ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА НАУЧНАЯ (НОТ)

- организация труда,  к-рая основывается на достижениях науки и передовом опыте, систематически внедряемых в производство; позволяет более эффективно соединять технику и людей в едином производственном процессе; обеспечивает непрерывное повышение производительности труда, лучшее использование материальных и человеческих ресурсов; способствует сохранению здоровья, улучшает соц.-психологич. климат и повышает удовлетворенность трудом.  Центральная проблема НОТ - создание условий для высокопроизводительного труда. Реализация мероприятий по НОТ в народном хозяйстве предполагает совершенствование управления трудовым коллективом, форм кооперации и разделения труда; наиболее полное и эффективное распределение и использование рабочего времени; механизацию и автоматизацию процессов; проектирование и внедрение рациональных приемов и методов труда; улучшение организации и обслуживания рабочих мест; совершенствование нормативной базы; повышение эффективности работы с кадрами и укрепление трудовой дисциплины; широкое распространение передового опыта; внедрение рациональных форм и методов материального и морального стимулирования. НОТ как целостная система знаний и практич. опыта появляется на рубеже XIX-XX вв. У истоков НОТ в ее современном виде стояли такие крупные предприниматели и теоретики управления, как Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Г. Форд. В нашей стране НОТ особенно успешно развивалась в 20-е гг., когда в движение за НОТ были вовлечены широкие слои трудящихся. В это время работали такие крупнейшие теоретики и практики НОТ, как А. К. Гастев и П. М. Керженцев. НОТ как система теоретич. и практич. знаний и навыков базируется на комплексе наук. Так, соц.-экономич. основы НОТ составляют выводы и достижения социологии, педагогики и др. обществ. наук; технико-технологические основы - совокупность знаний и передового составляющие предмет технич. наук психофизиологич. основы - выводы и рекомендации физиологии и психологии труда, биомеханики инженерной психологии, производственной эстетики. НОТ все шире использует выводы и данные таких дисциплин, как теория решений, исследование операций, информационное обслуживание. Роль социологии в формировании основ НОТ быстро возрастает. Нарастание процесса гуманизации труда, отход от технологического (а в перспективе - и от экономич.) детерминизма, увеличение роли соц. факторов в поддержание трудовой активности с неизбежностью приводят к тому, что такие понятия социологии, как удовлетворенность трудом, соц.-психологич. климат межличностные отношения,  качество жизни  становятся ключевыми в проектировании и формировании основ НОТ. Увеличивается и значение социологич. инструментария: все большее и большее количество данных НОТ черпает из анализа документов, наблюдений, опросов и обобщений, сделанных на их основе. Лит.: НОТ в промышленности. М., 1978; Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ. М., 1986; Основы научного управления социально-экономическими процессами. М., 1989. А.Л. Проскурин.

Просмотров: 1693
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • “РОЛЬ ТРУДА В ПРОЦЕССЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ОБЕЗЬЯНЫ В ЧЕЛОВЕКА”
  • Задачи психологии труда
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (МОТ)
  • Международная организация труда (МОТ)
  • МОТ (Международная организация труда)
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
  • Научная организация труда (НОТ)
  • Научная организация труда (НОТ)
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
  • НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ)
  • Недостатки в организации процесса труда
  • НОТ
  • Нот
  • Общественная организация труда
  • Объект психологии труда
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
  • Организация труда
  • Организация труда на предприятии
  • Предмет психологии труда
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ХАРАКТЕР ТРУДА и СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
  • Целостная система оплаты труда
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь