РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ

[греч. techne rhetorike – искусство красноречия]. В античности живое слово было важнейшим и самым действенным способом достижения авторитета в общественно-политической жизни. Политик выступал в собрании совета и на народных собраниях, полководец – перед войском, частное лицо – перед судом, на празднествах, дружеских встречах и т.п. Поэтому поиски условий действенности речи и стремление создать теории обучения красноречию и овладения им начались уже в ранних период. Предположительно первый (несохранившийся) учебник Р. в 5 в. до н.э. написали два сицилийских грека из Сиракуз: Корак и Тисий. Из Сицилии первые достижения художественного красноречия были перенесены в Афины Горгием из Леонтины (Сицилия, 485-380 до н.э.). В истории он известен как один из представителей греческой софистики. В 427 Горгий прибыл в Афины в качестве посланника родного города и встретил здесь восторженный прием как оратор и учитель риторики. Он разработал приемы риторской художественной прозы, способы поэтической выразительности. Он сознательно применял стилистические средства («горгианские фигуры»): фразы, аналогичные по форме и содержанию, параллельные члены предложения (изоколия), антитезу, рифмы. Концовки предложений ритмически оформлены (клаузулы). Кроме Горгия, Р. в Афинах развивали и другие софисты: Фрасимах из Калхедона и Протагор, сделавшие ее предметом высшего образования. Исократ сделал Р. предметом, завершающим курс обучения, и тем самым поставил ее на службу энциклопедическому общекультурному образованию. В отличие от Исократа и других софистов, использовавших риторику как средство достижения власти над людьми, Аристотель оценивал Р. как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. В трех книгах своего сочинения «Риторика» Аристотель излагает научные основы красноречия и выдвигает в качестве его задачи достижение правдоподобия. Практическое красноречие достигает своего высшего расцвета в Греции во второй половине 5-4 в. до н.э. в лице Демосфена и других ораторов, впоследствии включенных в канон десяти античных ораторов. После битвы при Херонее (338 до н.э.). Греция утратила политическую самостоятельность, и необходимость в практическом красноречии отпала. Стилистическая форма стала цениться выше, чем содержание. В городах М. Азии возник новый тип красноречия – азианизм, столь же искусственный, как и его антипод аттицизм 1 в. до н.э. Связь Р. с практикой постепенно теряется, но риторическая теория непрерывно совершенствуется и ее система тщательно разрабатывается. Р. становится важнейшим предметом обучения и в связи с этим начинает оказывать определяющее влияние на всю литературу, разрабатывая приемы достижения изящества художественной формы. Во 2 в. н.э. греческое красноречие вновь переживает еще один расцвет (период т.н. второй софистики). Во 2 в. до н.э. римляне вместе с греческой системой образования переняли и Р., которая стала предметом образования каждого знатного человека. Одновременно в патриотически настроенных кругах возникает сопротивление греческому красноречию как иноземному искусству, внешне изящному, но лишенному конкретного содержания. Главой сопротивления был Катон Старший – крупнейший оратор раннереспубликанской эпохи. Он составил для своего сына руководство по Р. (несохранившееся), где изложил одно из основных правил: «Не упускай дела, а слова найдутся» («Rem tene, verba sequentur»). В 161 до н.э. из Рима были выселены все греческие учителя красноречия. Но во второй половине 2 в. до н.э. греческая Р., утвердилась в Риме окончательно. Римское красноречие достигло апогея в конце республиканской эпохи, когда начался период политических смут. Лучшим оратором стал гениальный Цицерон. Сохранилось более 50 его речей, а также сочинения по теории, в которых Цицерон синтезирует теоретические положения греческой Р. с практикой римского красноречия, тесно взаимосвязанной с общественно-политической жизнью древних римлян. Цицерон защищал идеал всесторонне образованного оратора-философа. Язык Цицерона – до сих пор классическая норма латинской прозы. После падения Республики с Р. происходит то же самое, что и в Греции. Она теряет связь с практикой общественно-политической жизни и переходит в школу. Школьное красноречие ограничивается учебными и торжественными речами (declamatio). Здесь ценится не конкретное содержание, а внешняя эффектность стилистической формы. Свидетельство тому – сохранившиеся образцы школьных декламаций (Сенека Старший, Квинтилиан). Так же, как и в Греции, Р. послужила базой для развития римской литературы. Борьба азианизма и аттицизма вылилась в спор между представителями «нового» и «старого», отстаивающего архаические принципы, направлений. Квинтилиан, первый в Риме учитель Р. на государственном содержании, дал в своем сочинении самое полное из всех известных античных руководств по подготовке оратора («Наставление оратору» в 12 книгах). В споре во второй половине 1 в. н.э. он занял «золотую середину» и выдвинул требование возврата к цицероновскому красноречию. Во 2 в. вновь возрождается архаическое направление (наиболее крупный представитель – Фронтон, учитель и воспитатель императоров Марка Аврелия и Вера). Цицеронианизм просуществовал недолго. Таким образом, античная Р. была основой античного образования, теоретической базой античной литературной эстетики и литературной теории, с течением времени Р. пропитала всю литературу. Воздействие Р. простирается от средневековых латинских школ и университетов до современного преподавания литературы, литературоведения, культуры речи, стилистики, лингвистики текста. Система теории Р. сформировалась в 4 в. до н.э., но впоследствии и усложнялась, и дифференцировалась. Греческая риторическая терминология имеет эквиваленты в латинском языке, охватывающие всю систему понятий и категорий, необходимых для оратора: природные способности (natura), обучение искусству красноречия (ars, doctrina), подражание образцам (imitatio), постоянное упражнение (exercitatio); практический опыт (usus). Было выработано три рода красноречия: судебное (genus iudiciale), совещательное (genus deliberativum), предназначенное для торжеств – эпидиктическое (genus demonstrativum). Задачи оратора (officia oratoris): собрание материала и выбор точки зрения (inventio), распределение материала (dispositio), придание речи соответствующей стилистической формы (elocutio) запоминание речи и выучивание ее наизусть (memoria) и произнесение (actio, pronuntiatio). Речь состояла из следующих частей: вступление (exordium), изложение существа дела (narratio), приведение доказательств (argumentatio) и заключение (peroratio). Вначале зачастую помещалось перечисление ключевых моментов речи (divisio, propositio), доказательство выступало то как доказательство собственных положений (confirmatio), то как опровержение утверждений противника (refutatio). Искусство оратора основывалось также на стилистически правильной форме, поэтому в Р. было разработано учение о стиле. Было выработано три стиля: удобный для поучения сухой стиль (genus subtile), приспособленный для судебного красноречия; возвышенный стиль (genus grande, sublime), имеющий целью затронуть чувства слушателя и используемый в совещательном красноречии: средний стиль (genus medium), ориентированный на услаждение слушателя и употреблявшийся в торжественном красноречии. Во всех стилях соблюдались требования языковой правильности (latinitas), ясности (perspicuitas), уместности (aptum) и украшенности (ornatus). Украшение речи образуют здесь ядро учения о стиле и детально излагаются в учебниках Р.

Просмотров: 1243
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики Общее языкознание. Социолингвистика Словарь-справочник, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • GENUS (GENUS, KIND, SORT)
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • МОНОГРАФИЯ КАК ЖАНР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Неискусство как искусство
  • Образование как система
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Самоубийство как образ жизни
  • Связь теории с практикой
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • Число как сущее в античности
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь