Эффект самореференции. Как мозг сохраняет чувство «Я»?

Какие участки мозга отвечают за нашу способность формировать и поддерживать «Я»-идентичность, причем как в настоящий момент, так и в размышлении о себе в прошлом и будущем?

мозг и чувство идентичности
Возникновение ощущения «Я» и чувства идентичности в процессе работы мозга сегодня исследуют с помощью фМРТ.

Содержание

Модель нашего «Я» в мозге

Каждый день мы получаем новый жизненный опыт. Как следствие, формируются бесчисленные новые связи между нейронами мозга, приспосабливающие этот опыт к нашему «Я». Получается, будто каждый день мы заново собираем самих себя, а точнее — конструкцию своего «Я» во времени. А клеем, скрепляющим элементы этой конструкции, является наша память.

Но мы путешествуем не только в физическом времени. Каждый день мы совершаем ментальные путешествия в прошлое и будущее. Мы вспоминаем, какие были прежде, и представляем, какими будем в будущем.

В исследовании 2021 года, опубликованном в журнале Social Cognitive and Affective Neuroscience [1], авторы обнаружили, как определенная часть мозга помогает связать воедино мысли нашего настоящего и будущего «Я», и как его травмы приводит к нарушению чувства идентичности. Этот участок называется вентромедиальной префронтальной корой (vmPFC). И, похоже, создает модель нашего «Я» и помещает ее в ментальное (субъективное) время. Согласно исследованию, выполняя эту функцию, именно она может быть средоточием нашего самосознания.

Эффект самореференции (самоотнесения) — что это такое?

Психологи давно заметили, что наш разум обрабатывает информацию о нас самих иначе, чем о чем-либо другом. Так называемый «эффект самореференции» (или «эффект самоотнесения», self-reference effect) заключается в том, что касающаяся себя информация более привилегированная и важна в памяти, в сравнении с остальными воспоминаниями.

Эффект самореференции (SRE) — склонность людей кодировать в памяти информацию различным образом в зависимости от того, насколько она затрагивает человека лично.

Подобно «эффекту коктейльной вечеринки» (когда мы сосредотачиваемся на одном разговоре, игнорируя восприятия других голосов в шумной компании), наше имя или другая информация, связанная с самим собой, сильно привлекает наше внимание и обрабатывается намного быстрее. Например, когда участники оценивают слова как описывающие себя, они запоминают или узнают их лучше, чем если бы они описывали других.

Воспоминания о себе отличаются от так называемой эпизодической памяти, то есть категории воспоминаний о конкретных событиях и переживаниях, и семантической памяти — общих знаний о фактах окружающего мира, таких как цвет травы или характеристики времен года.

Нейронные корреляты эффекта самореференции

«Эффект самоотнесения» — возникновение ощущения «Я» в процессе работы мозга — сегодня активно изучают несколько исследовательских групп.

Например, в одном из исследований ученые использовали метод фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), который измеряет кровообращение в разных участках мозга, чтобы идентифицировать его области, которые активируются, когда мы думаем о себе. Это исследование установило, что так называемая медиальная префронтальная кора (mPFC) играет в этом процессе основную роль [2].

вентромедиальная и дорсальная префронтальная кора
Одной из наиболее активных областей, участвующих в эффекте самореференции, является медиальная префронтальная кора (mPFC).

Но mPFC отдельно делится на задний (дорсальный) и передний (вентральный) участки, которые во время мышления о себе играют разную роль. Дорсальная отвечает за различение себя и остальных людей и, похоже, является более функциональной, тогда как вентральная, похоже, больше связана с проработкой эмоций.

Роль вентромедиальной префронтальной коры (vmPFC)

В новом исследовании ученые использовали эффект самоотнесения, чтобы проанализировать, как люди мыслят о своем настоящем и будущем «Я». Для исследования выбрали семеро добровольцев, которые имели повреждения в участке вентромедиальной префронтальной коры, и сравнили их с контрольной группой из восьми человек, которые имели другие травмы мозга, а также 23 здоровых людей.

Сопоставляя эти группы, ученые смогли установить, влияют ли травмы в области vmPFC на «эффект самореферентности». Все участники накануне эксперимента прошли тщательную нейропсихологическую проверку, подтвердившую, что разные когнитивные навыки, в частности язык и кратковременная память, у них были в пределах нормы. Далее исследователи попросили их использовать прилагательные из списка, чтобы описать себя и одну из знаменитостей в настоящий момент и через 10 лет. Позже их попросили вспомнить эти черты.

Оказалось, что люди из контрольных групп могли вспомнить гораздо больше прилагательных, связанных с собой, чем со знаменитостью, причем как нынешними, так и будущими.

Следовательно, «эффект самореференции» распространяется как на настоящее, так и на будущее «Я».

Хотя в этих группах были некоторые отличия — люди с черепно-мозговыми травмами, например, были несколько менее способны вспоминать подробности о своем будущем Я, в сравнении с вполне здоровыми участниками, эффект самоотнесения все же применялся.

Однако участники с повреждениями vmPFC, независимо от временного контекста, практически не смогли упомянуть эту информацию. Припоминание прилагательных, связанных со знаменитостью, также было у них затруднено. Кроме того, они были менее уверены, что человек вообще может обладать устойчивыми чертами характера. Все это указывает на центральную роль vmPFC в формировании и поддержании идентичности.

Эти результаты интересны по нескольким причинам. Во-первых, поражения некоторых участков мозга позволяют ученым понять их нормальные функции. Поражение vmPFC связано с изменением личности, притуплением эмоций и конфабуляциями или ложными воспоминаниями. Хотя кто-то может воспринимать конфабуляцию как умышленное вранье, люди, рассказывающие такие истории, не осознают, что лгут. Их причиной являются скорее сбои в работе механизмов мониторинга и добычи воспоминаний. Во-вторых, это исследование позволяет выяснить, как взаимосвязанные воспоминания, необходимые для поддержания нашего чувства идентичности, зависят от функций vmPFC.

Почему наши прошлые «Я» кажутся нам чужими

А как насчет наших прошлых «Я»? Интересно, что в предыдущих исследованиях, в которых людей просили описать себя в прошлом, медиальная префронтальная кора активировалась не более чем при рассмотрении кого-то другого [3].

'ощущение собственного Я в прошлом и будущем
Наши прошлые «Я» кажутся нам чужими, будто мы когда-то были другими людьми.

Одна из интерпретаций этого эффекта заключается в том, что мы не слишком благосклонны к себе в прошлом и используем прошлые воспоминания, прежде всего, для построения позитивного образа себя нынешнего. Другими словами, поскольку мы можем распознавать недостатки в своем прошлом, мы склонны дистанцироваться от того человека, которым когда-то были [4].

Осознание личных изменений во времени и способность различать представления настоящего и прошлого «Я» имеют решающее значение для развития зрелого чувства идентичности.

Следовательно, внимание к настоящему и будущему играет центральную роль в понимании того, как наш мозг формирует нашу нынешнюю идентичность.

Наше «Я» в настоящем и будущем

Префронтальная кора, включающая mPFC, образует нейронную сеть, участвующую в планировании будущего [5]. Эта сеть включает гиппокамп — структуру мозга, которая играет центральную роль в формировании эпизодической памяти и отслеживает моменты во времени как последовательные события [6].

В одном из предыдущих исследований ученые обнаружили, что манипуляция с активностью гиппокампа влияет на воображение и творчество [7]. Отсюда следует, что обеспечивающие память структуры мозга также играют важную роль в восприятии будущего. Хотя мы часто размышляем о памяти как об «архиве» прошлых событий, ученые характеризуют ее скорее, как форму воображения.

Важность мышления о будущем воплотилась в мифологической фигуре Прометея, чье имя в переводе с древнегреческого означает «Провидец». Согласно мифу, Прометей слепил людей из глины и даровал им огонь и мастерство. Таким образом, он продемонстрировал силу воображения нового будущего.

Хотя среди ученых ведутся споры о том, является ли размышление о будущем исключительно человеческой способностью — например, такие птицы, как кустарниковые сойки, по-видимому, тоже предполагают и планируют будущие потребности в пище, — ясно, что рассуждения о будущем сыграло значительную роль в эволюции человека разумного.

Планирование будущего, вероятно, явилось толчком для развития речи. Именно язык играет ключевую роль в человеческих взаимодействиях, а вентромедиальная префронтальная кора критически важна для оценки и использования социального контекста. Благодаря новому исследованию мы теперь имеем лучшее представление о том, где в мозгу локализуется эта ключевая способность.

Источники

  1. Present and future self in memory: the role of vmPFC in the self-reference effect
  2. Medial prefrontal cortex and self-referential mental activity: Relation to a default mode of brain function
  3. Self-reflection across time: cortical midline structures differentiate between present and past selves
  4. Temporal differences in trait self-ascription: when the self is seen as an other
  5. Skipping ahead: A circuit for representing the past, present, and future
  6. Human Hippocampal Neurons Track Moments in a Sequence of Events
  7. Modulation of hippocampal brain networks produces changes in episodic simulation and divergent thinking
  8. How Our Brain Preserves Our Sense of Self
Просмотров: 312
Категория: Статьи » Психология Другие новости по теме:

  • Дэвид Либерман. Как узнать: человек действительно уверен всебе или хорошо играет роль?
  • Егор Горд. Как найти самого себя или Что такое внутренний голос?
  • Андрей Медведев. Влияние адаптации мозга к стимулам при исследовании на полиграфе их роль в оценке проводимых исследований.
  • Ассертивность: что это, для чего нужна и как ее обрести
  • Ирина Кобевко. Что он «несёт», или Как понять человека с первых слов?
  • За что отвечают гиппокамп и миндалевидное тело. - Функции мозга
  • Шопинг-терапия: что это и как она работает
  • Азим Турдыев. Что такое алкоголизм? Фермент алкогольдегидрогеназа и его роль
  • Том Зигфрид. Память, дофамин и энграммы: как забывание делает наш разум более эффективным
  • Ученые опровергли «эффект свидетеля» (эффект Дженовезе)
  • Лингвистическая относительность: как наш язык влияет на то, что мы видим
  • Рюта Кавашима. Как тренировать мозг, чтобы поумнеть. Развитие префронтальной коры
  • Верен ли эффект Флинна или Как изменяется IQ от поколения к поколению?
  • Николас Энкельманн. Что такое страх и как его перебороть?
  • Георгий Почепцов. Информация как оружие: как и почему она может представлять опасность
  • Это опасное чувство зависти: как перестать завидовать и защитить себя от завистников
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Роксолана Гнатюк. Как защитить себя от других и самого себя?
  • Почему человек зевает и что значит, когда зеваешь?
  • Как мозг реагирует на роботов? Эффект зловещей долины
  • Рюта Кавашима. Развитие префронтальной области головного мозга
  • Р. Мендиус. Что такое эмпатия и как ее развивать
  • Почему чешется? Что означает чесание у людей?
  • Анна Жилина. Что такое стресс и как с ним бороться? Преодоление стрессов
  • Анатолий Гершов. Рожденные недовольными. Почему так трудно жить сегодняшним днем и радоваться тому, что имеешь
  • Восемь подсознательных ошибок мозга и как их избежать
  • Азим Турдыев. Воспитание. Что это такое?
  • Мозг и оптимизм: как орбитофронтальная кора влияет на оптимистичное восприятие
  • Анна Сенина. Эффект конфетной фабрики и ангедония. Как инфантилизм связан с депрессией
  • Леонид Кроль. Харизма лидера — что это такое



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь