Программа адаптационного периода для учащихся 5-х классов

Логика развития адаптационного периода 5-классников в средней школе предполагает значительную долю их самостоятельной, специально организованной творческой деятельности; а поскольку референтной группой для данного возраста является группа сверстников, то ребятам важно предоставить возможность все нормы и правила на новом этапе школьной жизни выработать самим на основе конкретного опыта «здесь и сейчас».

Работу целесообразно организовать по принципу тренинговой группы, но так, чтобы у ребят была возможность работать как со всем классом, так и в микрогруппах с постоянно меняющимся составом. Продолжительность работы группы – в течение 4 дней по 1-1,5 часа. Группу может вести психолог или преподаватель, прошедший подготовку.

Первый этап адаптационного периода пятиклассников был посвящен знакомству учеников друг с другом. Ребята делятся тем, что они больше всего любят и ценят в других людях и в себе, чем им нравится заниматься, как они чувствуют себя в школе и пр. На этом этапе ребята ищут нечто общее между собой и уникальное, непохожее, своеобразное – в каждом. Очень важно с первых минут в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Так как для младшего подросткового возраста характерны потребности в самореализации и самоутверждении, то ряд заданий целесообразно предложить в форме драматизации и творческой дискуссии – поиска. На этом этапе целесообразно партнерское участие основных преподавателей-предметников и классного руководителя, которые на равных с ребятами рассказывали бы о себе, своей жизни, своих увлечениях.

Во втором этапе адаптационного периода ребятам надо представить возможность взаимодействовать в больших и малых группах сменного состава и вырабатывать собственные правила, облегчающие действия сообща. Так, в одной из школ удалось разработать дифференцированные правила для различных видов взаимодействия – интеллектуального, творческого, трудового и др. Среди общих правил появились, например, такие: «Надо работать сообща, выслушивая друг друга и сверяя версии», «Быть благодарным» (т.е. дарить благо другим, если возникла такая потребность, не забывая о вкладе каждого в общее дело). Все правила конструировались в позитивной форме (что делать) без «не», так как иначе неосознанно утверждается и возможность противоположного отрицательного действия (например, «не драться», следовательно, нерадивый школьник может и подраться). Важным было то, что эти правила формулировались на основе собственного конкретного опыта, а их необходимость и значимость обсуждались специально, уточнялся смысл понятий. Таким образом, одновременно с рождением способов оптимального взаимодействия происходило принятие созданных правил. Еще одной значимой содержательной частью данного этапа может быть создание портрета настоящего школьника. Ребята определяли качества и свойства личности настоящего школьника и соответствующие этим качествам формы их проявления в поведении, действиях ученика по отношению к себе и другим людям, делу. Школьники могут иллюстрировать свою аргументацию драматизацией.

Третий этап адаптационного периода 5-классников должен быть связан с утверждением и осознанием появления нового сообщества – класса. На этом этапе ребята создают автопортрет своего класса. Это может быть – коллективный рисунок: «живые картинки», устная презентация своего коллектива. Главное, чтобы работа была организована таким образом, чтобы каждый человек внес в общее представление свое индивидуальное видение, участвовал в нем. На этом же этапе распределяются поручения в классе. Заключительный этап происходит уже как мероприятие для параллели 5-х классов, и презентации классов могут быть завершены участием всех классов либо в «Веселых стартах», либо в каком-то другом мероприятии.

Эмоциональное переживание за успех своей команды укрепит чувства сопричастности и разделенной ответственности за общее дело.

Просмотров: 4110
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Деловая игра
  • Деловая игра «Как вы думаете?»
  • Деловая игра для подростков «Дебаты»
  • Игра «Ассоциация»
  • Игра «Ветеран» – «Бездельник»
  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Дорогой длинною...»
  • Игра «Защити свой выбор»
  • Игра «Классы»
  • Игра «Кто есть кто?»
  • Игра «Найди предмет»
  • Игра «Профконсультация»
  • Игра «Разведка»
  • Игра «Составь слово»
  • Игра «Цветной стул»
  • Игра «Целительное слушание»
  • Игра «Я – настоящее»
  • Игра-проект для педагогов
  • Организационно-деятельностная игра «Город коррупции»
  • Правила поведения на занятиях
  • Правила работы в группе
  • Программа работы психолога в пионерском лагере
  • Психологическое занятие «Мотивация»
  • Техника «Каракули и метаморфозы» (А. Копытин)
  • Тренинг умения вести разговор
  • Упражнение «Единый ритм»
  • Упражнение «Мотивация»
  • Упражнение «Разотождесталение»
  • Упражнение «Таня, я с пум-пум-пумом?»
  • Упражнение «Тренинг умения вести разговор»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь