Серавин А. И. Исследование творчества. Что вы думается по поводу ТРИЗ?

В книге Альтшуллера Г.С. «Алгоритм изобретения» говорится, что не решаемых задач нет. Тем не менее, нет ни одного сколь-нибудь значительного изобретения, по поводу которого в свое время не было сказано "невозможно". Причины, заставляющие говорить "невозможно", и доказательства невозможности, могут быть самыми разными.

Когда изобретатель телефона Белл Грэхэм начал продажу своих аппаратов, одна из американских газет потребовала, чтобы полиция положила конец "шарлатанскому выманиванию денег из карманов доверчивой публики" .

Газета заявила: "Утверждение, что человеческий голос можно передать по обычному металлическому проводу с одного на другое место, является в высшей степени смешным..."

С уникальными исследованиями и разработками Генриха Сауловича Альтшуллера я подробно познакомился менее месяца назад. Г лубокое уважение вызывает работа, проделанная автором ТРИЗ, теории решения изобретательских задач, ТРТЛ, теории развития творческой личности и АРИЗ, алгоритма решения изобретательских задач. Он не только успешно доказал прикладной характер своей теории, но и смог организовать целое направление в изучении творчества, со своими субкультурами и фанатами. Восхищаюсь его организаторским талантом. Оригинальная исследовательская и общественная работа, выполненная господином Альтшуллером, бесспорно, актуальна и сейчас: проанализированы более 40000 изобретательских патентов; за 12 лет проведения эксперимента по обучению ТРИЗ школьников 10-ти - 17-ти лет было проанализировано полмиллиона писем с решениями изобретательских задач.

Я солидарен с авиаконструктором О.К. Антоновым, сказавшим: что «о процессе творчества написано много, в том числе и много чепухи». Поэтому жаль тратить время и печатные площади на критику; лучшая критика – это аргументированная новая теория с проработанными наглядными методами исследований. Читатель сам увидит очевидные различия.

Не буду детально критиковать разработки Г.С. Альтшуллера, так как считаю такую критику неконструктивной. В наших теориях есть общее, есть и отличия. Если делать это детально, необходимо написать отдельную книгу, а я считаю его разработки, помимо некоторых неточностей, невероятно ценными с научно-практической точки зрения.

Однако остановимся на ряде принципиальных, с моей точки зрения, моментов.

В наших теориях принципиально различается понимание творчества. Если Г.С Альтшуллер понимал творчество как сложный процесс, закономерности которого многообразны и трудноуловимы, то для меня творчество – это деятельность, направленная на нахождение принципиально новых решений «на основе неоднозначных данных», то есть не зависящая от характера данных (данные могут вообще отсутствовать). Разница в определениях порождает различное понимания творчества и, соответственно употребление этого термина, способы исследования и обучения.

Г.С. Альтшуллер пытался уловить творчество при помощи ТРИЗ и АРИЗ, что, на наш взгляд, принципиально неверно.

Во-первых , основной постулат ТРИЗ звучит так: технические системы развиваются по определенным законам, эти законы можно выявить и использовать для создания алгоритма решения изобретательских задач. Творчество – суть нахождения принципиально новых систем, в том числе и технических. Закон – это знание, сформулированное в понятиях, следствие закономерных отношений, достоверно (неизменно) выполняющихся при определенных условиях. В разных системах действуют разные законы. Творческое открытие в сфере технических систем возможно в качестве открытия принципиальной иной, новой технической (если этот термин не устареет) системы, в которой будут действовать свои законы. Принципиально новые законы, принципиально новой системы. Поэтому суть ТРИЗ – не творчество, а дивергентно-ориентированные задачи, то есть решение в рамках существующей системы.

В ТРИЗ понятие «изобретение» близко к понятию «рационализатор» то есть не творец, а человек, который ставит задачу с известным ответом и решает её оригинальным способом. Рационализатор – не совсем творец. Г.С. Альтшулер в своих работах пишет все время о творчестве, о развитие творчества, неверно используя термин. Описанные им задачи – как приведенные в качестве примеров, так и применяемые на практике – являются не творческими, а дивергентными, поскольку известен ответ, нет свободы выбора.

Рассмотрим это на примерах.

«На строительстве Усть-Илимской ГЭС понадобилось соорудить несколько водоводов - железобетонных труб диаметром около 10 м и длиною около 40 м. Вес каждого водовода - 4000 т. Водоводы должны лежать на откосе в 45°.

Изготовлять водоводы в наклонном положении крайне неудобно. Лучше строить их вертикально, а потом опускать на откос. Однако проектировщики подсчитали, что для этого потребуется очень сложная и дорогая система грузовых стрел, талей, блоков. Пришлось изготавливать водоводы в наклонном положении. А когда работа была сделана и деньги потрачены, два молодых инженера предложили решение, которое, поспей оно вовремя, позволило бы легко опустить готовые водоводы и дало бы огромную экономию». (Альтшуллер Г.С., "Начнем с увеличения в миллиард раз..." (фрагмент), в кн.: Сeлюцкий А.Б., Слугин Г.И., Вдохновение по заказу, Петрозаводск, "Карелия", 1977 г.)

«Задача 23. При изготовлении предварительно напряженного железобетона проволочную арматуру растягивают электротермическим способом. Но при нагревании на расчетную величину (700°) арматура теряет свои механические качества. Как устранить этот недостаток?» (Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.).

Заметьте: в этих задачах ответ известен. Мы видим, что инженеры пытаются найти более экономичное решение. Это классика дивергентного мышления, которое связано с порождением множества решений на основе однозначных данных.

Во-вторых, рассмотрим АРИЗ. Алгоритм решения изобретательских задач, первые модификации которого появились еще в 40-х годах, активно и систематически совершенствовался.

АРИЗ делит процесс решения задачи на семь этапов (частей). Каждый этап осуществляется постепенно - по шагам. АРИЗ снабжен обширным фондом сжатой, спрессованной информации, полученной путем анализа десятков тысяч патентных описаний. Я считаю, что АРИЗ – невероятно ценный интеллектуальный продукт, но на самом деле это талантливо проработанный дивергентный подход.

Свести решение к пошаговой реализации – безусловно, процесс сложный, но в творческой деятельности не является первоочередным. Первоочередное – придумать принципиально новую задачу, систему, идею. Задачу, где ответ не всегда известен. АРИЗ помогает рационально, экономно и оперативно решать задачи, но не придумывать их.

В-третьих , разработки Альтшуллера Г.С., прежде всего, ориентированы на интересующихся ТРИЗ-АРИЗ-ТРТЛ, а также на преподавателей этих дисциплин. Напомним, что основной контингент, на который рассчитаны работы Альтшуллера – это инженеры от 30 до 50 лет. Для них разработаны и испытаны различные учебные программы. Мы же ориентируемся не на какую-либо узкую группу людей, но на всех, кто обладает творческим мышлением.

В-четвертых , автор утверждал, что и сследование психологии изобретательского творчества не может вестись в отрыве от изучения основных закономерностей развития техники. Для нас же это лишь частный случай.

По Альтшуллеру, деятельность изобретателя направлена на создание новых технических объектов, изобретатель – участник технического прогресса. Психология изобретательского творчества, это, прежде всего, отдел психологической науки.

Автор забывает, что изобретательская деятельность и творчество – не синонимы. Это самостоятельные направления в исследованиях когнитивных способностей. Мы согласны с тем, что и зучение материалов по истории техники, анализ конкретных изобретений является одним из важнейших источников в психологии технического творчества. Но не более.

В-пятых , Альтшуллер, основываясь на собственных историко-биографических примерах, доказывает, что творческий образ жизни доступен каждому. Что для этого не нужны особые врожденные способности или сверх благоприятные условия. В силах любого человека выбрать достойную цель и начать планомерную борьбу за ее достижение.

Наши исследования доказывают следующее:

-          творческий человек – это человек, обладающий особым мышлением, которое в идеале, вероятно, может быть присуще достаточно большому количеству людей, но далеко не всем.

-          Безусловно, каждый может выбрать себе цель, достойную его мышления, и потратить на достижение этой цели всю свою жизнь. Однако наши исследования показывают, что лишь менее 1% людей способны поставить себе действительно стоящую цель, а все остальные достигают целей и решают задачи, поставленные и решенные другими.

В-шестых, первая публикация по ТРИЗ вышла в 1956 год в журнале "Вопросы психологии" [24] , и осталась практически незамеченной. Жаль, что после этого автор, судя по текстам его работ, «заточил зуб» на психологов и периодически неконструктивно критиковал нашу науку.

«Исследуя творчество, психологи экспериментируют на головоломках и других простых задачах, считая механизм творчества одинаковым на всех уровнях. С таким же успехом можно пытаться постичь законы кораблестроения, экспериментируя с бумажными корабликами» (Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 42.).

Отчасти автор, пожалуй, прав – многие психологические тесты творчества, по сути, выявляют не творчество, а дивергентное мышление. Однако при этом Альтшуллер неверно определяет понятие творчество; не различает мышление конвергентное, дивергентное и творческое; теорию личности творца определяет по-дилетантски, и в целом показывает общую психологическую неосведомленность.

«Психологу, рискнувшему углубиться в изучение процесса решения сложных изобретательских задач, пришлось бы самому решать задачи на высоком уровне. Это трудно, и психологи пытаются понять изобретательское творчество, не решая изобретательских задач. Лишь изредка в опытах используются задачи, похожие на изобретательские. Но и тогда внимание исследователя сосредоточено только на психологических факторах. Между тем психологические факторы вторичны, производны. Главное в изобретении то, что техническая система переходит из одного состояния в другое, причем переход осуществляется по определенным законам, а не "как попало". Но именно эта - первичная, объективная - сторона творчества остается вне поля зрения психологов». (Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г.).

Странная позиция для ученого. Следуя такой логике, биологи должны, к примеру, для изучения плоских червей ползать на животе, наркологи – принимать наркотики, судебные психологи-эксперты – насиловать и убивать, чтобы понять психологию насильников и убийц. Но не это главное. Критикуя исследования творчества и психологов, Альтшуллер не придумал метода диагностики именно творческих способностей, помимо банальной констатации изобретения патентом. Мы же знаем, что 90% всех патентов – это «вариации на тему», компиляции изобретенного ранее. Увлекшись оригинальной рационализацией, автор потерял само творчество. В общем, критиковать творца может каждый, только творить могут не многие.

"Ситуация - еще не задача..."

 

На наш взгляд, величайшее открытие Г.С. Альтшуллера – это превращение технического изобретательства в ремесло. Создание ТРИЗ и успешная прикладная апробация его наработок достойны пристального внимания со стороны исследователей когнитивных процессов. Все сказанное выше нисколько не умаляет величия работы Альтшуллера. Считаю, что лекции по рационализаторству и оригинальному подходу в решениях известных задач обязательно нужны, и не только инженерам. Но давайте не будем спекулировать на понятии творчество. Да, творцов мало. Да, «творчество» сейчас модно, и за возможность приобщения к этому понятию общество платит. Да, сейчас есть культ принципиальной новизны. И что?..

 

Содержание





Просмотров: 1206
Категория:



Другие новости по теме:

  • Алгоритм
  • Воображение и постановка задачи
  • Воображение как средство научного открытия
  • Гипотеза
  • Два вида обобщения решения задач
  • Дункер (Duncker) Карл
  • Исследование творчества
  • Методика изучения ригидности мышления
  • Механизм творчества
  • Многоуровневость творчества
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Психология творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Ваш тест предназначен для поиска гениальных людей, а не творческих?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Введение
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Вы говорите о том, что при изучении творчества мы сталкиваемся с кризисом терминологии. Относительно недавно в отечественную психологию попал термин «креативность». Является ли он синонимом слова творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Если я художник и занимаюсь новыми формами передачи изображения, какой продукт вы бы признали в вашем тесте творческим?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Есть ли в вашей книге творчество?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Как, согласно вашей теории, соотносятся понятия творческое мышление и творческие способности? И чем творческий человек отличается от других людей, кроме того, что он выдает «творческий продукт»?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Какой путь ведет к получению творческого продукта?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Краткий глоссарий используемых в книге «технических» терминов
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Можно ли изучать механизмы творческого процесса на примере великих творцов прошлого, исследуя созданные ими творческие продукты, их биографию, дневники, свидетельства современников, личные вещи и т.д.?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Намерены ли вы стандартизировать разработанный вами Проективный тест по исследованию творчества?
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Окончание и снова вопросы
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Прикладные аспекты теории творчества
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение № 3: Примеры продуктов, полученных при проведении Проективного теста на творческое мышление.
  • Серавин А. И. Исследование творчества. Приложение №2: Практические рекомендации по проведению проективного теста на творческое мышление
  • Системология творчества
  • Структурная схема творческой деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь