Программа «Я вижу мир» для индивидуального сопровождения детей младшего школьного возраста с патологий зрения

Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка. В этом время резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные зрительным дефектом. У детей с нарушением зрения зрительное восприятие протекает в условиях обедненной зрительной среды, они испытывают серьезные трудности в определении цвета и цветового тона, яркости, контрастности, а также формы, величины и пространственного расположения предметов. Детям сложно различить нескольких объектов, одновременно опознать их. Недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет учебно-познавательную деятельность. Трудности связаны как с темпом учебной работы, так и с качеством выполнения учебных заданий. Все это неизбежно ведет к низкой успеваемости, а ситуация неуспеха зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может стать причиной формирования отрицательных качеств личности детей.

Программа «Я вижу мир» является дополнительной, обеспечивающей индивидуальное сопровождение детей младшего школьного возраста с патологий зрения. Она может быть реализована дефектологом, психологом или педагогом, которые специально подготовлены для работы с детьми в условиях оборудованной сенсорной комнаты.

В программе используются методики групповой и индивидуальной коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Работа может проводиться с детьми и коррекционных, и общеобразовательных классов начальной школы.

Цель программы – коррекция и развитие зрительного восприятия у младших школьников с нарушением зрения с помощью оборудования сенсорной комнаты.

Задачи программы:
  • развивать и совершенствовать предметность восприятия детей через уточнение их зрительных предметных представлений;
  • учить детей узнавать предметы, предложенные для восприятия в разных вариантах, выделять признаки опознания предметов;
  • совершенствовать способы зрительного обследования предметов;
  • через освоение пространственных представлений развивать у детей восприятие глубины пространства, способность в нем ориентироваться;
  • совершенствовать зрительно-моторную координацию детей с нарушениями зрения.
Основные этапы организации работы:
  1. Предварительный этап:
    • изучение анамнеза каждого ребенка в классе;
    • заполнение карты развития ребенка.
  2. Диагностический этап:
    • выявление уровня развития зрительного восприятия каждого ученика в классе;
    • получение объективных данных о состоянии зрительного восприятия и зрительных функций, которые подлежат в дальнейшем коррекционно-развивающему воздействию.
  3. Коррекционно-развивающий этап:
    • осуществление коррекционно-развивающей работы с применением специальных психолого-педагогических средств и оборудования для коррекционных занятий по развитию и коррекции зрительного восприятия через индивидуально-групповую работу;
    • динамическое наблюдение учеников специалистами психолого-педагогического сопровождения.
  4. Заключительный этап:
    • отслеживание динамики развития зрительного восприятия школьников.

Программа «Я вижу мир» включает 10 занятий, направленных на коррекцию и развитие зрительного восприятия. Первое и последнее занятия – диагностические.

Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность занятия 30-40 мин, через каждые 10 мин проводится зрительная гимнастика или физминутка.

На каждом занятии упражнения повторяются с использованием более сложного материала и в новых условиях с учетом индивидуальных особенностей детей.

Примерная структура занятия:
  1. Организационная часть. Игры и упражнения, помогающие снять психоэмоциональное напряжение, развить коммуникативные способности.
  2. Содержательная часть:
    • игры, упражнения, задания на восприятие признаков и свойств предметного мира;
    • задания, развивающие активность, целостность, константность, дифференцированность восприятия на основе наглядно-практических, наглядно-образных действий с использованием оборудования сенсороной комнаты.
  3. Заключительная часть. Подведение итогов.
Просмотров: 7115
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Гений – это терпение»
  • Игра «Аплодисменты»
  • Игра «Мячи»
  • Игра «Найди свой цвет»
  • Игра «Поиграем с предметами»
  • Игра «Развитие зрительной памяти»
  • Игра «Разноцветные машины»
  • Игра «Слепой»
  • Игра в лото «Какого цвета?»
  • Игра для студентов (будущих педагогов) «Проницательность в труде учителя начальных классов»
  • Игра-проект для педагогов
  • Конспект занятия на тему «Развитие сенсомоторики детей раннего дошкольного возраста»
  • Практикум «Повышение доверия к другим и себе как профилактика конфликтности»
  • Программа «Прямая спинка и человек – картинка»
  • Программа занятий в сенсорной комнате «Маленький принц» для детей 6-12 лет с синдромом гиперактивности и дефицита внимания
  • Программа работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты «Удивительный знакомый мир»
  • Программа реабилитационной направленности для подростков и молодежи с дезадаптивным поведением «Жизненные навыки»
  • Развитие восприятия детей младшего дошкольного возраста
  • Сформированность представлений о «схеме тела». Я и пространство вокруг меня.
  • Упражнение «Волшебный мешочек»
  • Упражнение «Кто больше увидит»
  • Упражнение «Наблюдательность»
  • Упражнение «Оркестр»
  • Упражнение «Презентация мира»
  • Упражнение «Разговор по телефону»
  • Упражнение «Разноцветные кубики»
  • Упражнение «Рыбки в бассейне»
  • Упражнение «Соберемся под елочкой»
  • Упражнение «Телевизор»
  • Упражнение «Узнай лицо»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь