Хакимьянова Валентина Леонидовна. Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Родительский клуб как активная форма взаимодействия детского сада и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Хакимьянова В.Л.

Сегодня взаимодействие детского сада и семьи играет огромное значение для социализации ребенка в окружающем его мире. При рождении малыша изначально обязанности по его развитию и воспитанию выполняют мама и папа. Не зря в ст. 18 Закона "Об образовании в РФ" акцентируется внимание на первостепенную роль родителей во всестороннем развитии детей с самого раннего возраста. Они являются первыми педагогами, закладывая физические, нравственные и интеллектуальные основы формирования личности своего ребенка. Когда малыш подрастает, в его жизни происходят перемены. Он приходит в детский сад. И тогда в процесс воспитания включаются работники дошкольного учреждения, сотрудничая с семьей, помогая, поддерживая родителей (законных представителей) в самых важных для них вопросах.

 

Скачать конспект

Однако, большинство семей озабочено проблемами выживания, усилилась тенденция их самоустранения от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Многие дети, поступая в дошкольное учреждение, не обладают необходимыми навыками, согласно их возрасту. Это касается и культурно-гигиенических навыков, как неотъемлемой части культуры поведения. В тоже время опрятность в одежде, чистые лицо, руки, тело, аккуратная прическа — это не только требования гигиены, но и норма человеческих отношений.

Многолетний опыт работы с детьми первой младшей группы показывает, что у молодых родителей просто не получается сформировать у детей первые гигиенические навыки. У ребят могут отсутствовать носовые платки, они не любят мыть руки, а вытирают пальцы об одежду, не привыкли есть самостоятельно и т.д.

Проведенный анализ анкетирования родителей в начале 2018-2019 учебного года при поступлении детей в детский сад показал, что в основном, в семьях акцентировали внимание на чистке зубов, мытье рук с мылом, но не знали, что делать, когда ребенок отказывался умываться. Многие забывали класть салфетки во время еды, чтобы ребенок выработал навык вытирания рта не рукавом, а предметом гигиены. Родители также видели затруднения в одевании детей.

В связи с этим была обозначена проблема — как помочь родителям сформировать культурно-гигиенические навыки детей раннего возраста?

Исходя из выше изложенного, цель педагогической деятельности была определена как формирование у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков через взаимодействие педагога с семьями воспитанников.

На первом этапе для решения проблемы были проанализированы нормативные документы, психолого-педагогическая и методическая литература.

Установлено, что во ФГОС ДО большое внимание уделяется работе воспитателя с родителями. В Стандарте рекомендуется не просто формировать какие-либо навыки и умения у дошкольников, а видеть друг в друге полноправных партнеров в решении общих проблем.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ранний возраст является наиболее благоприятным периодом, в котором закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Об этом указано в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, С.А. Козловой, Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печоры, К.Д. Ушинского.

Сохранение и укрепление здоровья невозможно без соблюдения правил гигиены. Большую роль в развитии гигиены детей сыграли учёные Л.С. Выготский, Л.И. Каплан, Г. Н. Сперанский, Л.М. Шипицина и другие. Они занимались не только диагностикой и лечением детских заболеваний, но в их трудах есть материалы по уходу, питанию, закаливанию и воспитанию здоровых детей. Их исследования оказались теоретической основой воспитания культурно — гигиенических навыков в дошкольном образовании.

Методической основой формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков стали методические пособия и статьи М.Д. Маханевой, В.В. Лобкаревой, С.В. Рещиковой, С.Н. Теплюка, Э.Ж. Эдаевой и др.

Особый интерес к вопросу партнерства воспитателей и родителей проявляется в работах Н.М. Бариновой, О.И. Витвер, А.Л. Гуза, Е.С. Евдокимовой, Э.Я. Степаненковой, которые рассматривают дошкольное учреждение и семью не как два самостоятельных института социализации детей, а занимаются проблемой организации их взаимодействия. Методисты и педагоги-практики предлагают разнообразные формы и методы сотрудничества (Ю. В. Кириллова, Н.С. Кочеткова, Н.М. Сертакова,).

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является на сегодня актуальной темой.

На втором этапе педагогической деятельности пришло видение решения проблемы — создание родительского клуба. Приобретение навыков — процесс непрерывный. Он должен сопровождаться положительными эмоциями, побуждающими к повторению. Согласно педагогической идее, обоюдная согласованность в действиях воспитателя и родителей может способствовать формированию у детей 2-3 лет навыков еды, ухода за своим телом, навыков пользования одеждой и ухода за ней.

Основополагающим моментом во взаимодействии с семьями стал индивидуальный подход, который выражался в учете социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей. Его реализация обеспечивалась рядом принципов: непрерывности, открытости, соблюдения педагогической этики, взаимоуважения, постоянства обратной связи.

При первой встрече с родителями были определены название клуба — "Наши малыши и малышки", план совместной деятельности (см. Табл. 1).

  • План работы родительского клуба

    № п/п

    Время проведения

    Заседание клуба

    Цель

    Содержание

     

    Сентябрь

    Гостиная

    «Давайте жить дружно!»

    Побуждение к общению внутри группы детей и взрослых

    - Приветственное слово воспитателя.

    - Игровая ситуация «Что важнее всех на свете».

    - Совместные игры с детьми.

     

    Октябрь

    Практикум «Личная гигиена ребенка»

    Формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков.

    - Приветствие воспитателя

    - Беседа: "Что такое личная гигиена ребенка?"

    - Заучивание потешек про умывание.

    - Практическая игра "Давай вместе умоемся".

     

    Ноябрь

    Вечер семейного отдыха

    «Попьем с мамой вместе чаю»

    Побуждение воспитанников в оказании помощи мамам дома, формирование самостоятельных навыков приема пищи

    - Приход сказочного персонажа

    - Просмотр видеофрагмента "Мы умеем кушать самостоятельно"

    - Игровые задания для детей.

    - Проблемные ситуации для родителей с участием детей.

    - Совместное чаепитие.

     

    Декабрь

    Круглый стол "Баюшки-баю"

    Воспитание интереса у детей к устному народному творчеству, формирование навыков раздевания, подготовки ко сну.

    - Приветственное слово воспитателя

    - Обмен опытом родителей по вопросу укладывания детей спать.

    - Прослушивание колыбельных.

    - Рекомендации воспитателя

     

    Январь

    Практикум «Как на улицу идем»

    Формирование навыков одевания на улицу у детей раннего возраста

    - Приход сказочного персонажа.

    - Чтение потешек и стихов.

    - Рекомендации воспитателя.

    - Совместная прогулка

     

    Февраль

    Практикум «Растим малыша здоровым»

    Пропаганда здорового образа жизни

    - Встреча с физкультработником.

    - Демонстрация физических упражнений для укрепления здоровья детей и совместное их выполнение с родителями.

    - Просмотр видеоролика.

     

    Март

    Вечер семейного отдыха "Семейное чаепитие"

    Продолжение формирования культуры поведения у детей во время приема пищи

    - Приветствие воспитателя

    - Совместные игровые задания для детей и родителей

    - Разучивание потешек и стихов о приеме пищи

    - Совместное чаепитие.

     

    Апрель

    Семейное развлечение: «Сказка в гости к нам пришла»

    Формирование познавательного интереса к устному народному творчеству в семье. Продолжение формирования у воспитанников культурно-гигиенических навыков через игры-драматизации

    - Приход сказочного персонажа

    - Знакомство с театрализованными играми (пальчиковый театр, настольный театр)

    - Разыгрывание сценок.

     

    Май

    Круглый стол «Как провести лето»

    Приобщить родителей к совместному отдыху с детьми, напомнить о безопасном поведении во время летнего отдыха

    - Приветствие воспитателя

    - Обмен опытом между родителями о совместном отдыхе с детьми.

    - Рекомендации воспитателя

Одним из условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей в педагогической деятельности является наличие картотеки дидактических игр и детского фольклора. Большинство детей имеют мотивированность к действиям через поговорки или прибаутки, потешки. Данная картотека была подобрана не только для различных режимных моментов, но ее содержание разучивалось вместе с родителями и применялось на практике. Необходимо отметить, что дети к концу третьего года жизни в своей самостоятельной деятельности часто повторяли потешки и прибаутки, играя друг с другом и куклами.

Таким образом, родительский клуб "Наши малыши и малышки" представлял собой добровольное объединение воспитателя, родителей (законных представителей) и их детей, совместно участвующих в разнообразных мероприятиях, направленных на эффективное воспитание культурно-гигиенических навыков в условиях дошкольного учреждения и семьи. В содержании работы клуба навыки культуры поведения прослеживались на протяжении всего периода. Все запланированные мероприятия проходили в досуговой форме: это и совместные чаепития, мамы с папами учились играть с детьми в куклы, вместе учились правильно намыливать руки, использовать предметы личной гигиены. По признанию родителей, это было лучшее времяпрепровождения, чтобы побыть и поиграть с ребенком. Также для семей всегда давались задания. В домашних условиях они вместе с ребятами читали книжки, просматривали картинки, учились чистить зубы, причесываться. Все это родители фиксировали. А затем, устраивались выставки фотографий.

Исходя из поставленной цели, согласно программным требованиям были определены критерии ожидаемых результатов. Так, при формировании навыка еды дети в результате должны были аккуратно брать, прожевывать пищу, пользоваться ложкой, чашкой, салфеткой; навык ухода за своим телом предполагал умение детей умываться, причесываться, пользоваться носовым платком; навык соблюдения порядка в помещении, пользования одеждой и ухода за ней к концу третьего года жизни позволял быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, содержать вещи в порядке и чистоте.

Эффективность работы определялась через наблюдение за детьми во время режимных моментов, применения дидактических игр. Говорить о полной сформированности тех или иных культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы еще рано. Они продолжают формироваться на протяжении последующих лет пребывания в дошкольном учреждении. Но то, что у 70% детей навыки еды находились в стадии становления, а не в точке роста (по Урунтаевой), у 83% детей в этой же стадии находился навык ухода за своим телом, говорит о положительном результате совместной деятельности. Только навык соблюдения порядка и пользование одеждой наблюдался в самой первой стадии — точки роста — у 56% ребят. Конечно же, одевание и раздевание дошкольники еще осуществляли с трудом.

В конце учебного года также было проведено итоговое анкетирование среди родителей. Анализ результатов показал, что появились положительные изменения. У 72% родителей было желание продолжать партнерские отношения с детским садом. Большинство — старались всегда или часто участвовать в жизни своих детей в дошкольном учреждении. Посещаемость мероприятий к концу учебного года поднялась до 76%.

В целом, результаты оказались положительными и эффективными. Таким образом, практическая значимость педагогической деятельности заключалась в реализации на практике родительского клуба как формы взаимодействия детского сада и семьи для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.

Библиографический список

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273 от 29. 12. 2012 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16. 09. 2019)
  2. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
  3. Витвар О.И. Социально-педагогические технологии взаимодействия с семьей. ФГОС. – М.: Учитель, 2016.
  4. Кириллова Ю.В. Игровое взаимодействие родителей и детей раннего и дошкольного возраста в ДОО. ФГОС. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016.
  5. Лобкарева В. В., Новикова Л. З., Рябова Н. Н. Использование игры в процессе формирования культуры поведения детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 647-651.
  6. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.
  7. Сертакова Н.М. Инновационные формы работы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей: метод, пособие. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
Просмотров: 629
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Надежда Кызъюрова. Мероприятия по оздоровлению детей раннего возраста, воспитанию культурно-гигиенических навыков и самообслуживания с использованием потешек
  • Студеникина Татьяна Олеговна. Педагогический проект: «Мойдодыр». Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
  • Колесникова Любовь Анатольевна. Презентация 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста'
  • Алехина Наталья Геннадьевна. Использование художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
  • Романова Татьяна Александровна. Проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2 младшей группы
  • Шахова Анна Владимировна. Общие педагогические правила по воспитанию культурно – гигиенических навыков и первичных представлений об этикете в режиме дня с детьми третьего года жизни
  • Сафонова Екатерина Юрьевна. Проект организации здорового образа жизни «Воспитание культурно-гигиенических навыков в ходе организации режимного момента» (питание) во второй младшей группе
  • Постолова Галина Борисовна. Статья 'Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников'
  • Сулье Кристина Владимировна. Конспект НОД по формированию культурно-гигиенических навыков «Аккуратный зайчик» во второй младшей группе.
  • Надежда Щукина. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с семьей
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Статья на тему: Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
  • Енина Евгения Ильинична. Культурно-гигиенические навыки — ценность, условия и особенности их формирования у детей дошкольного возраста
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Совместная театрализованная деятельность воспитателя, родителей и детей группы раннего возраста. Анкетирование как одна из форм работы по проекту.
  • Никонова Ксения Ильинична. Опыт работы 'Технология волонтерства как одно из средств развития навыков общения детей раннего и дошкольного возраста'.
  • Матвеева Дарья Алексеевна. Коммуникативная компетентность воспитателя как условие развития речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста.
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Малинина Анна Владимировна. Педагогическая статья «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Рябова Наталия Николаевна. Выявление и сопровождение одарённых детей в совместной деятельности воспитателя дошкольного учреждения, узких специалистов и родителей (законных представителей).
  • Чепикова Виктория Николаевна. Родительский клуб по теме: «Формирование социально-коммуникативных навыков общения у детей дошкольного возраста посредством клубной работы».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Пашедко Мария Рафиковна. Игра как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
  • Кулясова Юлия Алексеевна. Опыт работы «Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество»
  • Бржецкая Светлана Олеговна. 'Культурно – гигиенические навыки детей дошкольного возраста'
  • Опарышева Наталья Сергеевна. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Ефремова Марина Викторовна. Статья «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Балабанова Мария Геннадьевна. Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста
  • Людмила Михайловна Журавлёва. Использование игровых приёмов как средство формирования навыков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь