Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?

Если вы спросите, нужно ли делать то, что вы перечислили, то мой ответ – безусловно, да. Это необходимо для изучения истории науки, культуры и искусства, для эстетического, эмоционального и интеллектуального развития человека. Таким образом мы можем проследить эволюцию творений, продуктов творчества. Но изучать таким образом механизмы творческого процесса бессмысленно, как бессмысленно пытаться описать мышление человека, имея перед собой каменный топор, современный компьютер и биографию Билла Гейтса. На основе изучения творческих продуктов и различных данных о жизни, творениях людей прошлого мы можем лишь делать предположения о механизмах творчества, но по-настоящему их изучение требует «наличие» в процессе эксперимента самого творца, носителя творческого мышления. Есть много вещей, которые мы в принципе не можем изучить, и не стоит этого бояться. Почему кто-то решил, что он сможет изучить творчество на основе творений людей прошлого, если мы не можем в принципе изучить творчество в настоящем? Да, изучить творчество как таковое – невозможно, поскольку оно вне системы и дает бесчисленные, непросчитываемые вариации творений, так же как невозможно изучить Вселенную, поскольку она бесконечна. Но это не значит, что его не нужно изучать. Так же как астрофизики продолжают изучать Вселенную, мы продолжаем исследовать творчество, чтобы выявить пусть частные, полезные и интересные феномены, механизмы, правила, парадоксы, законы и наконец теории творчества. Пытаться исследовать творчество можно только в ходе живого процесса. Выявив носителей творческого мышления с помощью предложенного нами теста (заметьте, это уже само по себе необычайно сложно, так как творческие результаты показывают гораздо менее 1% людей), мы может экспериментировать, предлагая им различного рода данные и задачи («вход»), и фиксируя, что они дадут «на выходе», сравнивая продукт с продуктами, полученными в аналогичных условиях от «конвергентных» и «дивергентных» испытуемых. Кроме того, важно выяснить факты, сопутствующие творческой деятельности, для чего нужно исследовать структуру личности, мировоззрение, уровень притязаний, социальные и семейные данные, и т.д.

 

Содержание





Просмотров: 1130
Категория:



Другие новости по теме:

  • Бианки В. А., Серавин А. И. Прогностические очерки практики выборов... 1.1. Цели и задачи исследования
  • Воображение
  • Воображение как способ получения нового знания
  • Воображение как средство научного открытия
  • Воображение как форма преобразования знания
  • Исследование творчества
  • Механизм творчества
  • Многоуровневость творчества
  • Мышление и речь
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психоанализ и художественное творчество
  • Психология творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваша кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления делит творческие продукты на социально желательные и нежелательные. Но совместимы ли понятия – Гений и Злодейство?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Заметки
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли при помощи вашего теста научиться творчеству?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?
  • Системология творчества
  • Сублимация в терапии искусством



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь