружающем нас мире являются наши чувства. Поэтому в первой части этой главы мы обратим внимание на различия между экстеро- и интероцептивными* ощущениями, рассмотрим связь между вниманием и восприятием и опишем несколько распространенных методов управления вниманием. Во второй части исследуем некоторые факторы, влияющие на интерпретацию воспринимаемой информации, а также обсудим часто встречающиеся иллюзии. В конце главы мы приведем обзор основных методов совершенствования восприятия и обсудим вопрос о существовании экстрасенсорного восприятия.
' Согласно классификации английского физиолога Ч. Шеррингтона, все ощущения делятся на три класса: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение тела в пространстве; 3) интероцептивные (органические) ощущения, сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Именно этот принцип классификации и будет использован в данной главе. (Прим. науч. ред.)

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
Информация из внешнего мира поступает к нам через органы чувств в форме ощущений. Затем она интерпретируется, то есть полученные нами ощущения наделяются тем или иным значением. Например, когда вы слышите звон будильника, то сам по себе звук, услышанный вами, — это ощущение, значение же, которое вы придадите этому сигналу, — это уже ваша интерпретация. По рабочим дням звон будильника в 7 часов утра, скорее всего, означает, что пора вставать и начинать трудовой день. Однако по выходным дням тот же сигнал обычно имеет совсем другое значение. Вы, скорее всего, обругаете себя за то, что забыли отключить звонок будильника, нажмете кнопку и повернетесь на другой бок. В обоих случаях ощущение (звон будильника) было одним и тем же, но ваша интерпретация этого ощущения менялась в зависимости от других сопутствующих факторов.
Восприятие: отражение в сознании предметов, ситуаций и событий внешнего мира, составленное из отдельных ощущений, поступающих от органов чувств, а также их интерпретация.
Ощущение: непосредственная реакция органов чувств и нервных центров на воздействие предметов, явлений и ситуаций внешнего мира. Из таких реакций (отдельных ощущений) складывается целостное восприятие.
Интерпретация (от лат. interpretatio — объяснение, толкование): объяснение поступающих через органы чувств ощущений на основе предшествовавшей или сопутствующей информации.
Упражнение 2.1
а. Представьте себе, что вы едете по шоссе и замечаете красный шестиугольный дорожный знак, на котором написано «STOP». Вы немедленно отпускаете педаль газа и нажимаете на тормоз. Что в описанном эпизоде относится к ощущениям, а что — к интерпретации?
Ощущения: _______________________________
Интерпретация: ____________________________
б. Как бы изменилась ваша интерпретация того же самого знака, если бы вы шли по шоссе пешком? ______________________

Рис. 2.1. Сколько точек вы видите?
Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.
Экстероцептивные ощущения
Принято считать, что главными источниками информации для человека о внешнем мире являются его пять основных чувств — зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, и, как правило, любая попытка обострить какое-либо из этих чувств (например, с помощью контактных линз, слухового аппарата или хирургической коррекции околоносовых пазух) сопряжена с вмешательством в естественные физиологические процессы. Но даже после внесения всех коррективов и усовершенствований наша способность к чувственному восприятию остается ограниченной. Чтобы убедиться в этом, посмотрите на рис. 2.1. Вы увидите три или, в лучшем случае, четыре точки.
На самом же деле в прямоугольнике восемь точек; просто некоторые из них столь малы, что их невозможно различить невооруженным глазом. Аналогичным образом вы, скорее всего, никогда не слышали звуков, издаваемых блохой, и не ощущали ее запаха. Эти звуки и запахи находятся по ту сторону нашего сенсорного порога, и мы не способны их воспринять. Сенсорным порогом, или порогом ощущения, является тот минимальный уровень, за пределами которого мы уже не можем ощущать ни зрительного образа, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни прикосновения. Чтобы определить свой слуховой порог, вы можете плавно уменьшать громкость радиоприемника или стереосистемы до того момента, пока с трудом сможете различать звуки. Если после этого вы еще чуть-чуть уменьшите громкость, то вам покажется, что звук пропал совсем. Вашим слуховым порогом будет именно тот уровень громкости, при котором звук едва слышен.
Роль головного мозга в восприятии
Человеческий мозг — удивительное устройство! Он принимает сообщения от всех органов чувств и дает нам возможность видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, осязать. Затем он классифицирует и сохраняет полученную информацию, чтобы в дальнейшем использовать ее при интерпретации вновь поступающих ощущений. Ученые считают, что во всей Вселенной нет структуры более сложной, чем мозг человека. Мозг управляет не только процессами восприятия, но и настроением, памятью, воображением, двигательными функциями, то есть всей жизнедеятельностью человеческого организма.
Порог ощущения: минимальный уровень интенсивности раздражителя, вызывающий соответствующее ощущение.

Рис. 2.2. Зоны коры головного мозга, «отвечающие» за те или иные ощущения.
Внешний поверхностный слой мозга называется корой. Кора состоит из глубоких складок нервной ткани. Если разгладить эти складки, то поверхность коры мозга будет иметь примерно такую же площадь, как поверхность письменного стола. Почти все процессы мышления и восприятия являются результатом прохождения через кору головного мозга нервных импульсов.
Сначала нервные импульсы передаются от органов чувств в специализированные рецептивные зоны (см. рис. 2.2). Например, когда вы слышите по радио звуки песни, сигнал передается из уха в аудиторную (слуховую) зону коры вашего мозга. Затем нервные импульсы поступают в другие участки мозга, где звуки интерпретируются и сравниваются со звуками, слышанными ранее. Если вы когда-то уже слышали эту песню, вы ее узнаете.
Подпороговые раздражители
Что же касается звуков, которые находятся за порогом вашего восприятия, некоторые ученые считают, что нервные импульсы, вызываемые ими, тоже поступают в специальную зону вашего головного мозга, несмотря на то что вам кажется, будто вы ничего не слышите. Звуки, зрительные образы и другие раздражители, находящиеся ниже вашего сенсорного порога, называются подпороговыми. Исследования гипноза подтверждают, что воздействуя подобными раздражителями на человека, можно оказывать на него влияние, которое не будет им осознаваться.
Кора головного мозга: внешний поверхностный слой головного мозга, где происходят все процессы восприятия и сложной мыслительной деятельности.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Алексей Захаров. Психология квалификации, или Квалификация психологии
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Групповая психология
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. Психология комического.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Ахутин А.В., Визгин В.П., Воронин А.А. и др. Теоретическая культурология
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Дильтей Вильгельм - Описательная психология
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Марина Селина. Что такое позитивная психология?
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Тест словесных ассоциаций; Word association test; Assoziation-experiment
  • Артемий Герасимов. Холотропное дыхание vs Альфатропная практика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь