ЭЛЛЮЛЬ ЖАК

(р. 1912) – французский философ, культуролог, социологи юрист, участник движения Сопротивления во время Второй мировой войны,автор концепции отказа  от  власти  техники  в  угоду  этики,  известный своими антитехнологическими взглядами. Эти идеи последовательно освещались в его книгах «Техника» (1954),  «Техническое общество» (1965), «Политические иллюзии» (1965), «Метаморфоза буржуазии» (1967), «Империя нелепости» (1980). Все работы Эллюля были посвящены анализу и изучению современного ему технического общества. Основное исследовательское кредо автора сводится к оспариванию марксовой  концепции о решающей роли способа производства в историческом  развитии общества. Центральные понятия  его  концепции –  «техника»  и«технофилософия». Технику он определяет как «совокупность рационально выработанных  методов,  обладающих  абсолютной  эффективностью  в  каждойобласти человеческой деятельности». Феномен техники он характеризует такими важными  особенностями,  как  рациональность,  артефактность,  самонаправленность, саморост, неделимость, универсальность и автономность. Эти семь признаков  являются  содержанием  техники  в  качестве  основной  господствующей формы человеческой деятельности. Техника определяет все  другие формы деятельности, всю человеческую технологию и все общественные структуры – экономику, политику, образование, здравоохранение, искусство, спорт и т.д. Технику он рассматривает как тип рациональности. Она, подменяя собой среду естественную, замещает природу техносферой (технической средой). Техника – это навязанная извне сила, данность, с которой человеку приходится считаться; она навязывает себя просто тем, что  существует. Техника как данность, как нечто самодовлеющее ведет весьма опасную и рискованную игру. В этой игре человек должен сделать ставку только на те действия, которые он предпринимает, чтобы достичь  своих  добрых  целей  и  осуществить свои  благие  намерения.  Техника призвана помочь людям построить свой дом здесь, на Земле, но превращается вугрозу человечества. Эллюль выдвигает концепцию противодействия технике в виде этических императивов.  Эта концепция практически основывается на прямом и полном отрицании «технологического императива». Этика отказа от властитехники требует не просто ограничения указанного императива, а полного его отрицания. Исходным принципом этой этической концепции является идея самоограничения  человека:  люди  должны  договариваться  между  собой,  не  делать всего того, что они вообще в состоянии технически осуществить. Эту установкуможно назвать «антитехнологическим императивом», она становится и актуальной,  и  судьбоносной, так как  на  фоне непомерного усиления  власти  техники приходит убеждение в полном отсутствии внешних сил, способных противостоять технике и активно противодействовать ее всевластию. Однако реальной альтернативы технике всё же не существует, поэтому приходится с ней «уживаться». В этих условиях остается одно: следовать этике отказа от власти техники. Такаяэтика требует не только самоограничения, но и отказа от техники, разрушающей личность.  Для этого, по  мнению Эллюля, необходима революция: только она сможет обратить технику из фактора порабощения человека в фактор его освобождения. Философ называет эту революцию «политико-технической» – это своеобразная утопическая модель  развития современного западного общества, которая  предполагает  решение  пяти  проблем:  1)  оказание  безвозмездной  помощистранам «третьего мира»; 2) отказ от применения силы, в «какой бы то ни было форме и ликвидация  «централизованное бюрократическое государство»; 3) развертывание  способностей  и  диверсификации  занятий,  расцвет  национальных дарований, признание всех  автономий, создание свободной и достойной жизни малым народам; 4) сокращение рабочего времени, замены  35-часовой рабочей недели двухчасовой ежедневной работой; 5) критерием прогресса считать количество «сэкономленного» человеком времени, оплату труда вести не деньгами, а путём  продуктообмена,  причем  независимо  от  количества  вложенного  труда. Целью «политико-технической» революции признается не захват власти, а реализация позитивных потенций современной техники, ориентированных на полное освобождение человека.

Просмотров: 621
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Адам Смит как философ-моралист
  • АНТРОПОЛОГИЯ ТЕХНИКИ
  • ЗАКОН СТАДИЙНОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • ИСТОРИЯ ТЕХНИКИ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Охрана труда и техники безопасности
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Техника «это еще не все»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Техника семантических различий (техника семантического дифференциала)
  • Техники мышления
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  • ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
  • Философия техники XX в.
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь