Программа работы психолога в пионерском лагере

Е.И. Рогов

Становление психологической службы в системе народного образования связано с оптимизацией процесса психического развития детей в различных условиях обучения и воспитания. Однако необходимая психологическая помощь традиционно оказывается лишь в связи с учебным (или воспитательным – в детском саду) процессом и в интервале учебного года; опыт работы школьного психолога в период школьных каникул пока еще очень мал. Сложилась парадоксальная ситуация, что именно в то время, когда имеются максимальные возможности для создания ребенку психологически благоприятных условий для отдыха, возможности для оказания полноценной психологической помощи – он оказывается лишен их. Особенно отчетливо это проявляется в системе организованного детского отдыха и прежде всего в работе пионерских лагерей, которые оказались полностью лишены внимания психологов.

Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психологической службы, при разработке программы которой необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей школьников, в работе психологической службы должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, экспериментально выявленные в условиях пионерского лагеря.

Выдвинутые посылки позволяют разбить всю работу психолога в пионерском лагере в соответствии с ее основной направленностью на несколько условных периодов или этапов. Среди них можно выделить:

Подготовительный этап (от 14 до 21 дня до начала лагерной смены).

Цель: Обеспечение пионерского лагеря квалифицированным персоналом воспитателей, разработка программы психологической поддержки всех членов лагерной дружины, психологическое обоснование общих мероприятий.

Рекомендуемые методики и приемы: Личностные тесты; анкета интересов; оценка коммуникативных возможностей; беседа; лекции; деловые игры и др.

Деятельность психологической службы на подготовительном этапе является одним из самых ответственных моментов, так как в зависимости от того, какая психологическая программа будет реализована в этот короткий период, во многом зависит вся последующая жизнь пионерского лагеря. В связи с большим объемом работы на данном этапе целесообразно использовать помощь психологических хозрасчетных центров, отделений общества психологов, кафедр психологии учебных заведений и т.д. Одной из первоочередных задач, стоящих перед психологической службой является психодиагностика и отбор сотрудников на должности воспитателей и вожатых пионерских отрядов. При этом следует учитывать такие параметры как ценностные ориентации, коммуникативные качества, отношение к детям, а также соответствие личных интересов будущего сотрудника профилю лагеря или данного конкретного отряда.

Дальнейшая работа проходит с сотрудниками, зачисленными в штат пионерского лагеря, так как именно им предстоит стать помощниками психологической службы и проводниками ее влияния в отрядах. С целью повышения психологической культуры отобранный персонал обучается основам возрастной психологии и психологии детского коллектива по специальной программе, включающей лекции и практические занятия, построенные на игровых принципах или по типу разбора сложных ситуаций, возможных в лагерной жизни. Одновременно персонал изучает основы психической саморегуляции, приемы управления своим внутренним состоянием и состояниями детей.

Кроме того обязательным условием успешной работы психологической службы является понимание каждым сотрудником задач психолога в пионерском лагере, а также обучение воспитателей простейшим навыкам-алгоритмам проведения первичных психологических обследований и формам передачи данных в психологическую службу.

Психолог также должен принимать участие в оценке предполагаемых мероприятий с целью последующей выдачи рекомендаций об их распределении в смене в соответствии с эмоциональной насыщенностью. Целесообразно также включение психологов в группу, отвечающую за интерьер помещений с учетом их функционального назначения. Вероятно, сюда же следует отнести встречу психолога с родителями детей, во время которой он сможет объяснить важность связи с домом посредством писем, как своеобразной психологической поддержки.

Этап формирования отрядов (с первого по третий день от начала смены).

Цель: Распределение детей по отрядам, определение лидеров, организация интенсивного знакомства.

Рекомендуемые методики и приемы: Экспресс-методики (выявляющие тенденции доминирования), беседа, наблюдение, социометрия и т.д.

После приезда в пионерский лагерь наиболее общей психологической проблемой, стоящей перед его руководством, является разделение детей по отрядам. Естественно, что выбор классификации, по которой весь состав лагеря будет разбит по отрядам, должен быть осуществлен еще на подготовительном этапе, в соответствии с этим психологическая служба должна подобрать в каждый конкретный отряд воспитателя и вожатого, обладающих определенными умениями и навыками, которые будут соответствовать потребностям детей отобранной группы.

Традиционно в качестве критерия дифференциации выступали возраст ребенка или класс, в котором он учится. Конечно, нельзя не согласиться, что данный вид разделения является наиболее простым и удобным для воспитания. Однако при этом совершенно не учитывается то, что некоторые разновозрастные дети давно знают друг друга, живут в одном дворе, учатся в одной школе или даже являются родственниками и живут в одной семье. Кроме того, определенные связи и отношения устанавливаются между ребятами по пути следования в лагерь, и это также может предопределить их стремление быть вместе. Естественно, что деление детей по взаимным симпатиям и тяготениям значительно сокращает период адаптации, сохраняет самооценку, повышает психологическую защищенность ребенка и поэтому в компании знакомых детей он чувствует себя менее одиноким. Другими способами образования отрядов могут быть распределение детей по интересам и увлечениям («певцы», «спортсмены», «художники» и пр.), по территориальному признаку (общая школа, район, город) и пр.

Просмотров: 13443
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Беспроблемный ребенок»
  • Байка «Леворукий ребенок»
  • Байка «Останься отец мой в живых, он повис бы на мне всей тяжестью и раздавил бы меня»
  • Деловая игра
  • Деловая игра «Анкетный социологический опрос»
  • Деловая игра «Зона комфорта»
  • Деловая игра «Формирование целей и функций системы управления персоналом организации»
  • Задача «Моделирование системы оплаты труда»
  • Задача «Определение логической последовательности выполнения функций»
  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Карабас»
  • Игра «Новый город»
  • Игра «Поиск общих свойств»
  • Игра «Профконсультация»
  • Игра «Сессия»
  • Игра «Эмоции»
  • Игра-проект для педагогов
  • Комплекс игр для работы с детьми СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)
  • Организационная структура занятия по педагогическому тренингу
  • Педагогический тренинг для учителей начальных классов (программа практических занятий)
  • Практикум «Повышение доверия к другим и себе как профилактика конфликтности»
  • Программа «Я вижу мир» для индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с патологий зрения
  • Программа адаптационного периода для учащихся 5-х классов
  • Программа занятий в сенсорной комнате «Маленький принц» для детей 6-12 лет с синдромом гиперактивности и дефицита внимания
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Процедура «С три короба»
  • Психологическое занятие «Мотивация»
  • Требования к составлению программы социально-психологического тренинга
  • Упражнение «Коллажирование на свободную тему»
  • Упражнение «Чемодан»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь