ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович

[28.2(12.3).1863, Петербург, — 6.1.1945, Москва], естествоиспытатель,. историк науки, мыслитель, обществ. деятель, акад. АН СССР (акад. Петерб. АН с 1912), поч. ч. ряда АН Европы. Окончил Петерб. ун-т (1885), занимался науч. деятельностью там же. Проф. Моск. ун-та (1898—1911). Участвовал в земском движении в защиту высш. школы. Чл. Гос. Совета России с 1908 (избран от ун-тов и АН). Товарищ министра нар. просвещения во Временном пр-ве (1917). Один из организаторов Комиссии по изучению естеств. производительных сил России (КЕПС, пред, в 1915—30). Основатель и первый през. АН Украины (1918). В 1920 избран ректором Таврического ун-та в Симферополе. В 1922—39 директор организованного им Гос. радиевого ин-та. В 1922—26 находился в науч. командировке в Париже от Рос. АН. В 1927 организовал в АН СССР Отдел живого вещества, преобразованный в 1929 в Биогеохим. лабораторию (директор в 1927—45), ставшую впоследствии Ин-том геохимии и аналитич. химии им. Вернадского.

Разрабатывая проблемы биогеохимии и эволюции Земли, Значит. внимание уделял исследованию деятельности человека на планете, к-рую впервые начал рассматривать как естеств. продолжение активности живого — биогенеза, т.е. преобразования планеты живым веществом. Эти идеи привели В. к формированию теории ноосферы — сферы разума и духовного единения человечества. В. использовал понятие ноосферы как описание пространства преобразующей деятельности человека, ставшего благодаря успехам науки и социальному прогрессу могучей геол. силой.

В учении В. о биосфере область жизни предстаёт как сложная система и единый живой организм. Живое вещество, закономерно усложняющееся под воздействием солнечной энергии, естественно входит в ткань биосферы и составляет с ней единое целое. Являясь частицей биосферы, человек сохраняет зависимость от неё, «творящая природа» как бы направляет человечество по определённому пути. По В., гуманистич. принципы будут распространяться на всё живое вещество, в результате чего прекратится уничтожение животных и растений, человечество станет автотрофным, т.е. питающимся неорганич. веществом. Представляя человеческое общество как часть биосферы, этап её эволюции, В. открыл возможность исследовать глобальную деятельность человека, в т. ч. явления интеллектуальной жизни.

В. принадлежит идея возрастания роли науки в системе культуры, внедрения науч. знаний в массовое сознание и формирования на основе фактов и эмпирич. обобщений такого мировоззрения, в к-ром возможно существование как теорий и гипотез, так и религ. и филос. взглядов, домыслов и предрассудков. Науч. творчество, по В., требует ярких индивидуальностей. Признавая большую роль нар. масс, В. постоянно подчёркивал высшую ценность отд. личности даже при глобальных масштабах интеллектуальных и обществ. процессов.

Концепция В. предполагала Значит. реформы в области образования. «Русское общество, — утверждал В., — должно понять, что наука, как национальное благо, должна стоять выше партии » («Очерки по истории естествознания в России в XVIII столетии», 1912—144. Принципиальное значение он придавал качеству образования, подчёркивая, что распространение науч. знания в догма-тич. форме приводит к ограничению свободы мысли, укоренению под вплоч достоверных непроверенных временем гипотез и теорий. Для формирования науч. мышления В. считал обязательным преподавание истории науч. дисциплин в контексте развития материальной и духовной культуры. Образование, по убеждению В., должно быть ориентировано на подготовку прежде всего творцов культуры, на макс, проявление индивид, качеств человека.

Свои взгляды на развитие общества В. не успел свести в цельную науч. систему. Теория ноосферы отражала уровень знаний о воздействии человека на природу, характерный для нач. 20 в., и не могла учитывать последовавших экологич. бедствий и катастроф, вызванных примитивной технизацией мышления и личности человека. Представления о биосфере и ноосфере инициировали разработку понятия техносферы, в к-рой разворачивается перестройка биосферы в сторону деградации высших форм жизни. Гуманистич. пафос и оптимизм идей В. оказали Значит. влияние на формирование экологич. мышления, в т. ч. разл. концепций экологии духа и экологии культуры.

Соч.: Очерки и речи, [в.] 1 — 2, П., 1922; Избр. соч., т. 1—5, М., 1954 — 60; Химическое строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Живое вещество, М., 1978; Избр. труды по истории науки, М., 1981; Труды по истории науки в России, М., 1988; Философские мысли натуралиста, М., 1988.

Лит.: Ферсман А. Е., Жизненный путь акад. В. И. Вернадского, в его кн.: Избр. труды, т. 5, М., 1959; Моча лов И. И., В. И. Вернадский, М., 1982; В. И. Вернадский и современность, М., 1986; Баландин Р. К., Вернадский. Жизнь, мысль, бесскертие, M.; «Прометей», т. 15, М., 1988 [тематич. номер, посвящён В.].

Р. К. Баландин.

 

Просмотров: 691
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «БУРЖУА: ЭТЮДЫ ПО ИСТОРИИ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕНЯОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945)
  • ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863-1945)
  • ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (1863—1945)
  • Возникновение психологии как науки
  • Второе значение образования как результата
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КУЛЬТУРЫ РОССИИ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВУЮ КУЛЬТУРУ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь