ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА

понимается как система средств, направленных на достижение каких-либо целей. Но техника является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве  экономящего усилия, посредника. Она служит хозяйственному удовлетворению потребностей и предотвращает отдельные действия в качестве порядка использования этих действий. Техника  служит  облегчению  и  формированию  нашего  бытия  и  представляет собой  уравновешенную  совокупность  методов  и  вспомогательных  средств  по овладению природы. Техника намного старше науки, она возникла вместе с возникновением  человека,  Homo  sapiens.  Умение  хранить  и  использовать  огонь человек приобрёл приблизительно 800 тыс. лет назад. Это событие, по-видимому, имело огромное значение. Укротив огонь, человек уже смог достигнуть того, чего не достигало ни одно живое существо. Первые орудия (копье, каменный топор) стали  усовершенствованием руки.  Создавая  технику,  ручные  орудия,  человек копировал природу и собственный организм. Как отмечает немецкий философ Э. Капп «изогнутый палец становится прообразом крючка, горсть руки – чашей; в мече, копье, совке, граблях, плуге и лопате нетрудно разглядеть различные позиции и положения руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле и охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно». В результате использования орудий человек увеличил свою силу, ловкость, быстроту. В первобытном обществе  орудия, простейшие механизмы и сооружения понимались в анимистической картине мира. Древний человек думал, что в орудиях (оружии, также, впрочем, как в архаических произведениях искусства – рисунках, скульптурных изображениях, масках и т.д.) присутствуют духи, помогающие или препятствующие человеку.  Действия по изготовлению или использованию орудий  предполагают воздействие на эти духи (жертвоприношение  или уговорызаговоры), иначе ничего не получится или орудие вырвется из-под власти человека и повернется против него. Анимистическое осмысление техники предопределяло сущность и  характер всей древней технологии. В этом смысле в древнем мире техника совпадала с магией, а технология была насквозь сакральной. Вместе с тем, по мере того как орудие совершенствовалось по образу руки, так и, наоборот, рука совершенствовалась по образу орудия. Но в отличие от всех живых существ, прибегающих к техническим приспособлениям, техника человека постоянно усовершенствовалась. О. Шпенглер отмечает, что техника животных, было техникой вида (пчела одинаково строит свои соты и будет так их строить, пока не вымрет, они принадлежат пчеле точно так же, как форма крыла и расцветка тела). Видовая  техника  животного  неизменна  и  безлична.  Человеческая  же  техника независима от жизни человеческого вида. Она творчески  осознаётся человеком, она личностна и изобретательна. В попытках человека создать осмысленный мир эстетика  орудий и средств труда играли не меньшую роль, чем практические нужды человека и служили значительным стимулом к развитию техники. Каждая постройка, благодаря своему сочетанию объёма, массы, цвета,  орнаментального узора, фактуры, становилась новым изобретением, выражающим идею взаимоотношения человека с мирозданием. Пирамиды, обелиски, башни, арки, купола, шпили, цветные витражи – это примеры соединения физических и материальных потребностей  с  красотой  мира, выражающие поиск глубинного  человеческого смысла в процессе совершенствования средств труда. Становление машинного производства  завершает процесс отделения умственного труда от физического. Переход от применения ручных орудий к машинной технике одновременно становится переходом от производства единичных, штучных товаров к их массовому производству. С этого момента взаимосвязь между искусством и техникой, которая  сохранялась  на  протяжении  существования  ремесленного  производства, разрушается.  Теперь обезличенные товары  промышленности уже  не  являются предметами искусства.

Просмотров: 1471
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Философия науки и техники, 2010 г.




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • «ЧЕЛОВЕК И ТЕХНИКА»
  • ОРУДИЯ ПРОИЗВОДСТВА
  • ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА
  • Педагогическая техника
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА
  • ТЕХНИКА  
  • ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
  • Техника
  • Техника
  • Техника
  • Техника
  • Техника «это еще не все»
  • Техника педагогическая
  • Техника семантических различий (техника семантического дифференциала)
  • Шпенглер: Техника



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь