ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

Древнегреческий философ Анаксагор видел главное отличие человека от животных во владении человеком своими руками.  Аристотель, объясняя это, писал: руки обретают свой  статус благодаря разуму, что  делает человека ещё и  политическим животным. Арабский мыслитель Ибн Хальдун в книге «Мукадцима», рассматривая природу человека, утверждал, что, благодаря разуму, труду и науке он обрёл «человеческие способности». При этом  основным орудием человека, кроме мозга, выступают его руки как орудия труда. Древнеримский врач Гален в своём классическом труде «О частях человеческого тела» определяет роль рук в развитии  человека.  В  философии  техники  в  рассмотрении  исторических  процессов  преобразования  человека  как  работника  сложились  две  концепции:  1)«орудийная» концепция Л. Нуаре; 2) «трудовая» концепция Ф. Энгельса. «Орудийная» концепция формирования человека разработана в трудах «Происхождение языка» (1877) и «Орудие и его значение в историческом развитии вещества» (1880) немецкого писателя, представителя философского монизма Людвига Нуаре, который, обосновывает идею о том, что только с  появлением орудий труда начинается подлинная история человечества. В орудиях труда человек «проектирует»  собственные органы, сначала действуя инстинктивно, а затем осознанно. Позже мозг человека, обретая  функцию  опережающего реагирования, начинает умозрительно опережать практику, проявляя себя, как творческая сила, т.е. развивается вместе с орудиями труда. В ходе орудийной деятельности рука претерпевает существенные изменения, благодаря которым она не просто приобретает универсальность, но и  становится мощным фактором развития человека, выступая в качестве особого орудия («орудия орудий»), или «органа внешнего мозга», и становятся фактором развития разума. Синхронно им развиваются глаза, зрение,  функционирование  всего  человеческого  организма,  и  в  первую  очередь мозга«Трудовая» теория  антропосоциогенеза развита Фридрихом Энгельсом, который в  1876 г. опубликовал работу под названием «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где  значительно расширил представления о роли труда в жизни человека. Он доказал, что три великих приобретения сыграли решающую роль в развитии человека: 1) прямая походка, открывшая человеку больший  простор  для  обозрения;  передние  конечности,  которые  можно  было использовать совершенно по другому назначению; 2)  эволюция гортани, столь важного органа для произнесения звуков и сообщения сигналов сородичам; 3) качественное  преобразование  органа  мышления  –  мозга,  органов  чувств.  Он говорит и о наличии фактора  обратного влияния этих приобретений, которые дополнили  биологическую эволюцию  человекоподобных  обезьян.  Социальные последствия этой биологической эволюции, превращения обезьяны в человека, автор находит в трансформации охотничества в земледелие, обретении оседлости, навыков в преобразовании природы, среды обитания. Человек, таким образом, не ограничивается пассивным непреднамеренным влиянием на природу, он изменяет природу активно, сознательно приспосабливая её к своим нуждам. И этим он обязан труду.

Просмотров: 1085
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ЗОНА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Исследование экспрессии человека в общении: социально-психологическая концепция В. А. Лабунской
  • Кора головного мозга человека
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕДОСТАТКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
  • ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Основные события в жизни человека
  • Подлинная жизнь человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • ПРИЗНАКИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЧЕЛОВЕКА
  • Проблема человека в философии Спинозы
  • Происхождение человека
  • ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Разум и свобода человека в философии Спинозы
  • Ресурсы развития человека
  • СВЕРХСОЦИАЛИЗИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • СИЛА ЧЕЛОВЕКА
  • СОГЛАШЕНИЕ, ПРИНЯТОЕ В 1990 ГОДУ ОТНОСИТЕЛЬНО ИСКУССТВЕННОГО ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЭМБРИОЛОГИИ
  • Стадии развития человека
  • Стадии эволюции человека
  • УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Эволюция человека
  • Эксплуатация человека человеком



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь