НЕОТЕХНОКРАТИЗМ

- термин, используемый для обозначения процесса обновления технократич. мышления, происходящего с конца 70-х гг. Основной смысл этого процесса выражается в стремлении преодолеть некритичность позиций технологич. детерминизма и технократич. обоснования соц. администрирования, вырваться из плена представлений о технике как щедром божестве или как злом демоне, несущем гибель человечеству. Н. представляет собой попытку исправить положение, при к-ром техника вообще выпадает из сферы социологич. анализа, вытесняемая, с одной стороны, размышлениями "по поводу" техники (последствий ее развития, положительных и отрицательных для человека, об-ва, природы), а с др. - распространением социологизма (см.), рассматривавшего человеческое общение в отрыве от его материально-тех-нич. "предмета" и носителя. С т. зр. Н. технократич. идеология, лежащая в основе современного индустриального и соц. управления (см. Детерминизм технологический, Техницизм и антитехницизм), служила "научн." обоснованием варварского отношения к природе, к фактору человеческому (см.) и привела человечество вплотную к проблеме выживания. В русле Н. осуществляются попытки критико-социологич. анализа технич. рациональности, ее тупиков и парадоксов, ставится проблема гуманизации техники на основе изучения соц. механизмов ее развития. При этом известные представления клас-сич. технократич. сознания оказываются как бы "снятыми", вобравшими в себя рациональное зерно его критики. Технике в Н. по-прежнему отводится центральная роль в жизни об-ва, но ей отказывается в способности к саморазвитию, самокоррекции. Ставится вопрос об обществ. контроле над технич. развитием. В большинстве вариантов Н. отчетливо виден отход от прогрес-систских иллюзий, но все же зло, причиняемое техникой, связывается только с ее временным отставанием от собственных возможностей. Изначальный принцип власти знания и, как следствие, технич. специалистов остается, хотя и смягчается за счет включения в "правящую элиту" и др. специалистов. В лит-ре по Н. ставится вопрос о создании новой, адекватной системы представлений о технике, возможной только на путях ее включения в социологии, измерение; утверждается, что от рассуждений "по поводу" техники надо перейти к изучению механизмов развития техники, расшифровать мифы о технике-монстре, технике-титане, о технич. прогрессе как самореализующейся рациональности; научно-технический прогресс  должен рассматриваться как совокупность конкретных инноваций и решений относительно этих инноваций, подлежащих как технологич., так и социологич. анализу (Дж. Уайнстейн). Конкретные варианты Н. представлены: в социологии индустриальной, в исследованиях технологич. риска, в компьютерной футурологии, в теоретич. социологии неовеберианцев. Не-овеберианцы рассматривают научно-технич. развитие как углубляющийся процесс взаимодействия двух видов рациональности - формальной (т. е. чисто технич. рациональности выбора средств для достижения определенной цели) и материальной (содержательной, субстанциональной, ценностной). С этой т. зр. существенным пороком классич. технократизма было полное отождествление мира техники с первым видом рациональности; рез-том было резкое размежевание функций научн. экспертизы (специалист, технократ) и критич. оценки (свободный интеллектуал), обособление первой функции и вытеснение второй из процесса принятия решений. В современных условиях должны существовать эксперты иного типа, к-рые должны действовать одновременно и как специалисты, и как критически мыслящие интеллектуалы, в каждом конкретном случае заново творящие синтез формальной (целевой) и материальной (ценностной) рациональности - "истинную рациональность" (Зейфарт) или "системную рациональность открытого типа" (В. Бюль). В рамках индустриальной социологии современные неотехнократич. представления формируются на основе веберов-ской теории соц. действия и теории бюрократии  (Г. Шмидт). Социологич. рассмотрение техники должно исходить из того, что ее развитие - не анонимный процесс, а один из компонентов действия социального (см.), т. е. реализации той или иной стратегии развития техники. Вырабатывают эти стратегии и осуществляют их иерархически организованные аппараты управления, к-рые оказываются ответственными за то, что тех-нико-технологич. развитие проходит в такой, а не в иной форме. Задача социологии, прямо вытекающая из таких теоретич. установок, - определение степени реального господства различн. групп технократов на различн. уровнях организации производства. Лит.: Буржуазная социология на исходе XX века. М., 1986; ФРГ глазами западногерманских социологов. М., 1989. М.С. Ковалева

Просмотров: 322
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Воля как характеристика сознания
  • Задача технологии как науки
  • ЗАКОН СТАДИЙНОГО РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • ЗАКОНЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • О.Конт как создатель социологии
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Общение как процесс
  • ОБЩЕНИЕ. Пример чистой, или формальной, социологии
  • Олигофрении как следствие отрицательных психосоциальных влияний
  • ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Спенсер как создатель социологии
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь