В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР"

- Оглавление -



Введение

В мае 1991 года я случайно попал на психологический семинар, который проводила в лаборатории психологии общения Киевского института иностранных языков пожилая американская дама. Семинар назывался "Кто я?" и, как выяснилось, был одним из учебных курсов программы психологического развития взрослых людей "PRH", разработанной каким-то французом по имени Андре Роше. Присутствовали главным образом психологи; они в большинстве своем скептически ухмылялись, а во время перекуров говорили, что все это детский лепет и т.п. Однако для меня этот семинар стал поворотным пунктом жизни. Действительно, в содержательном плане он представлял собой набор хорошо известных положений гуманистической психологии. Но это была не просто гуманистическая психология, – это была вытяжка, квинтэссенция гуманистической психологии, очищенная от всего, не имеющего значения для жизни не-психолога, и излагаемая в форме, способной стать содержанием сознания любого человека. Я понял, что имею дело с явлением, необходимость которого была сформулирована мною за несколько лет до того, – а именно, преобразовательным знанием как продуктом новой фазы развития психологии. "В отличие от объяснительного знания, которое в своем стремлении постичь суть явлений растворяет живого человека в абстрактных понятиях и логических операциях, преобразовательное знание призвано "оконкретить" абстракции и привнести плоды объяснительной науки о человека в сознание живого человека вне зависимости от уровня его теоретической подготовки и характера профессиональной специализации, – причем привнести их сюда в качестве устойчивого содержания, а не мимолетного эпизода. Иными словами, преобразовательное знание призвано преобразовать жизнь живого человека путем включения в нее плодов объяснительной науки о человеке". [1]

Новым для меня было и то, что в центр своей объяснительной системы Роше поместил психологическую реалию, которую назвал "существом человека". В ходе тренинга я осознал, что жил и живу счастливо именно благодаря тому, что делаю это, сам того не подозревая, "по Роше", то есть "согласно своему существу". Таким образом, предлагаемый метод, по-видимому, позволял воспроизводить, передавать от поколения к поколению опыт счастливой жизни.

Я решил перевести материалы семинара на русский язык и сообщил о своем намерении американскому коллеге, которая, со своей стороны, выразила готовность приезжать к нам за свой счет, чтобы проводить учебные курсы PRH за символическую плату. Это был уникальный шанс, упустить который, с моей точки зрения, было бы преступлением против культуры. Поэтому я счел возможным отказаться от научной и деловой карьеры, посвятив последующие семь лет жизни исключительно организации и переводу семинаров PRH. За это время я перевел материалы девятнадцати учебных курсов; было проведено около ста шестидневных семинаров, а через вводный курс "Кто я?" прошло около пятисот человек. Идея состояла в том, чтобы выявить лидеров и подготовить из них сертифицированных специалистов, имеющих право вести курсы по программе PRH самостоятельно. Со временем выяснилось, однако, что идея эта практически неосуществима: мой американский партнер не переносил лидеров и отбирал кандидатов по критерию их готовности сохранять в отношениях с ним позицию "ребенка". Кроме того, по мере более глубокого знакомства с программой я стал обнаруживать в ней очевидные ограничения. Все это привело к постепенному охлаждению моего энтузиазма и, в конечном счете, прекращению сотрудничества.

Первоначально я не собирался вести учебные курсы и усматривал свою задачу только в том, чтобы создать условия для появления отечественных ведущих. Когда PRH у меня на глазах начала превращаться из "программы психологического развития взрослых людей" в нечто вроде "вечного детского сада", а сама эта аббревиатура в устах здравомыслящей публики стала синонимом профанации, я испытал чувство глубокого разочарования. Создавалось впечатление, что жертвы мои были напрасны, а лучшие годы жизни прожиты впустую. Но испив чашу разочарования до дна, я осознал простую вещь: то ценное, что изначально привлекло меня в программе PRH, никуда не исчезло. Я осознал также, что годы прожиты не впустую, поскольку теперь я могу участвовать в судьбе этой программы в новом качестве, – в качестве соавтора-разработчика. Я могу модифицировать ее с учетом семилетнего опыта наблюдений за практикой ее осуществления. В этом тексте я собираюсь описать программу PRH, указать на основные моменты, подлежащие модификации, и обосновать логику последней, заложив тем самым методологические основы новой версии программы психологического развития взрослых людей, которая будет называться "ДАР" – Диалоги с Андре Роше.

Киев, май 2000




<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека
Просмотров: 428
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
  • Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция X Новая реальность и новая идея реальности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция II Упадок и расцвет философии. – Драма
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция I Философия сегодня. – Необычайное и правдивое
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция III Тема нашего времени. – Наука –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IV Познание Универсума и Мулетиверсума – Примат
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция V Необходимость философии. Присутствие и соприсутствие. –Основная
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VI Верование и теория жизнерадостность – Интуитивнаяочевидность
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VII Данные Универсума. – Картезианское сомнение. –
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция VIII Открытие субъективности. – Экстаз и спиритуализмантичности.
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция IX Тема нашего времени. – Коренная реформа
  • Х. Ортега-и-Гассет. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? | Лекция XI Основная реальность жизни. – Категории жизни.
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Джон Уайт ред. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕИздательство Трансперсонального
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Гопи Кришна ИСТИННАЯ ЦЕЛЬ ЙОГИ Йога 150
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ Что такое просветление
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Да Лав-Ананда НАСТРОЕНИЕ ПРОСВЕТЛЕНИЯ беседа с учениками
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Кен Уилбер ПРЕДЕЛЬHОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ Кен Уилбер
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение 1 КАРТЫ РЕАЛЬНОСТИ В конце своего
  • Джон Уайт (ред.) ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ? | ОГЛАВЛЕHИЕ Ричард М. Бак ОТ САМО-СОЗHАHИЯ К КОСМИЧЕСКОМУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь