В. Данченко. ПРОГРАММА "ДАР"

- Оглавление -



ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ
МЕЖДУ ПРОГРАММАМИ ДАР И PRH


От прививающей педагогики к педагогике развивающей

Аббревиатура ДАР расшифровуется как "Диалоги с Андре Роше". Это название отражает саму суть предлагаемой модификации программы PRH: переход от педагогики прививающего формирования личности к педагогике диалогического саморазвития последней. Задача нетривиальная, ведь пиарэйчисты считают, что их программа и так основана на принципе саморазвития. Андреа Люмо подчеркивает, например, что в рамках PRH люди "сами решают не только куда идти, но и как туда добираться. Они сами решают, какими средствами воспользоваться, сами определяют последовательность прохождения курсов. Никто не требует от них каждую неделю посещать какие-то собрания или каждые три месяца проходить учебный курс"... Поэтому "следствием принципа саморазвития является также необходимость быть честным с самим собой. Иными словами, действенность метода обусловлена решимостью участников воспользоваться им". [2]

Под "принципом саморазвития" тут подразумевается вера в то, что сам человек знает себя лучше, чем кто-либо другой, и что у него есть все необходимое для решения его проблем, – нужно просто помочь ему обрести доступ к своим внутренним ресурсам. [см. там же] Этот принцип, по словам Люмо, служит основой "метода PRH", который она сводит к методу направляемого самоанализа, в ходе которого люди "задают сами себе вопросы о самих себе. Эти вопросы им задает не кто-то другой, – они начинают задавать их себе сами..." [там же] Но, во-первых, эти задаваемые самим себе вопросы люди формулируют не сами, – формулирует их как раз кто-то другой, а именно, Андре Роше. Во-вторых, направляемый самоанализ составляет лишь один из элементов собственно метода или "педагогики" PRH, которым участники должны, согласно принципу саморазвития, воспользоваться со всею решительностью. А сам этот метод, называемый также "прививающей педагогикой" (см. Первую Часть), построен вовсе не на принципе саморазвития, и даже не на принципе развития. Он построен на принципе формирования личности по заданному – окультуренному – шаблону: "Дерево прививают для того, чтобы оно принесло лучший плод... Этой же цели служит и прививающая педагогика ". [12]

Эта формирующая, образующая, воспитывающая направленность программы PRH отражается в ее терминологии. Так, ведущие учебных курсов именуются "аниматорами" (вообще-то аниматорами называются художники-мультипликаторы, "одушевляющие" безжизненные картинки); правда, аниматора в английских переводах последнего времени вытесняет "educator" – воспитатель. Вспомним, что диссертация Роше так и называлась – "Воспитание взрослых людей". Далее, здесь неоднократно упоминалась предлагаемая клиентам в рамках PRH индивидуальная программа "последовательного саморазвития". Этот перевод неточен и отражает мои собственные интенции, а не интенции оригинала. Принятая международная аббревиатура этой подпрограммы PRH – FPM, то есть Formation Personnelle Metodique, что вплоть до 1991 года переводилось на английский дословно: Methodical Personal Formation, "последовательное формирование (собственной) личности". Затем перевод был адаптирован к англоязычной психологической фразеологии, в результате чего программа стала называться "Methodical Personal Growth" – "последовательный личный рост", – а затем "Methodical Personal Growth and Development" – "последовательный личный рост и развитие". Но на самом методе – методе прививающей педагогики – эти терминологические новшества пока никак не сказываются.

Как происходит прививка и что прививается с помощью метода PRH? Прививается некая, якобы наилучшим образом обеспечивающая человеку доступ к своим внутренним ресурсам, объяснительная система : сперва участники анализируют свой опыт, а затем с помощью очередной "Заметки о наблюдениях" им ненавязчиво демонстрируется, как этот опыт следует анализировать, и какие из этого анализа надлежит делать выводы.

Говоря о переходе от педагогики прививающего формирования личности к педагогике диалогического саморазвития, я имею в виду трансформацию самого метода : превращение его из средства прививки определенных образцов в средство саморазвития посредством диалога с основателем программы – и самоопределения по отношению к его опыту. В контексте развивающего метода автор распространяемых в ходе учебных курсов методических материалов – Андре Роше – становится одним из участников, который делится с остальными собственным опытом саморазвития, собственным опытом освоения совокупного экзистенциального опыта человечества.

Развивающая педагогика направлена не на прививку, внедрение чьей-то объяснительной схемы, а на содействие освоению опыта как такового. Человек учится осваивать экзистенциальный опыт человечества в диалоге с другим человеком, проделавшим большую работу по осмыслению и освоению такого опыта, прежде всего представленного в гуманистической психологии. В этом диалоге человек учится не присваивать чужой опыт, – он учится иметь с ним дело. Иными словами, акцент здесь смещается с содержания, подлежащего усвоению, на процесс освоения этого содержания и, возможно, порождения нового. Разницу между указанными двумя подходами – прививающим и развивающим – может помочь уяснить следующая метафора. Некто произвел на свет прекрасного ребенка. Можно им любоваться, носить его фотографию в портмоне; а можно воспользоваться опытом этого человека, чтобы произвести на свет собственное дитя.

Как организуется развивающий диалог?

  • Во-первых, нужно будет пересмотреть вопросы направлений самоанализа и очистить их от "наводящих" конструкций типа "как часто вы бьете свою жену". Направляемый самоанализ призван проводить внимание человека по определенной предметной области, а не подводить его к определенным ответам.
  • Во-вторых, нужно будет целенаправленно отредактировать все тексты, распространяемые в ходе учебных курсов: материал в них должен излагаться от первого лица. Я не владею французским языком и не знаю, как обстоит дело в оригиналах, но в английских переводах тут царит полнейшая неразбериха: иногда автор говорит о своем опыте (употребляя слово "я"), иногда о нашем опыте (употребляя слово "вы"), иногда – об общечеловеческом (употребляя слово "мы"), причем нередко в пределах одного текста.
  • В-третьих, нужно будет соответствующим образом модифицировать и повысить статус существующей в PRH методики "активного чтения", сделав ее обязательным элементом базовой процедуры (направляемый самоанализ – обмен опытом – работа с текстом).
  • В-четвертых, в ходе учебных курсов нужно будет вести разъяснительную работу среди участников посредством соответствующих "комментариев ведущего".

Роль ведущего

Как уже говорилось, ведущие учебных курсов PRH называются "аниматорами" или "воспитателями". В соответствии с задачами прививающей педагогики аниматор-воспитатель стоит на страже объяснительной системы PRH. Будучи ее живым воплощением, он служит проводником, транслятором этой системы, призванным блюсти ее чистоту и свидетельствовать о ее эффективности. Кроме того, во время обмена опытом он в положительном ключе комментирует высказывания некоторых участников, поощряя, ободряя, утешая и поддерживая их с родительской позиции.

В рамках программы ДАР ведущие учебных курсов называются просто "ведущими". В задачу ведущего входит вести учебный курс, а не его участников. Он стоит на страже базовой процедуры, защищая ее от стихийного произвола группы и корректируя процесс группового взаимодействия (сюда входит нейтрализация дискуссий, оценочных высказываний, советов, выспрашиваний, рассуждений на общие темы, разговоров во время анализа и т.п.). При этом он комментирует происходящее, разъясняя психотехническое значение и ценность общего подхода и конкретных процедурных моментов, сковывающих якобы групповое взаимодействие и обратную связь. В остальном ведущий – такой же участник учебного курса, как и остальные: он может делиться опытом собственного самоанализа, но не имеет привилегии комментировать высказывания других.

Методическое и методологическое просвещение

Роше хотел донести до человека, привить ему некоторую необходимую для счастливой жизни сумму психологических знаний и навыков, то есть образовать, сформировать его; формируемому при этом вовсе не обязательно разбираться в механизмах формирования, ему достаточно применять проверенные средства, предлагаемые программой PRH. Но поскольку в нашем случае речь идет действительно о само-развитии, крайне важно, чтобы человек ясно сознавал, что он делает и зачем, понимал суть и механизмы используемых методов, процедур и приемов. Поэтому на ведущего учебные курсы программы ДАР возлагается новая задача – методического и методологического просвещения участников. Однако осуществляет он ее не в форме дополнительного мероприятия, а непосредственно комментируя происходящее по ходу учебного курса.

Секуляризация

Секуляризация есть путь к высвобождению общечеловеческого потенциала программы PRH, путь к становлению подлинно общечеловеческой программы психологического развития взрослых людей. Под секуляризацией в данном случае подразумевается отделение психологии от религии, отказ от селективного допуска к программе по вероисповедному признаку. Подобная селекция, разделяющая людей на "наших" и "остальных", "званых" и "избранных" недопустима. Профессиональное освоение программы должно быть доступно всем людям независимо от их конфессиональной принадлежности.

Секуляризация не означает отказа от рассмотрения религиозного опыта, поскольку опыт этот составляет важнейшую часть жизни отдельного человека и культуры в целом. Но программа ДАР занимается лишь тем психологическим аспектом религиозного опыта, который действительно имеет статус общечеловеческого, общего для всех религиозных конфессий. Такой общечеловеческой основой религиозного опыта служат отношения человека с Богом как таковые. Под "отношениями с Богом" подразумевается соприкосновение и внутренний диалог с предельным основанием всего сущего, – основанием, которое, в зависимости от вероисповедания или мировоззрения, может называться по-разному (Истоком, Творцом, Субстанцией, и т.п.) или оставаться безымянным. По моему глубокому убеждению, программа психологического развития взрослых людей призвана способствовать развитию, прояснению и углублению таких отношений. И я не вижу причин, по которым это следовало бы от кого-то скрывать.





<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека
Просмотров: 665
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Программа ежегодника Привлечь внимание представителей различныхчеловековедческих дисциплин к
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Об авторах Роберто АССАДЖОЛИ 1888-1974 150 Итальянскийпсихиатр, отец
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | 847020 ЭГРЕГОРИАЛЬНОСТЬ И НАДЭГРЕГОРИАЛЬНОСТЬ Из кн.: 847020. Принципы
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Владимир Данченко ТРИ УРОВНЯ НАДЛИЧНОСТНОГО САМОСОЗНАНИЯ Из кн.:
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Анатолий Владимирский К ВОПРОСУ О ВИБРАЦИОННЫХ УРОВНЯХ Речь
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Об авторах Анатолий ВЛАДИМИРСКИЙ псевдоним 150 Самиздатскийавтор эпохи
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Междисциплинарный теоретико-методологический сборник Под ред.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Послесловие редактора СМОЖЕТ ЛИ НАУКА ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ РАЗВИВАТЬСЯ
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | А.Владимирский КОНСТРУКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ...Конструктивная психология
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Владимир Данченко ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Барбара Буше ИНТЕГРАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ Демонстрация методики в смешаннойсоветско-американской
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Роберто Ассаджоли СИМВОЛЫ НАДЛИЧНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ Assagioli R. Symbols
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Рамана Махарши ПРОБЛЕМА САМОПОСТИЖЕНИЯ In: Ramana Maharshi. Talks
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Р.Сазерленд ВОСТОК, ЗАПАД И ПСИХОТЕРАПИЯ Sutherland R. East,
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Джидду Кришнамурти ИЗ ПАРИЖСКИХ БЕСЕД 1961 ГОДА 10.09.61.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Абрахам Маслоу ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Maslow A.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Энтони Сутич ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ: ЛИЧНЫЙОТЧЕТ Sutich A.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Станислав Гроф НАДЛИЧНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ НА СЕАНСАХ ЛСД-ТЕРАПИИ In:
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Мейстер Экхарт О НИЩЕТЕ ДУХОМ Из кн.: М.Экхарт.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Владимир Лосский АПОФАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ В УЧЕНИИ СВЯТОГО ДИОНИСИЯ
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Питер Рассел ПОИСК ЕДИНСТВА In: Russel P. Global
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Кен Уилбер КТО Я In: Wilber K. No
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Междисциплинарный теоретико-методологический сборник Под ред.
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Анатолий Владимирский СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИЯ И СТРУКТУРА ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Ден Радьяр ПОТРЕБНОСТЬ В МНОГОУРОВНЕВОЙ ПСИХОЛОГИИ, ОРИЕНТИРОВАННОЙ НА
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Какуан ДЕСЯТЬ БЫКОВ In: J.Fadiman, R.Frager. Personality andPersonal
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Мать Мира Ришар НАУКА ЖИЗНИ: ЗНАТЬ СЕБЯ И
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 1 (1989) | Роши Джийя Кеннет, Свами Радха, Роберт Фрейгер КАК
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | 847020 Я И ЭГО Из кн.: 847020. Элементы
  • ВОПРОСЫ САМОРАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. Вып. 2 (1990) | Джин Реймонд ИСТОК И ИСКАТЕЛЬ Raymond J. The



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь