Мышление и речь

Мышление и речь
Настоящий материал может быть использован как краткий конспект для самостоятельной работы студентами при изучении курсов "Общая психология", "Педагогическая и возрастная психология" и "Когнитивная психология". Преподавателям он будет полезен как план изложения темы "Мышление и речь".

Понятие о мышлении. Мышление как обобщенное и опосредованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных отношениях. Связь мышления с решением задач, его нацеленность на открытие нового знания. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Виды, операции и процессы мышления. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды; понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логические операции мышления: индукция, дедукция,сравнение,анализ,синтез,абстракция,обобщение, конкретизация. Основные формы и процессы мышления: суждение, понятие, умозаключение. Индивидуальные особенности мышления:

самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность.

Теория мышления, их типы. Ассоциативная теория мышления. Логическая теория мышления, включающая операции анализа, обобщения, сравнения и классификации. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгляды на мышление в бихевиоризме и в гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления(А.Н.Леонтьев,П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, О.К.Тихомиров). Методы изучения мышления.

Творческое мышление, его определение и признаки. Условия, способствующие и препятствующие нахождению правильного решения творческих задач. Интуиция как вид творческого мышления в различных видах человеческой деятельности. Мышление человека и компьютера:

может ли компьютер мыслить и творить? Ранние проявления творческого мышления у детей, пути его развития.

Концепция детского интеллекта и этапов его становления (по Ж.Пиаже). Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина. Исследование процесса формирования понятий. Концепция развития понятий Л.С.Выготского и методика изучения этого процесса (методика Выготского - Сахарова). Групповые формы работы, стимулирующее развитие мышления. Техника "брейнсторминга".

Мышление и речь. Значение слова как единица мышления и речи. Определение и функции понятия. Особенности начального периода развития мышления у ребенка. Представление о внутренней речи, ее значение, структура и функции в работе интеллекта и .общении. Неразрывность связи между мышлением и речью, обеспечиваемая внутренней речью. Различие генетических корней мышления и речи. Экспериментальные доказательства существования внутренней речи и ее существенной роли в процессах мышления (опыты А.Н.Соколова). Эгоцентрическая речь ребенка как промежуточная форма между внешней и внутренней речью. Дискуссия Л.С.Выготского и Ж.Пиаже по вопросу о сущности и судьбе эгоцентрической речи в процессе психического развития детей. Становление и функционирование детской речи, развитие ее грамматических структур и коммуникативных функций. Механизмы усвоения речи ребенком. Дискуссия о врожденной способности к усвоению речи у человека. Факты, свидетельствующие за и против врожденности предпосылок к усвоению речи.


  • Классификация явлений мышления   Явления, формы, уровни, операции мышления.
  • Коротко о мышлении   Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
  • Мыслительные операции   Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.
  • Общие закономерности мышления   Проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психологическими закономерностями мышления.
  • Определение мышления   Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения.
  • Определение речи   Определение, сущность, классификация.
  • Психологические основания мыслительных процессов   Мысль осуществленная в языке имеет свои законы, это законы логики.
  • Сущность мышления   Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
  • Язык и мышление   Человек - единственное существо, моделирующее внешний мир при помощи знаковых систем.




    Просмотров: 7180
    Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



    Другие новости по теме:

  • Базовые нарушения при шизофрении
  • Беглость мышления
  • Безобразное мышление
  • Биологическая и информационная теория эмоций
  • В. А. Ганзен. СИСТЕМНЫЕ ОПИСАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ >> Заимствуем из современных учебников психологии множество понятий, описывающих основные психические явления: сознание, внимание, память, ощущение, во...
  • Вербальное мышление
  • Визуальное мышление
  • Выготский Лев Семенович
  • Вюрцбургская школа
  • Групповое мышление
  • Дивергентное мышление
  • Дискурсивное мышление
  • Дооперациональное мышление
  • Клинические формы нарушения мышления
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
  • Методика исследования быстроты мышления
  • Мышление. Основные тезисы
  • Нарушение мышления
  • Определение воображения
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психические процессы
  • Психические процессы у детей
  • Речь и мышление младенца
  • Речь. Основные тезисы
  • Роль языка и общения в формировании и развитии сознания
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Специфические нарушения мышления
  • Умственное воспитание детей в игре



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь