Профессиональное общение в психологии труда

Профессиональное общение (П. о.) - осн. функциональная система трудовой деятельности, к-рая включает в себя подсистему профессиональной коммуникабельности (П. к.). В П. о. выделяется неск. родов П. к.: П. к. 1-го рода имеет место в профессиях, связанных с органолептическим трудом (дегустатор, агроном, стеклодув, звукорежиссер), - профессионалы немногословны, ведущие средства труда здесь - физиол. органы и системы (органы чувств): вкусовая, зрительная, слуховая, дыхательная и др., относящиеся к невербальным психич. образованиям. П. к. 2-го рода - в профессиях сферы обслуживания (слесарь-сантехник, парикмахер, машинист сцены, водитель автобуса) - при обращении к заказчику у специалиста простые высказывания, без особых требований к произношению; в сообщениях используется привычное кодирование и раскодирование информации, подлежащей передаче. П. к. 3-го рода - в профессиях сферы юриспруденции, культуры, воспитания и образования (адвокат, диктор-информатор, артист, учитель, тренер по спорту) и может быть названа как психология инструктирования: речь специалиста отличается большим лексическим запасом, ясной дикцией, использованием выразительных средств. Сложная связь «слово-образ-слово» в форме инструкции выражается в единстве слухового и двигательного контроля за произнесением речи. П. к. 4-го рода имеет место в профессиях сферы науки, производства и разнообразных технологий (физик-экспериментатор, фармацевт, инженер-технолог, социолог, кинокритик), специфика к-рых в психологии деловой речи: специалист сопрягает говорение с точными формулировками-высказываниями; план устных высказываний развивается в соответствии с планом письменной речи. Сложность организации восприятия, понимания, запоминания речевого сообщения зависит от структурной величины фразы что требует учета возможностей ее адекватного усвоения.П. к. 5-го рода - в профессиях, использующих жестовый тематический язык (инспектор дорожно-патрульной службы - регулировщик, дирижер, сурдопереводчик, артист мимического ансамбля, атташе): специалист использует мимические и жестовые движения в кач. самостоятельных речевых средств деятельности. Движения головы и рук выступают как знаки семантического опосредования, дополняющего вербальные высказывания, на фоне общей двигательной и эмоциональной активности человека, выполняемой напоказ. П. к. 6-го рода - в профессиях, где проявляются системы координированных восприятий и движений всего тела (жокей, артист балета, боксер, десантник, пожарный, носильщик): у человека задействованы все мышечные системы, и движения тела выступают как знак опосредования (могут быть дополнены вербальной активностью) на фоне темпераментных свойств индивида: сенситивности, реактивности, пластичности, эмоциональной возбудимости и др. П. к. 7-го рода в «публичных» профессиях, именуемых как должности руководителей высокого ранга (президент, председатель президиума, министр, консул, мировой судья, генеральный директор) - их деятельность обусловлена сложными функц. комплексами беспристрастного поведенческого реагирования. Специалист должен владеть одновр. речеголосовыми проявлениями и функц. состояниями (аффектами и эмоциями) в контексте формирования адекватного настроя, ободрения и одобрения действий подчиненных ему людей, или, наоборот, в контексте реализации критических замечаний. Необходимо демонстрировать единство аффекта и интеллекта; регулятивная направленность речевого высказывания реализуется в волеизъявлении; управление функц. состояниями др. людей осуществляется в форме приказа, распоряжения, требования, призыва, пожелания, просьбы, совета, предложения, убеждения, внушения. П. к. 8-го рода - в профессиях с преобладанием интеллекта над аффектом (инженер по управлению реактором атомной станции, врач-анастезиолог-реаниматолог, заместитель министра, инструктор-космонавт, капитан флота, вирусолог): у профессионалов высокой квалификации развиты способность длительно удерживать в памяти обширные информационные системы и базы знаний, необходимые для решения сложнейших практических (тактических и стратегических) задач, легко и быстро мысленно оперируя ими и переводя их во внеш. план действий; их отличает самостоятельность, особая критичность и гибкость ума, логичность и четкость системы руководства. Каждый род П. к. требует в процессе О. как общих, так и специфических видов профессиональной коммуникабельности. Лит.: Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. М., 1993; Климов Е. А. Как выбирать профессию, М., 1989; Культура речи в технической документации. М., 1982; Психологические механизмы формирования оценочных суждений. Саратов, 1989; Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 1988; Фрадкина Р. Н. Говорящие руки: Тематический словарь жестового языка глухих России. М., 2001. В. В. Пчелинова

Просмотров: 1353
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • вероятность ошибки I рода
  • вероятность ошибки II рода
  • Возникновение психологии как науки
  • Дифференциация внутри рода
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Изречение особого рода, имеющее отношение к гаданию
  • Механизмы формирования родной и иноязычной речи в общении
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как лечебный фактор
  • Общение как процесс
  • Объект особого рода
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Ошибки (I и II рода)
  • ошибкипервого и второго рода
  • Пиар (PR) в помогающих профессиях
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Предмет особого рода
  • Профессиональное общение как среда саморазвития специалиста
  • Психодиагностическое общение: контент-анализ письменной речи
  • РОДА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
  • Танец как невербальное общение
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • Убеждение, как форма деятельности
  • Человек в контексте традиционных культур. Человек как манифестация атмана
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь