Квинн В. Прикладная психология.

Категория: Библиотека » Психология | Просмотров: 373500

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ
Допустим, что некий психолог захотел предсказать, каким вырастет такой-то конкретный ребенок. При этом он должен предсказать будущее этого ребенка на основании одной-единственной характеристики. Как вы думаете, какая оказался бы наиболее показательной?
Если вы ответили «принадлежность к определенной культуре», то, стало быть, знаете, какой именно фактор представляет наибольшую ценность при предсказании характера человеческого поведения. Хотя культура и рассматривалась как ключ к пониманию поведения человека еще во времена Гиппократа и древних греков, только совсем недавно психологи признали, что культурную специфику следует учитывать во всех сколько-нибудь важных исследованиях (Betancourt & Lopez, 1993). В прошлом только психологи, специально занимавшиеся сопоставлением разных культур, сравнивали между собой поведение людей, принадлежащих к различным культурам. Ученые пытались выяснить, какие аспекты человеческого поведения не зависели от культурной среды, а какие различались в разных культурах. И только изредка подобные исследования затрагивали причины, которые приводят к различиям в поведении людей, принадлежащих к разным культурам.
Культура: нормы, взгляды, ценности и уклад жизни, которые свойственны той или иной группе людей.
Что такое культура? Психологи не пришли к единому мнению относительно точного определения этого понятия, но большинство из них согласятся с тем, что под словом «культура» следует подразумевать, в частности, нормы, взгляды, ценности и уклад жизни, которые свойственны той или иной группе людей. Каждая культура определяет роли и обязанности членов семьи, способы, при помощи которых люди общаются между собой и выражают свои эмоции, а также предпочтения, оказываемые в одних случаях индивидуальным, а в других — групповым ценностям. Во многих культурах чрезвычайно значительную роль играют религиозные верования и связанные с ними ритуалы.
Виды различий
Понятие различия подразумевает не только различия в культуре. Сюда относятся также половые различия, различия по расе, по принадлежности к определенной этнической группе, по социально-экономическому положению, а также по наличию физических или психических недостатков или достоинств, по уровню умственных способностей и т. д. Причем многие склонны смешивать термины раса и этническая группа.
Наверное, вам приходилось видеть анкеты, в которых вас просят указать расовую принадлежность, то есть являетесь ли вы азиатом, американским индейцем, негром, латиноамериканцем или белым. Однако латиноамериканцы могут быть белыми, черными, азиатами, американскими индейцами, а также любыми комбинациями этих представителей человечества. Термин раса часто употребляют неверно, включая в него и этнические группы. Многие антропологи утверждают, что с формальной точки зрения существуют только три расы: белая, негроидная и монголоидная. Однако люди, принадлежащие к различным расовым группам, зачастую имеют больше сходств, чем различий, даже по физическим и генетическим характеристикам. Многие различия, которые антропологи считали расовыми, на самом деле имеют этническую основу (Zuckerman, 1990). Этнические группы, как правило, связаны общей национальной принадлежностью, культурой или языком. Вероятно, ваша этническая группа воспитала вас в определенных традициях, которые были выработаны многими поколениями. Существенной частью вашей культуры является то, принадлежите вы к ирландской, русской, ливанской, нигерийской, боливийской, корейской, японской или исландской этнической группе, но это еще не указывает на вашу расовую принадлежность.
Раса: определяется прежде всего генетическим происхождением; имеются три основные расы:
европеоиды, негроиды и монголоиды.
Этническая группа: группа людей, имеющих общую национальность, культуру или язык.
Также весьма существенным отличием является принадлежность к определенному социально-экономическому слою, то есть разница в уровне финансовых и социальных возможностей отдельных людей или групп. Даже представители одной культуры, расы или этнической группы отличаются друг от друга социальными установками, интересами и манерой поведения; взять хотя бы состоятельных и власть имущих, с одной стороны, и бедных и угнетенных — с другой. Иногда некоторые признаки, претендующие на этническую или расовую особенность данной культуры или индивида, в результате исследования оказываются лишь различиями в социально-экономическом положении. Например, Фрерихс и др. (Frerichs & others, 1981) пришли к выводу, что латиноамериканцы больше страдают от депрессии, нежели американцы англо-саксонского или африканского происхождения. Впрочем, при изучении различий в социально-экономическом положении вряд ли вообще следует придавать особое значение всевозможным этническим особенностям. В действительности депрессия затронула больше всего неимущие и угнетенные классы, а не какие-либо определенные этнические группы. Подобный же вывод можно сделать и по вопросу корреляции депрессии и половой принадлежности. Если данная культура предоставляет женщинам меньше, чем мужчинам, финансовых и социальных возможностей, то можно ли быть уверенным в том, что более высокая степень страдания женщин от депрессии вызвана именно биологическими особенностями?
Конечно же, все в человеческой жизни тесно взаимосвязано, и порой совсем не просто выяснить, чем именно порождается определенный тип поведения: половой или расовой принадлежностью, этническим происхождением, социально-экономическим положением или особыми характеристиками, такими как физическая или умственная неполноценность. Впрочем, исследования дают возможность предположить, что расовая принадлежность и пол менее существенны, нежели, например, состояние культуры или социально-экономическое положение.
Психология и культурные предрассудки
Большинство психологических исследований проводится в Соединенных Штатах, и, как это было отмечено Бетанкуром и Лопесом (Betancourt and Lopez, 1993), выводы делаются, главным образом, на основе данных, полученных англичанами и американцами в процессе изучения англичан и американцев. В результате психология оказывается ограниченной определенными культурными рамками, а ее открытия — вполне правомерными лишь для представителей данной культуры. И чтобы иметь достаточные основания для экстраполяции данных психологических исследований на все население земного шара, их следует тщательно проверять в различных частях света (Lonner, 1988). На данный же момент только одна культура — средний класс евроамериканцев — достаточно широко представлена в психологических исследованиях. Еще большие ограничения накладывает тот факт, что основными участниками психологических экспериментов являются, как правило, студенты колледжей, причем большей частью мужского пола. Женщины, американцы африканского, азиатского и испанского происхождения, а также представители низших социально-экономических слоев населения представлены в психологических исследованиях очень слабо.
Исследователи подвержены культурным влияниям не менее, чем исследуемые. Многие аспекты поведения, на которые психологи обращают особое внимание в своих исследованиях, основаны на таких евроамериканских ценностях, как личный успех, самопознание, мотивация успешной деятельности, интересы карьеры. Нормы, сложившиеся в отношении этих ценностей, установлены для евроамериканцев и неприменимы к культурам, которые этих ценностей не разделяют. Некоторые психологи даже рассматривали представителей других культур, не имеющих высоких показателей по этим характеристикам, как «некультурных». Однако, будучи «ущербными» с точки зрения евроамериканской культуры, они, весьма вероятно, являются более культурными с точки зрения своих собственных ценностей.
Культурные границы: ограничение рамками одной культуры.
Социально-экономический слой: группа людей, обладающих определенным уровнем финансовых и социальных возможностей.
Приложение 1.8. ПСИХОЛОГИЯ СЕГОДНЯ
В ЗАЩИТУ ЭТНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Товарищ по колледжу посоветовал мне не злоупотреблять посещением курсов, посвященных этническим исследованиям. Почему? Он объяснил это тем, что учебные заведения высшего разряда и работодатели скептически относятся к студентам, которые имеют повышенный интерес к этническим исследованиям, в частности по проблемам афроамерикан-цев и американцев мексиканского происхождения...
Но являются ли программы по этническим исследованиям столь несостоятельными, как утверждают их противники? Нет. На самом деле положительный опыт моих этнических исследований в По-мона-колледже (Калифорния) не только подтвердил обратное, но и укрепил мои подозрения в том, что программы этнических исследований являются просто «козлом отпущения» для научно несостоятельных и чисто политических баталий, захвативших в настоящее время руководство американского высшего образования и широкие круги общественности...
Итак, в противоположность необоснованным утверждениям, что будто бы курсам по этническим исследованиям недостает интеллектуальной и академической строгости, я выяснил следующее: подобные курсы требуют четкого выполнения домашних заданий, критического анализа и посещения многочисленных семинарских занятий...
Программы этнических исследований во многом расширяют узкие рамки традиционных учебных планов гуманитарных дисциплин разнообразными подходами и точками зрения, которые делают студентов более чуткими к этническим вопросам. Они также способствуют порой несколько утопическому, но необходимому осознанию значения культурного плюрализма...
Если же преподаватели пожертвуют этой важной частью учебных планов гуманитарных дисциплин исключительно по эгоистическим или идеологическим соображениям, то от этого образование в целом лишь проиграет, поскольку недооценка этнических исследований делает гуманитарное образование менее гуманным.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Щедровицкий Г.П. ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ читанные в Ростовском университете (фрагменты)
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Розин В.М. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ПУТЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Чудина Е.А. Эмоционально зрелая личность глазами начинающих и опытных психологов
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Юнг К.-Г. Психология и религия.
  • Капустина С.А. Основные методы сбора данных в психологии. Под редакцией
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Шорохов Е. Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах.
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Крысько В.Г. Этническая психология
  • Данченко В. ПРОГРАММА "ДАР"
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Лукьянченко Н.В. Психологическое просвещение в практической психологии (на примере научно-популярной лекции «Психология оптимизма»)
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • С.Э. Поляков. Кризис современной психологии
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Алексей Захаров. Психология квалификации, или Квалификация психологии
  • Братусь Б. К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХОЛОГИИ
  • Групповая психология
  • Образцов Виктор Александрович, Богомолова Сапфо Николаевна. Криминалистическая психология.
  • Психология убеждения. Ложные доводы
  • Рамиль Гарифуллин. Психология комического.
  • Соколова Е.Т. Проективные методы.
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Ахутин А.В., Визгин В.П., Воронин А.А. и др. Теоретическая культурология
  • Братченко Сергей. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ДЖЕЙМСА БЮДЖЕНТАЛА: УРОКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ
  • Обухова Л.Ф. Преодоление биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
  • Дильтей Вильгельм - Описательная психология
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Маслоу Абрахам. На подступах к психологии бытия.
  • Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Барсукова Александра. Презентация на тему: 'Основные положения деятельностного подхода во ФГОС ДО'
  • Марцинковская Т.Д. Психология
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • С.Э. Поляков. Когнитивизм, интроспекция и психические феномены. Об основной парадигме когнитивной психологии
  • Марина Селина. Что такое позитивная психология?
  • Привычки, ведущие к бедности
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Берн Эрик. Люди, которые играют в игры.
  • Исенина Е.И. Возрастная и педагогическая психология. Тексты.
  • Тест словесных ассоциаций; Word association test; Assoziation-experiment
  • Артемий Герасимов. Холотропное дыхание vs Альфатропная практика



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь