ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ

Когда же речь идёт о технике как показателя уровня  развития культуры и цивилизации мы имеем ввиду, чтоэкономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится и какими средствами труда. Воздействие техники на общество смягчается или усиливается в зависимости от социально-экономических условий применениятехники. Само же развитие техники испытывает мощное воздействие со стороны экономической, политической и прочей обстановки. И в то же время техника сама стимулирует развитие экономики и общества в целом. Но закономерности развития техники не сводимы к социально-экономическим закономерностям. В IV тыс. до н.э. человек изобрёл письменность, и с этого момента начинается «зримая», прослеживаемая часть его истории. В V тыс. до н.э., когда формируются человеческие  сообщества, начинает  устанавливаться общественный  порядок. Этому способствовали  развитие  языка  и  разделение  трудовых  обязанностей.  Внутри первобытного  сообщества  стали  выделяться  группы,  отдельно  занимающиеся земледелием, скотоводством, охотой, изготовлением орудий труда; а также воинской деятельностью. Переход  от применения личных орудий к организованной деятельности многих свидетельствовал также о возросшей искусности в изготовлении и применении техники. О. Шпенглер отмечает, что «вместе с деятельностью многих совершается шаг от органического к организованному существованию, от жизни в естественных группах к искусственным группам, от стаи к народу, сословию и государству». С появлением государства  первобытнообщинный строй постепенно сменяется рабовладельческим. В этот период расцветает ремесленное производство. Совершенствуются методы обработки металлов с применением литья, паяния и сварки, устанавливается производство гончарных изделий, развивается  горное  и  строительное  дело.  Подъём  ремесленного  производства происходит одновременно с образованием городов. Люди начинают возводить крупные  строительные  сооружения.  Торговые  отношения  и  военные  походы приводят к улучшению способов передвижения по суше и по морю. Появляются дороги  и  мосты,  по  которым  передвигаются  груженые  повозки,  расширяется мореплавание. Однако по большей части технические изобретения не были направлены  на  улучшение условий  труда.  И  самую  тяжелую,  рутинную работу выполняли рабы. Физическая сила людей и животных, являлась чуть ли не единственным источником всех технических преобразований.  Веками существовавший неэффективный рабский труд не способствовал прогрессу в технике, – люди, как и при первобытнообщинном строе, преимущественно пользовались простейшими ручными орудиями. (Механические машины Архимеда и Герона Александрийского можно считать в этом плане редким исключением; к тому же, по заверению Плутарха, они появились на свет как «забавы ученых мужей»). Вместе с тем, период  рабовладельческого строя смог продемонстрировать образцы совершеннейших  технических  творений,  к  которым  относится,  в  частности,  пирамида Хеопса. «Даже если не делать скидок на примитивность орудий, доступных в III тыс. до н.э., ни одно современное сооружение не превосходит её ни технической виртуозностью, ни смелостью замысла. Между тем, великий замысел был приведен в исполнение культурой, которая только что вышла за рамки каменного века и ещё долгое время продолжала использовать каменные орудия, хотя  применялась и медь для резцов и пил, служивших для обработки массивных каменных плит для новых  памятников. Все операции выполнялись вручную». В условиях капиталистического строя, несомненно, расцветает «дух изобретательства». И не только  потому, что  техническое творчество стало «подпитываться»  научными открытиями. Дело в том, что не во все времена, не во все эпохи, изобретения находили поддержку в обществе, даже если они были очевидно полезными. Нередко в обществе выставлялись социальные запреты на изобретения. Так, например, средневековый  ремесленник, вступающий в цеховую организацию, принимал общий устав, цель которого заключалась в том, чтобы обеспечить равные для всех условия труда. Согласно этому уставу запрещалось понижать или повышать цены на производимые товары, запрещалась реклама… и запрещались всякого рода  изобретения,  которые  могли  увеличить  производительность  труда  (тем самым, нарушая равные для всех условия). Иными словами, технические изобретения здесь считались нежелательными. В условиях же капиталистического строя деятельность человека напротив ориентируется на изобретения, как на то, что открывает ему доступ к финансовому процветанию…

Просмотров: 2407
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Безопасные условия для человека
  • Делать вид, что не понимаешь
  • ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ НАУКА И ИЗОБРЕТЕНИЯ
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Охрана труда и техники безопасности
  • Оценка труда работника (для установления заработной платы)
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • То, что неподвластно забвению, правда, истина, верность, искренность, правдивость, истинность
  • Упирать на что-л
  • Формула изобретения
  • Фрейм -«как если бы»
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь