№20. КОММЕНТАРИИ К "ТЕЗИСАМ О РАДЖНИШЕ"

- Оглавление -


<<< ТЕЗИСЫ >>>




АПОЛОГИЯ РАДЖНИША


АНТИТЕЗИС I

1.1. В качестве основной черты деятельности Раджниша автор "Тезисов" выделяет "сознательный разрыв между теорией и практикой". Смысл этой броской "формулы обвинения" автор расшифровывает следующим образом. "Теория" – это "то, что говорится": беседы Раджниша, воздействующие на верхние центры, а "практика" – это "то, что делается": некие упражнения, воздействующие на нижние центры. Остается, правда, не вполне ясным, что следует понимать под "разрывом" между теорией и практикой. Как бы там ни было, автор утверждает, что Раджниш якобы "завлекает" людей, воздействуя на верхние центры, а затем "подчиняет их с помощью специальных упражнений", воздействующих на нижние центры. На этом утверждении основывается вся дальнейшая аргументация "Тезисов".

1.2. Для того, чтобы действительно актуализировать предполагаемую в человеке "потенциальность", необходимо исходить из наличной его "актуальности", – по крайней мере, учитывать ее. Отказываясь это делать по каким-то "принципиальным соображениям", мы допускали бы серьезную методологическую ошибку, о которой сказано: "Чистюли бесплодны". Успех Раджниша объясняется именно тем, что он такой ошибки не допускает: он говорит со своим основным адресатом на его языке и о его проблемах, не навязывая ему при этом никаких "теорий". Раджниш обращается не к "гурманам духа" с их утонченными интеллектуально-эстетическими потребностями, но к самым широким слоям "ищущих" и "экспериментирующих" молодых людей, проблемы которых связаны далеко не с одними только верхними центрами. Поэтому и беседы его МНОГОПЛАНОВЫ: в них затрагивается весь массив экзистенциальных проблем человека, а не какие-то целевые аспекты человеческой натуры – "верхние" или "нижние". В этом нетрудно убедиться, обратившись к фактическому материалу – текстам бесед Раджниша.

1.3. В книгах Раджниша действительно встречаются описания отдельных динамических упражнений, воздействующих на нижние центры (упоминаемый автором "латихан" к ним, кстати, не относится), – подобные упражнения с необходимостью входят в состав ЛЮБОЙ развитой формы психофизиологического тренинга. Однако они не составляют ядра методики ("практики") Раджниша. Попытка давать оценку "практике Раджниша" в целом на основании отдельных динамических упражнений, полностью абстрагируясь от "не-динамических" (психотерапевтических, ритуалистических и т.п.) ее элементов, свидетельствует по меньшей мере о профессиональной небрежности автора.

1.4. Важно указать и на тот факт, что у автора "Тезисов" ПРИНЦИПИАЛЬНО отсутствует возможность судить о действительной деятельности Раджниша, поскольку у него отсутствует какая-либо достоверная информация об этой деятельности. Автор располагает следующими источниками информации: книги Раджниша, знакомство с некоторыми его последователями, слухи и сплетни, а также личный опыт (моделирование мотивов деятельности другого лица путем постановки себя на его место). Очевидно, такого рода информация недостаточна для того, чтобы отобразить действительную деятельность Раджниша, – на ее основании можно лишь вообразить себе эту деятельность. А образы воображения, как известно, несут информацию прежде сего о внутреннем мире самого воображающего. Так, основной тезис автора, согласно которому Раджниш якобы ЗАВЛЕКАЕТ людей, воздействуя на верхние центры, а ПОДЧИНЯЕТ их, воздействуя на нижние центры, отражает не что иное, как личное отношение автора к центрам – его неявную прельщенность желанными верхними центрами, а также опасения утратить эго-контроль над коварными нижними центрами и оказаться в их власти.

1.5. Поскольку же все последующие рассуждения автора базируются на рассмотренном выше первом тезисе, они не нуждаются в дальнейшей критике – их несостоятельность очевидна. Однако мы продолжим наш анализ с тем, чтобы разобраться как в используемых автором приемах "оккультного запугивания" читателей, так и в деятельности самого Раджниша, – а также в причинах непонимания этой деятельности автором.



<<< ТЕЗИСЫ >>>
Просмотров: 493
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
  • №20. ОБ АВТОРЕ И ЕГО КНИГАХ | Об авторе и его книгах 847020 150 легендаэзотерического
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 13. Ангелы тоскуют Правда и неправда и
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 14. Иллюзия, но стойкая Хочу поделиться текущим
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 15. Костюм социального актера Трезвым утром в
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 16. Иллюзия продолжается В попытке отвлечься, беззаботным
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 17. Один быть не могу 150 Иллюзия
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 18. Папа, где ты Я подумал, а
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 19. Джованни мне сказал Лев Николаевич сказал:
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 20. Идеи не было, а крылья появились
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 21. Круг истории замкнется Один из листков
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 12. Инстинкт ожидания Сигнала Не помню, по
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 11. Интрига нашего времени Удовлетворяя желания, процесс
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Неверный К этому я пришел в
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Эгоизм Молекулы как движущая сила истории
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Змея Жизни Непонятно, как лучше сказать



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь