Рожман Агния Константиновна. Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста

Организация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возрастаОрганизация работы по преемственности детей раннего и старшего дошкольного возраста

«От того, как будет чувствовать себя ребёнок,
поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания,
что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям»
В.А. Сухомлинский

При поступлении в детский сад, дети ведут себя по разному: одни приходят в группу уверенно, и начинают самостоятельно играть, а другие много и громко плачут. Причинами такого поведения могут быть: отсутствие у ребенка опыта об-щения со взрослыми и детьми, отсутствие в семье режима, совпадающего с режи-мом детского сада, несформированность культурно-гигиенических навыков, нали-чие отрицательных привычек, неумение занять себя игрушкой и др. Очень часто перемены, которые происходят с ребенком (новые помещения, новые взрослые и дети, другой стиль общения), создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая может привести к таким реакциям, как капризы, отказ от еды, психическая регрес-сия и т д.

 

Адаптация – от латинского «приспособляю». Социально — психологическая адаптация представляет собой приспособление личности к социальной среде. Це-лью любой адаптации является устранение или ослабление разрушающего дейст-вия факторов среды.

Снизить порог регрессии поможет преемственность двух ступеней: группы настоящей и будущей. Нужно показать детям, что детский сад не замыкается в од-ной группе. Решение данной проблемы мы видим в том, чтобы познакомить детей раннего возраста с условиями новой среды, новыми людьми постепенно.

Преемственность – связь между смежными звеньями, которые базируются на приобретенных ребенком в предыдущем звене знаниях, умениях, навыках, соци-ально-психологической эмоциональной компетентности, продолжает его дальней-шее развитие.

Исследования психологов показывают, что обучение игре, ее развитие про-исходит у младших дошкольников не через взрослого, а через старших дошкольни-ков. Играя и общаясь друг с другом, дети учатся пониманию эмоций, развивается чувство эмпатии, а именно понимание, сочувствие и содействие другим людям. Обретя эти знания и умения, малыш будет чувствовать себя уверенным в новой окружающей обстановке. Это поможет ему избежать новых стрессов при переходе из одной возрастной группы в другую.

Поэтому мы поставили перед собой цель: адаптировать детей раннего воз-раста к переходу на другую ступеньку дошкольного детства через взаимодействие с детьми старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Обогащать эмоциональную сферу ребенка;
  2. Способствовать формированию положительных черт характера;
  3. Развивать коммуникативные способности детей;
  4. Формировать чувство уверенности в общении с новыми детьми и взрос-лыми детского сада.

В первый год работа начиналась с изучения литературы о преемственности и об особенностях общения детей раннего возраста.

В ходе изучения литературы для эффективной работы по преемственности нами были выявлены следующие условия организации работы с детьми:

  1. Взрослые должны быть заинтересованы, увлечены, а так же уметь взаи-модействовать друг с другом;
  2. Необходимо создать положительно эмоциональные отношения, так как малыши легко заражаются чужими эмоциями. Увидев, как играют другие, ребенок сам включается в игру;
  3. Важно учитывать добровольное участие детей;
  4. Игры должны создавать атмосферу, в которой развивается доверие, само-стоятельность, инициатива и готовность помочь;
  5. Особенно важно, чтобы ребенок получил удовольствие от игры (ощущал свою значимость и принадлежность к группе, мог внести свой вклад в развитие иг-ры и взаимодействие детей);
  6. Игра должна повторяться многократно. Это необходимое условие разви-вающего эффекта;
  7. Необходимо вносить новый наглядный материал, чтобы при повторении у детей не пропал интерес к игре, так как воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое;
  8. Не надо оценивать детей и добиваться единственно правильного ответа, ведь постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства;
  9. Заканчивать встречи всегда надо с положительным, радостным, веселым настроением.

В общении с малышами необходимо доступно и выразительно показывать им правильные формы поведения, вежливую речь, проявления добрых чувств и от-ношений. Воспитатель строит взаимодействие так, чтобы малыш приобрел ценный опыт общения. Такие минуты эмоционального игрового общения сближают детей и воспитателей. Для развития контактов между детьми необходимо помочь им бы-стрее познакомиться, узнать имена и внешность друг друга. Необходимо готовить детей к встрече заранее, чтобы общение с новыми детьми и взрослыми были доб-рожелательными.

Свою работу начинали по заранее составленному плану на год. План соста-вили с учетом первичной адаптации детей группы раннего возраста, которая закан-чивается к ноябрю.

Весь план подразделяется на этапы:

1. Подготовительный этап.

  • На данном этапе проводятся встречи педагогов двух групп с целью обсудить особенности детей разного возраста.
  • Соотносятся циклограммы групп раннего и старшего дошкольного возраста, т.е. определяются временные промежутки и виды деятельности для совместного общения детей и взрослых. Это встречи на прогулках и общение в утренние и вечерние отрезки времени.
  • Проводится работа с родителями (анкетирование, родительские собрания) с це-лью узнать особенности поведения и деятельности детей вне детского сада.

2. Основной этап.

  • Проводится игровая и совместная деятельность детей двух возрастов: подвиж-ные, хороводные игры, совместное творчество, развлечения, встречи для совме-стных коммуникативных и пальчиковых игр, наблюдения за трудом старших детей на прогулке.
  • Взаимодействие со специалистами: постановка сказок с участием детей двух возрастов, совместные физкультурные и музыкальные занятия и развлечения, участие детей раннего возраста на выпускном празднике детей старшего возрас-та.

3. Заключительный этап.

  • Посещение подготовительной группы детьми раннего возраста в мае с целью оз-накомления малышей с новой группой. Ребята имели возможность побывать в различных помещениях: раздевалке, спальной комнате и др., рассмотреть и по-играть с новыми игрушками.
  • Знакомство с няней.
  • Совместное чаепитие.

По итогам нашей деятельности можно сделать следующий вывод: с помо-щью развлечений и совместной деятельности дети двух возрастов сблизились друг с другом, подружились, а так же многому научились, способствуя, таким образом, их развитию и уверенности в отношениях с другими людьми. Ведь детям важно учиться быть внимательными, наблюдать за окружающими и учиться у них со-трудничать с другими, доверять, быть самостоятельными, развивать выдержку и ловко двигаться.

Положительным моментом является интеграция и взаимодействие воспита-телей и специалистов. Воспитатели групп продумывают содержание встреч, готовят детей к ним, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Музы-кальный и физкультурный руководитель создает положительно эмоциональную атмосферу.

Мы рады, что на этом встречи детей не заканчиваются. Спустя летние месяцы они продолжаются в сентябре, когда малыши уже перешли во вторую младшую группу, а первоклассники встречаются со своими любимыми воспитателями и старыми друзьями. Дошкольники и первоклассники рады друг другу и продолжают с удовольствием общаться. Это имеет огромное положительное значение для эмо-ционального комфорта младших детей в группе.

Литература:

  1. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. «Социализация и адаптация детей раннего возраста», – 2003г.
  2. Костина В. «Новые подходы к адаптации детей раннего возраста». «Дошкольное воспитание» – 2006г. № 1 (стр. 34-37).
  3. Пыжьянова Л. «Как помочь ребенку в период адаптации». «Дошкольное воспи-тание», – 2003г. № 2 (стр. 5-7).
  4. «Успешная адаптация. Как ее измерить?» – журнал «Обруч» – 2000г. – № 3.

Центр развития ребенка – Детский сад № 18 «Лесовичок»

Воспитатели: Холодова Ольга Владимировна, Рожман Агния Константиновна Новодвинск, 2015

Просмотров: 493
Категория: По направлениям » Для детского сада




Другие новости по теме:

  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Агений Любовь Сергеевна. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Татьяна Сергеевна Сокорева. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению «Здравствуй, малыш»
  • Редактор. Адаптация детей раннего возраста к социуму
  • Влияние на адаптацию ребенка в детском садике режима дня, отсутствия родных, присутствие сверстников…
  • Храмова Любовь Юрьевна. Адаптация детей раннего возраста
  • Криулина Тамара Максимовна. «Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»
  • Русалинова Олеся Александровна. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
  • Васильева Алина Владимировна. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Серебрякова Елена Петровна. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Зизевских Оксана Олеговна. Развитие речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности
  • Толстикова Светлана Викторовна. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством стихотворной ритмизации
  • Сулейманова Рвмиля Хасанзановна. Опыт работы по обучению детей раннего возраста по правилам дорожного движения
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Организация системы работы в адаптационный период с детьми раннего возраста
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Орлова Марина Александровна. Первые шаги в пластилинографию детей раннего возраста - Карапузики в искусстве (из опыта работы)
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Конспекты занятий, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
  • Горбачева Инна Викторовна. Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста, посвященного Дню защиты детей. «О чём мечтают наши дети».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь