Серавин А. И. Исследование творчества. Ваша кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления делит творческие продукты на социально желательные и нежелательные. Но совместимы ли понятия – Гений и Злодейство?

Гений - это человек, злодейство - это социальная оценка продукта деятельности.

Моцарт:

…Ах, правда ли, Сальери,

Что Бомарше кого-то отравил?

Сальери:

Не думаю: он слишком был смешон

Для ремесла такого.

Моцарт:

Он же гений,

Как ты да я. А гений и злодейство –

Две вещи несовместные. Не правда ль?

Сальери:

Ты думаешь?

(Бросает яд в стакан Моцарта.)

Ну, пей же.

Пушкин А.С. «Моцарт и Сальери»

Не вдаваясь в спор, открыто или тайно происходит отравление Моцарта Сальери, гений и злодейство, как показывает практика, понятия совместимые.

Говоря о творчестве социально желательном и социально нежелательном, необходимо показать это на практических примерах. Мы решили рассмотреть применение творчества на примере избирательных технологий. Гений и злодейство. Настоящий джэдай всегда может стать сидхом («Звездные войны»). К сожалению, в реальной жизнедеятельности гораздо чаще проявляется «злая» сторона деятельности творца, «темная сторона силы».

«Кривая распределения ответов на проективный тест творческого мышления» – это, конечно, теоретическое, идеальное распределение творческих продуктов. Мы решили рассмотреть продукты деятельности при свободном выборе на примере избирательных технологий (подробнее – в книге «Поиски творчества» или на сайте www . seravin . narod . ru ). Почему именно на примере избирательных технологий? Потому что в политике, как и на войне, и в творчестве, правила устанавливают игроки. Мы взяли в качестве критерия избирательные технологии, чтобы иметь возможность показать количественный эквивалент продуктов деятельности. Сравнивая технологии, условно одобряемые обществом и социально не одобряемые, мы увидели, что социально не одобряемые технологии превышают количественно социально одобряемые более чем в два раза. Творчество «во зло» многократно превосходит по объему творчество «во благо».

Мы решили перепроверить полученные результаты на примере листовок. Сравнив количество и разнообразие «криминального чтива» и разрешенных листовок, мы увидели, что количественный разрыв еще больше (разумеется, в пользу «чернухи»). А когда рассмотрели количество избирательных технологий в день голосования, то увидели, что количество социально одобряемых технологий и социально не одобряемых даже несопоставимо. Основываясь на приведенных фактах, мы составили график «Распределение творческих продуктов в реальной жизнедеятельности».

Массовая доля всех решений при свободе выбора – это социально не желательные решения. Исходя из этого, мы вывели гипотезу «гениальных злодеяний»: при свободе выбора любой творческий продукт будет использован социально не желательно с гораздо большей вероятностью, чем социально желательно. Однако, когда общество признает творческий продукт, встраивает в свою систему, то при помощи норм и законов изменяет его в сторону социально желательного, и параллельно само изменяется. То есть, изменяя отношение к творческому продукту и его статус, система сама меняется - это процесс взаимозависимый.

Основываясь на этом, мы сформулировали Правило интеллектуальной экспансии: любой творческий продукт, который прорвется через защитные барьеры общества, изменит это общество, независимо от того, осознает ли общество этот процесс или нет.

 

Рисунок «Распределение творческих продуктов в реальной жизнедеятельности».

 

Рассмотрим на примерах:

-          Появился рок-н-ролл. Сначала новое направление было воспринято обществом негативно, ассоциировалось с сексом и наркотиками («секс, наркотики и рок-н-ролл»). Далее, проникнув сквозь защитные барьеры общества (через молодежь, которая всегда более восприимчива к инновациям), рок-н-ролл изменил отношение людей к музыке. Сначала он стал относительно приемлем. Потом – супер популярен. Теперь же вообще является своеобразным «знаком качества». Но изменилось не только отношение к рок-н-роллу. Изменился и сам рок-н-ролл.

-          Не секрет, что 80% интернет-пространства составляет эротика и порнография. Тем не менее, в настоящее время отношение общества к сети скорее положительное, поскольку защитные барьеры давно пройдены, к тому же интернет дает возможность доступа к любой другой информации и является удобным и пока что слабо контролируемым средством массовой коммуникации. Да и сама сеть неуклонно меняется. Вероятно, через некоторое время законодательные меры приведут к снижению количества «порнухи» до социально-допустимой нормы и общество возьмет интернет-простарнство под контроль.

-          Компьютерные игры очень быстро преодолели защитные барьеры общества. Действительно творческий продукт, настоящая инновация всегда быстро преодолевает эту защиту, поскольку у общества нет «иммунитета» к принципиально новому. Преодолев барьеры, игры завладели временем миллионов людей, которые уже потом постепенно стали осознавать свою новую зависимость и тот факт, что вред от увлечения играми количественно превосходит возможную пользу. С другой стороны, именно компьютерные игры стали двигателем технического прогресса компьютеров, поскольку совершенствование игр требует постоянного совершенствования всех характеристик компьютеров. Теперь общество начало пытаться искусственно регулировать «компьютерную зависимость», к примеру, запрещая подросткам находиться ночью в игровых залах. Вероятно, в будущем будут найдены более эффективные механизмы защиты.

Важно отметить, что защитные механизмы общества, как и инстинктивные защитные программы человека как вида, ориентированны на задержку любых инноваций, поскольку не могут классифицировать принципиально новое (а значит, творческое) как полезное или вредное из-за отсутствия информации (то есть опыта взаимодействия с данным продуктом). Все новое – это незнакомое, а незнакомое – значит потенциально опасное. В патентном бюро зарегистрированы сотни открытий, которые могут перевернуть мир, но нужно ли нам это – защитные механизмы общества не знают.

Деструктивный гений гораздо более востребован, поскольку агрессивная, негативно окрашенная эмоциональная информация захватывает пространство гораздо быстрее, чем позитивная (Правило информационного захвата пространства).

Напомню, что продукт творчества имеет стоимость , поскольку в процессе творчества происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций людей, вовлеченных в этот процесс. Расходование рабочей силы в творчестве осуществляется на запредельном уровне возможностей человека, часто приводя к стрессам, срывам, дегрессиям. Продукт творческой деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется уровнем добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты с оружием в руках. На практике мы видим, что обществом востребована «злая» сторона деятельности творца гораздо больше, чем «добрая», даже учитывая всю относительность этих понятий.

Общество платит за «злых» гениев. Они изобретают атомные бомбы, схемы мошенничества, провоцируют войны и т.д., а «добрые» гении получают признание чаще всего посмертно, когда на их костях «злые» гении зарабатывают себе состояния. Уточним, что, говоря о «злых гениях», мы имеем в виду не качество человека («злой человек, который изобретает злые средства для осуществления злых замыслов»). Здесь мы говорим о сути творческого продукта, служит ли он преимущественно «во зло» или «во благо», а личность творца –плохой он человек или хороший – мы не оцениваем.

Общество заплатило колоссальные деньги физикам и математикам за изобретение ядерной и водородной бомб. На эти средства счастливо жили их семьи, у многих и их потомки. Общество потратило в миллионы раз меньше средств на разработку методов семейного консультирования. Но благодаря этим методам миллионы семей стали жить счастливее.

Не исключено, что благодаря созданию ядерной и водородной бомб чья-то жизнь все же стала гармоничнее. Но то, что тренинговые группы и методы психокоррекции помогли миллионам людей – это факт. Да, благодаря изобретению ядерной бомбы атомную энергию стали использовать и в мирных целях, к примеру, построили атомные электростанции. Но так ли очевидно, что это благо? Спросите у миллионов людей, чья жизнь навсегда изменилась в результате Чернобыльской аварии. По сути, аккумулированные средства общества направляются не столько на то, чтобы сделать людей счастливее, но на то, чтобы приумножить их несчастья.

В реальной жизнедеятельности обществом востребована «злая» сторона деятельности творца, гораздо больше, чем «добрая».

 

Содержание





Просмотров: 1420
Категория:



Другие новости по теме:

  • Бизнес как сфера жизнедеятельности человека
  • Идеологическая роль лидера
  • Избирательная технология "Агитация через интернет"
  • Инновация
  • Исследование творчества
  • Лидер как администратор
  • Личность как субъект политики
  • Общество и бизнес
  • Партстроительство в России. Инновационные подходы к исследованиям
  • Партстроительство в России. Технологические ресурсы
  • Политическая психология
  • Понятие новизны
  • Предмет и задачи психологии
  • Психогидравлическая модель общества
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Двадцать лет спустя
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Системология творчества
  • Человек и общество
  • Человек, общество и бизнес



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь