Принцип социального доказательства

   Принцип социального доказательства заключается в том, что люди, когда решают чему верить и как действовать в данной проблемной ситуации, ориентируются на то, чему верят и что делают в аналогичной ситуации другие люди. Данный принцип основывается на врожденной склонности к подражанию, которая легко выявляется, как у детей, так и у взрослых.

Нельзя сказать, чтобы данный инстинкт подражания работал всегда. Большую часть времени этот инстинкт спит: поведение человека определяется его привычками и личностными особенностями. Сегодня мы встали и пошли на работу не потому, что так делает сегодня большинство других людей, а потому что у нас уже выработалась привычка, потому что нам нужны деньги (разумное обоснование), потому что иначе нас будет ругать шеф и по другим причинам.

Инстинкт подражания имеет обыкновение включаться в сложных, проблемных ситуациях, когда необходимо делать выбор, но человек колеблется и никак не может сделать свой выбор. Такие колебания имеют место быть в самых разных ситуациях, с разной значимостью: надо ли принять решение что-то купить, надо ли пожертвовать на благотворительность, надо ли дать сдачи, надо ли после школы поступить в вуз или сразу пойти работать.

Принцип социального доказательства:

Принцип социального доказательства

Данный принцип может быть применен с целью побудить человека, например, подчиниться тому или иному требованию. В данном случае человеку сообщают, что многие люди (чем больше, тем лучше) соглашаются или согласились с этим требованием.

Факторы успешности социального доказательства:

– неуверенность объекта (когда человек сомневается, когда ситуация видится ему неопределенной),

– сходство проблемной ситуации с эталонным шаблоном (чем более похожей кажется человеку его ситуация на эталонную, с какой он сравнивает, тем сильнее вероятность, что он поддастся подражанию).

Люди вообще в значительной степени склонны следовать примеру тех, кто на них похож. Мужчины сравнивают свое поведение с «эталонным мужским», женщины сравнивают свое поведение с «эталонным женским», педагоги подражают другим педагогам, водители другим водителям и т.д. Близость может быть не только качественная, но даже пространственно-временная: дети подражают своим родителям и другим людям вокруг, в меньшей степени они будут подражать людям из другой местности; многие стараются быть современными.

В ряде случаев социальное доказательство носит адекватный, конструктивный характер. Часто, однако, принцип социального доказательства используется манипуляторами:

Примеры социального доказательства

Чтобы не подпадать под действие таких манипуляторов, лучше придерживаться следующих принципов:

– не спешить с решениями, откладывать важные на потом,

– всегда можно сказать вежливое «Я еще подумаю», это никого не обидит и не настроит против вас,

– заранее готовиться к ситуациям, где от вас потребуется выбор, стараться подвести под решение рациональные критерии,

– некоторые люди (например, продавцы в магазине) очень точно улавливают вашу неуверенность и сразу переходят в атаку, лучше поэтому стараться всегда держать себя спокойно и более-менее уверенно (потенциальный манипулятор превратится в хорошего советчика). ЛитератураЧалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

 





Просмотров: 211
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Варианты жалоб клиентов в случае семейного консультирования
  • Деиндивидуализация
  • Джозеф О Коннор, Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование >> Паттерны процесса убеждения В том, как человек становится убежденным в чем - либо, можно выделить два аспекта.
  • Здесь и теперь
  • Идея перфекционизма
  • Инстинкт надежды
  • Как быть спокойным
  • Как выбрать профессию
  • Как научиться отстаивать свои интересы
  • Как перестать быть импульсивным
  • Как перестать жить прошлым
  • Как повысить свою самооценку
  • Как правильно отказывать
  • Как преодолеть страх
  • Как развивать в себе настойчивость
  • Как распознать лжеца
  • Как себя вести с манипулятором
  • Коммуникативная техника "Приглушение проекции"
  • Лидерские качества менеджера
  • Ответственность
  • Правила задавания вопросов клиентам
  • Принцип Парето
  • Психологические механизмы личностных расстройств
  • Пытаться изменить другого
  • Социальное доказательство
  • Тест на склонность разочаровывать
  • Техника снижения внушаемости
  • Формирование групп
  • Шесть ведущих принципов работы с образами
  • Ядро характера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь