В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР"

- Оглавление -



РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОГРАММЫ PRH

За 20 лет со времени своего основания в 1970-м году программа PRH распространилась по всему миру. В 1991 году центры PRH существовали в 36 странах на пяти континентах – в Европе (Англия, Шотландия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Бельгия, Германия, Швейцария), Америке (Канада, США, Мексика, Гватемала, Колумбия, Перу, Чили, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Гаити), Африке (Алжир, Египет, Центрально-Африканская республика, Камерун, Заир, Лесото, Малави), Азии (Индия, Шри Ланка, Индонезия, Япония, Таиланд, Филиппины) и Океании (Микронезия, Папуа и Новая Гвинея, Австралия, Новая Зеландия). По данным на тот же 1991 год, в мире насчитывалось 350 сертифицированных специалистов, ежегодно проводивших более 2000 учебных курсов по программе PRH в 52 странах. Около сорока учебных курсов были переведены на 8 основных языков, а также несколько африканских и азиатских диалектов. Каждый год в учебных курсах принимало участие более 20.000 человек, а 15.000 человек работали над собой по предлагаемой PRH индивидуальной программе "последовательного саморазвития". [см. 6]

Тем не менее, несмотря на впечатляющие масштабы деятельности, программа PRH практически неизвестна мировому психологическому сообществу и не представлена на рынке психологических услуг. Казалось бы, парадокс. Между тем никакого парадокса нет. PRH – программа со вторым дном. И благодаря наличию этого второго дна она, несмотря на свои общечеловеческие декларации и намерения, занимает очень узкую экологическую нишу.

Как уже говорилось, программу PRH создал священник. Точнее, не создал, а передал человечеству как полученный от Бога благодатный дар. [см. 3; 10] Основным контингентом его учебных курсов, особенно поначалу, были монахи и монахини. Программа быстро распространилась по миру отнюдь не своим ходом, а через систему католических миссий, сотрудники которых составили основу региональных "ячеек" и "команд" PRH. Все сертифицированные ведущие – глубоко верующие люди; большинство из них духовные лица в прошлом или настоящем. Однако представляя программу PRH широкой публике, они предпочитают обходить эти факты молчанием. Мол, жил да был такой себе Андре Роше – простой человек, педагог, исследователь человеческой природы, который очень любил людей, был директором Центра социальных исследований и в молодости увлекался Роджерсом. Неполнота этой картины (воспроизведенной и в первой коллективной монографии, излагающей объяснительную систему PRH [см. 5]) очевидна. И когда религиозная подноготная PRH рано или поздно становится явной, возникает впечатление, будто приверженцам программы ("пиарэйчистам") есть что скрывать. Впоследствии это впечатление подтверждается.

PRH заявляет о себе как о светской организации, независимой от католической церкви. Последнее соответствует действительности, а первое соответствует ей лишь отчасти. Потому что фактически PRH представляет собой хоть и внецерковную, но именно религиозную организацию, члены которой заняты обслуживанием светских потребностей клиентов.

Пиарэйчисты в самом деле не занимаются религиозной пропагандой. "Я не хочу подталкивать человека к религии, вербовать людей для церкви..., – говорил Андре Роше. - Я хочу не обратить людей к религии, но помочь им стать самими собой, познать себя, утвердиться в себе, взять свою жизнь в свои руки, посвятить себя своему сущностному направлению деятельности, научиться принимать самостоятельные решения по поводу своей жизни. А решать, принадлежат они религии или нет, – это их дело". [26] В ходе учебных курсов ведущие говорят с клиентами на "общечеловеческом" языке, избегая религиозной фразеологии. Но когда клиент решает сам стать ведущим и включается в программу профессиональной подготовки, его ждет сюрприз. На первой же странице учебного плана этой подготовки Роше пишет следующее: "Рад приветствовать вас в нашей среде... Когда мы осуществляем свою миссию, то есть ведем учебные курсы, мы пользуемся общечеловеческим языком и избегаем христианского языка, чтобы слова наши дошли до каждого... Здесь, на наших встречах мы снимаем с себя аскезу общечеловеческой речи и пользуемся нашим, христианским языком". [10]

Однако языком дело не ограничивается. В закрытом для непосвященных плане профессиональной подготовки обнаруживается новый пункт самооценки и отчетности, отсутствующий в плане программы последовательного саморазвития, которая предлагается клиентам. В дополнение к понятию о "личном росте" здесь вводится понятие "духовного роста"; и этот духовный рост оказывается однозначно не общечеловеческим. О "запредельном", которое "некоторые называют Богом", больше не упоминается; речь идет именно о Боге, который "присутствует в каждом человеческом существе, хотя человек может и не сознавать этого...

Духовный рост состоит в развитии наших глубинных отношений с Богом и, следовательно, начинается после того, как у человека состоялась Встреча с Ним в глубинах своего существа. Этот рост проходит через разные стадии:

  • Одна из них – это личная встреча с Иисусом, осознание Его Присутствия во мне и моей жизни.
  • Другая – это встреча с Отцом на уровне моего существа.
  • Восприятие Духа как Присутствия, действующего во мне.
  • Восприятие их единства в трех лицах Троицы.
  • Внутренняя встреча с Марией – еще одна стадия, хотя Марию и не следует ставить вровень с Богом". [10]

С православными вопрос спорный, но иудеям с мусульманам, не говоря уже о буддистах и атеистах, путь к профессиональному освоению и осуществлению программы PRH закрыт, так как к описанному выше духовному росту они не предрасположены. Представителям этой части человечества суждено оставаться в кругу непосвященных. Однако у такого, самого по себе не очень привлекательного деления людей на "наш" круг и круг "внешних", имеется еще одна достойная сожаления сторона. По словам нынешней главы PRH-Фонда Андреа Люмо, "когда мы встречаемся с церковным людом, нам нужно делиться с ним своим опытом и свидетельствовать, что в нашей жизни есть место Богу... С ними мы можем говорить об этом открыто. Но что касается публики на наших учебных курсах, верования ее следует уважать. Мы не вправе говорить им, что если они хотят расти и развиваться, то должны быть такими же верующими, как и мы. Если они просят, мы делимся с ними своими отношениями с Богом лишь настолько, насколько это в данный момент может способствовать их росту. Как замечательно сказал об этом Андре Роше: "Мы свидетели безусловной любви Господа нашего, возжелавшего, чтобы люди росли, радовались и становились собой вне зависимости от того, могут они слышать о Боге или нет". [3]

Иными словами, пиарэйчисты – своего рода "тайные агенты Бога", которые, дабы избежать разоблачения и не завалить свою конспиративную Миссию, не вправе быть самими собой в отношениях с клиентами. В рамках гуманистической психологии, ценности которой пытается транслировать PRH, подобная неаутентичность считается крайне дурным тоном. Она неприемлема не только с профессионально-этической точки зрения, но и с точки зрения клиента, который, обращаясь к услугам "программы психологического развития взрослых людей", ожидает, что к нему будут относиться как к взрослому, а не рассказывать истории об аистах и капусте. Не удивительно поэтому, что программа PRH не пользуется успехом у профессионалов; она может эффективно функционировать и воспроизводиться лишь в среде, где программная неаутентичность отпадает за ненадобностью, а именно, среди сотрудников многочисленных католических организаций и членов приходских общин.





<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека
Просмотров: 428
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | Литература Данченко В. К вопросу оконструктивном знании. –
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | Введение В мае 1991 года я случайно попал
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОГРАММА PRH ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ PRH Аббревиатура PRH расшифровывается как
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ PRH Разумеется, мы располагали
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРОГРАММЫ PRH Вопросам воспроизводства своей программы то
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | Заключение Развитие современной цивилизации связано с интегративнойтенденцией к
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРОГРАММА ДАР ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ДАР Надличностные перспективыНадличностными называются
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОГРАММАМИ ДАР И PRH От
  • В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР" | УЧЕБНЫЕ КУРСЫ PRH Курсы делятся на несколько серий.
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | ЗАКЛЮЧЕНИЕ Диалог для любви 150 то же самое,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 5 НАСУЩНЫЙ ХЛЕБ ДИАЛОГА Они оба были
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 4 ОБ ЭТИХ ЭМОЦИЯХ Уик-энд, посвященный улучшению
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь