Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»

Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»

Автор: Литвинова Валентина Дмитриевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Росинка» город Черногорск, Республика Хакасия.

Описание работы:

Педагогами-психологами ДОУ г. Черногорска, был разработан проект «Знакомьтесь, это Я!», направленный на создание условий для успешной социализации и адаптации детей в условиях дошкольного образовательного учреждения, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста. Предлагаемый проект рекомендован к использованию педагогам-психологам и

воспитателям групп раннего возраста.

Новизной и отличительной особенностью проекта является комплексный подход к решению проблем адаптации детей к условиям детского сада с использованием информационных технологий. Участниками проекта являются не только воспитанники дошкольного образовательного учреждения, но и их родители и педагоги.

 

Скачать проект

Главная задача, которую решают в это время все участники педагогического процесса – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо, чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

Цель проекта: создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и ДОУ в системе организации адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задачи проекта:

  • способствовать укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их познавательной сферы в соответствии с возрастом, эмоциональному благополучию с учетом индивидуальных возможностей;
  • формировать у детей адекватные возрасту способы и средства общения с взрослыми и сверстниками;
  • приобщать детей к культурному наследию человечества: знакомить с сенсорными эталонами, образцами фольклора, художественной литературы, музыкальными произведениями и т.д.
  • создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям детского сада;
  • способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
  • применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.

Структура проекта:

Проект состоит из 2 блоков

  • Диагностический, состоящий из мониторинга адаптивных возможностей детей раннего возраста (Приложение 1) и развития познавательных способностей детей (Приложение 2).
  • Развивающий, состоящий из игровых комплексов с детьми.

Раздел I

Организация игровых комплексов

Цель — помочь детям успешно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Основная задача: преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к детскому саду.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Так как малыши нередко болеют и после нуждаются в повторной адаптации, то рекомендуется проводить игровые комплексы не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Требования к ведущему при проведении игровых комплексов:

  1. Знание возрастных, индивидуально-личностных особенностей детей.
  2. Эмоциональность, выразительность жестов, мимики и т.д.
  3. Искренность, артистизм, эмоциональная открытость, способность к импровизации.

Требования к организации игровых комплексов

Игровые комплексы проводятся по подгруппам (8 – 10 человек), 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий 10–15 минут. Комплектация групп свободная.

Требование к помещению:

  1. Помещение должно быть достаточно просторным, хорошо проветренным.
  2. Не должно быть острых углов и опасных предметов.
  3. Стулья должны быть легко перемещаемы и не скреплены друг с другом.
  4. Должна быть хорошая освещенность и звукоизоляция.
  5. Помещение должно быть оснащено ТСО (магнитофон, музыкальный центр,

мультимедийная установка или телевизор).

Предполагаемые результаты:

Психологический компонент:

  1. Формирование адаптивных механизмов у детей раннего возраста.
  2. Повышение уверенности в себе; развитие самостоятельности.
  3. Формирование положительного образа «Я».
  4. Снижение психоэмоционального напряжения.
  5. Создание благоприятного психологического климата в группе.

Социальный компонент:

  1. Формирование эмоционального контакта с взрослыми и сверстниками, направленного на сотрудничество.
  2. Обучение социально приемлемым способам поведения.

Образовательный компонент:

  1. Формирование сенсорных представлений (цвет, форма, величина).
  2. Развитие внимания, восприятия, памяти, речи, воображения.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений, чувства ритма.

Раздел II

Педагогическая мастерская «Гармония»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам

воспитания и развития детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Задачи:

  • формирование у педагогов способов эффективного взаимодействия с детьми и родителями направленного на оптимизацию адаптационного периода.
  • развитие личностно–ориентированной позиции по отношению к воспитанникам и родителям.
  • повышение теоретического уровня и практической подготовки педагогов по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
  • обмен опытом между членами педагогического коллектива.
  • повышение социально-психологической культуры педагогов.
  • развитие профессиональной рефлексии педагогов.

Примерные темы встреч просветительских мероприятий с педагогами

Играем вместе с детьми раннего возраста. 1 час.

Организация педагогического процесса в период адаптации. 1 час.

Формирование личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. 1 час.

Формирование социально-коммуникативных навыков у детей. 1 час.

Мудрость в повседневных контактах. 1 час.

Руководство игрой детей. 1 час.

Развитие познавательного интереса у детей третьего года жизни. 1 час.

Итого: 7 часов

Результатом реализации проекта является:

  • Успешная социализация ребенка раннего возраста на основе оптимизации детскородительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
  • Благоприятное воспитательно-образовательное пространство семьи и ДОУ в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.
  • Низкий уровень заболеваемости детей в период адаптации.
  • Достаточный уровень психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
  • Партнёрские, доверительные отношения между ДОУ и семьями воспитанников, активная позиция родителей и педагогов по отношению к процессу адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

Предлагаемый проект «Знакомьтесь, это Я!» рекомендован к использованию педагогампсихологам и воспитателям групп раннего возраста.

В заключение хочется еще раз отметить, что проблема адаптации стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна. Эта работа должна так организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее

адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым социальным условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Согласно ФГОС ДО программа «Знакомьтесь, это Я!» способствует реализации в воспитательном процессе самоценности раннего детского возраста как базисной основы последующего развития.

В данном проекте представлены организационные и методические вопросы, инновационные формы взаимодействия всех участников педагогического процесса, которые составлены с учетом современных исследований развития ребенка раннего возраста и специфики детскородительских отношений.

Список литературы

  1. ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17. 10. 2013
  2. ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29. 12. 2012
  3. Алямовская В. Г. Ясли – это серьёзно / В.Г. Алямовская – М.: «Линка-Пресс», 2000
  4. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/ Л.В. Белкина – Воронеж: «Учитель», 2006
  5. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина — СПб: «Паритет», 2009
  6. Волосова Е. Б. Развитие ребёнка раннего возраста / Е.Б. Волосова – М.: «Линка-Пресс», 1999
  7. Галигузова Л. Н. Ступени общения / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова – М.: «Интер», 1996
  8. Громова О.Н. Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей / О.Н. Громова, Т.А. Прокопенко – М.: ГНОМиД — 2010
  9. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития /Т. Н. Доронова, Е.В. Соловьева и др. – М.: Линка-Пресс, 2001.
  10. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина – М.: «Айрис Пресс», 2005
  11. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад / И.В. Лапина – Волгоград: «Учитель», 2012
  12. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком // Период раннего детства / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина – СПб: «ТЦ Сфера», 2010.
  13. Монина Г. Б. Проблемы маленького ребёнка / Г.Б. Монина – СПб: «Речь», 2010
  14. Пазухина И.А. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лети / И.А. Пазухина- СПб: «Детство — Пресс», 2010
  15. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению / А.С. Роньжина – М.: «Книголюб», 2009.
Просмотров: 824
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Филимонова Инга Алексеевна. «Коррекция тревожных состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ посредством сказкотерапии»
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Мягкова Елена Юрьевна. Проект «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Истомина Наталия Анатольевна. Программа коррекционно – профилактических занятий с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Здравствуй, детский сад!»
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Ахмерова Замзагуль Максутовна, соавтор: Грингаген Татьяна Валерьевна. Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие сенсорных способностей у детей раннего и младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр»
  • Ковалева Вероника Евгеньевна. Использование релаксационных методик для снятия психоэмоционального напряжения у детей в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
  • Куделина Любовь Григорьевна. «Создание оптимальных условий для воспитания и развития детей раннего возраста в адаптационный период»
  • Бабенкова Наталья Викторовна, Авдеева Марина Ивановна. Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»
  • Симонова Арина Игоревна. Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
  • Русанова Галина Ивановна. Проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Павленко Галина Павловна. Методические посиделки для педагогов «Развитие речи детей раннего возраста с использованием фольклора»
  • Агений Любовь Сергеевна. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
  • Павлова Инна Викторовна. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
  • Курбанова Эсмира Ибрагимовна. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Цах Маргарита Борисовна. Психолого-педагогический проект «Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь