Ёрова Татьяна Викторовна. Интеллектуально – творческая игра с педагогами «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Интеллектуально – творческая игра с педагогами «О русских обычаях, традициях и народном творчестве»

Ёрова Татьяна Викторовна старший воспитатель, МБОУ «СОШ № 4» (дошкольные группы) г. Еманжелинск, Челябинская область

Для проведения игры– тарелочки с именами, приготовлены бейджики с надписями тем. Воспитатели по очереди выбирают тарелочку, определяют тем самым себе имя для участия в игре (далее она послужит для складывания фишек, выигранных в процессе игры), вытягивают бейджики определяют тему, по которой будут заданы вопросы, цветок – ромашка с номерами на каждом лепестке. Каждый педагог отрывает по одному лепестку от ромашки, тем самым определяя порядковый номер выбранной им темы

Темы:

  • декоративно-прикладное искусство
  • русская кухня
  • быт русского народа
  • русские народные праздники
  • славянская мифология (былины)
  • язык наших предков

Звучит народная музыка, у педагогов на плечах платки, и другие элементы народной культуры. Садятся по обе стороны стола. На столе самовар, бублики, чай.

  • Здравствуйте гости дорогие. Очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать, как?
  • Вот, например, в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. (педагоги здороваются друг с другом)
  • Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки.
  • Жители Крайнего Севера трутся носами. (педагоги здороваются друг с другом)
  • Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. (педагоги здороваются друг с другом

В ближайшие несколько минут вы станете участниками увлекательной интеллектуально — познавательной игры «О русских обычаях, традициях и народном творчестве».

 

Старинная мудрость напоминает нам:

«Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего».

Для меня Россия – это речка синяя

И над синей речкой потемневший мост.

Если меня спросят:

- Что же в том красивого?

Я отвечу просто:

- Здесь я рос.

Выберите одну из тарелочек, лежащих перед вами. На обратной стороне тарелочки, написано старое забытое русское имя. На протяжении всей игры это имя будет вашим.

Агриппина – родившаяся ногами вперед

Акулина – орлиная

Глафира – гладкая, утонченная, изящная

Гликерия – сладкая

Капитолина – головастая, упрямая

Матрёна – знатная женщина

А теперь я попрошу каждого педагога выбрать себе бейджик и оторвать лепесток у ромашки, тем самым вы выбираете тему и порядковый номер темы.

Народное декоративно – прикладное искусство

  1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их (красный, желтый, золотой)
  2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственного изготовления, которое невеста брала на посиделки. Что это? (прялка)
  3. На Руси был распространён берестяной промысел. Когда мастера делали заготовку бересты (В период сокодвижения, когда береста прочная и мягкая)
  4. Что такое колт? (Височная подвеска)
  5. Афанасий Никитич, отправляясь в Индию, вёз на продажу меха, железные изделия и «узорочьё». Что это такое? (браслеты, бусы – украшения)
  6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите её. (Богородская игрушка)

Русская кухня

  1. Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб)
  2. Назовите самое главное угощенье во время древнерусского праздника – «Масленица» (Блины)
  3. Как назывался распространённый на Руси тёплый напиток из трав с мёдом? (Сбитень)
  4. Какое блюдо солят трижды? (пельмени: соль кладут в тесто, начинку и при варке)
  5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой)
  6. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

Быт русского народа

  1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство (лучина)
  2. Какая самая распространенная на Руси обувь (лапти)
  3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую (Братина)
  4. Чем определялась длина полотенец в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
  5. Русский сосуд самобытной формы для питья, не встречавшийся ни в одной из других стран мира. (Ковш)
  6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

  1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
  2. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
  3. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
  4. Назовите весенние русские праздники (Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха)
  5. Почему катание с гор в праздник Масленицы ребята соревновались, кто прокатится дальше? Что за примета? (Кто прокатится дальше у того лён вырастет длиннее)
  6. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (масленица)

Славянская мифология. Русские былины.

  1. Назови столицу былинной Руси (Стольный Киев-град)
  2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)
  3. К кому перешёл меч — кладенец Святогора? (к Илье Муромцу)
  4. Кому из Русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)
  5. Где произошла первая встреча Садко с морским царём? (на берегу Ильмень-озера)
  6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Язык наших предков

Назови современное значение старославянских слов

  1. Полузимник, грудень (ноябрь +, декабрь, январь))
  2. Тризна (русский головной убор, пир в память умершего+, часть избы)
  3. Отрок (ребёнок – подросток, отверженный от церкви, младший воин в дружине.)
  4. Веверица (птица – вьюн, белка, колесница)
  5. Елдаечки (Пшеничные лепёшки + Старинные женские украшения Качели.)
  6. Полтина (монета достоинством 5 рублей, монета достоинством 50 копеек, мера измерения земельной площади)

- «Дело мастера боится».

Русский народ был очень трудолюбив, и помогали нашим предкам в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вот сейчас мы с вами должны найти орудие труда, назвать его и показать, как оно использовалось.

(Картинки: коромысло, ухват, прялка, рубель, веретено, чёски)

Чёрная шкатулка

Задание: Отгадать, какой бытовой предмет находится в чёрном ящике. Этот предмет появился в России в 1833-37гг. Стоил он дорого и был доступен далеко не всем. Предмет изготовлялся в соответствии с ГОСТ 1820-2001. Этот предмет был представлен даже на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. Музеи этого предмета существуют в Швеции, Швейцарии и Германии. Небольшой музей есть и в России – в г. Рыбинске. Без этого предмета мы не можем обойтись и в наше время. Предмет имеет длину 5см. (спички)

«Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок.

  1. Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности? ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
  2. В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? ( «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
  3. В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? ( «Царевна-лягушка».)
  4. Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? ( «Заюшкина избушка»)
  5. В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? ( «Репка»)
  6. В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? ( «Волк и семеро козлят»)

«Гонка за лидером»

Игрокам набравшим наименьшее количество баллов задают дополнительные вопросы по теме.

Русская народная игра «Бирюльки»

Многие слышали такое выражение «играть в бирюльки». В основном оно упоминается, тогда, когда человек не чем не занят, бездельничает, но это не так.

Играть в бирюльки очень полезное занятие, особенно для детей:

  • во время игры ребенок учится общаться с другими игроками
  • учится правильно распределять и концентрировать свое внимание
  • учится терпению, усидчивости, аккуратности

- детали игры настолько мелки, что манипуляции с ними являются прекрасной тренировкой для детской руки, для развития мелкой моторики.

Правила игры: Бирюльки высыпают на стол кучкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек.

Создаем коллективный макет Русская изба – горница

  • Русская изба просторна да хороша,

В гости всех приглашает она.

  • В избе комната одна,

Горницей названа она.

  • `Один угол русская печь занимала,

Семью от бед оберегала.

Этот угол печным называли,

Царством женщин считали.

Здесь хозяюшки колыбельку качали,

В тепле старые да малые обитали,

Возле печки дети играли,

На полатях в тепле спали.

(полати – это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце 19 в начале 20 веков полати исчезли, появились кровати)

  • Второй угол избы напротив печи.

Здесь женщины и девицы на лавках сидели.

Пряли да ткали,

Шили да вышивали,

Всю семью одевали.

  • Третий угол избы

По диагонали от печи

Хозяева избы почитали

Красным углом его называли.

Здесь душа избы обитает,

Всю семью объединяет.

Гостей в красный угол провожают,

За стол на лавки сажают,

Да хлебом, солью угощают.

  • Четвертый угол мужской,

Этот угол не простой.

Здесь лавка – коник стоит,

Инструменты хозяин хранит.

Вечерами мужчина на лавке сидит,

Для хозяйства что-то мастерит.

  • Не красна изба углами,

А красна пирогами.

Пришло время угощения

Ёрова Татьяна Викторовна

старший воспитатель,

МБОУ «СОШ № 4» (дошкольные группы)

г. Еманжелинск, Челябинская область

Просмотров: 263
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Шерстобитова И.А. Каменева Н.А.. «Русская изба просторна да хороша. В гости всех приглашает она».
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Былкова Татьяна Юрьевна. Что такое хатха-йога и для чего она нужна дошкольнику?
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Шилова Светлана Анатольевна. Что такое народная игрушка? (консультация для родителей и воспитателей)
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Маврина Людмила Юрьевна. Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Железнова Татьяна Юрьевна. Дидактический материал для детей по теме «Кто где живёт?» (предмет «Окружающий мир»)
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Зимнухова Татьяна Валентиновна. Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна».
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Протасова Любовь Юрьевна. Консультация для родителей 'Что такое три года?'
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Никонова Ульяна Юрьевна. «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Холодова Наталья Владимировна. Проект и мини-музей «Русский самовар и чаепитие на Руси»
  • Савиных Елена Анатольевна. Что такое ритмика и в чем её польза для развития дошкольников?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь