Светлана Евгеньевна Большакова. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет

Рабочая учебная программа по дополнительному образованию  «Математическая игротека» для детей 4-7 летРабочая учебная программа по дополнительному образованию «Математическая игротека» для детей 4-7 лет (составитель: старший воспитатель Большакова С.Е.) г. Сыктывкар, 2014
Цель программы:
Всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие логического мышления.
Задачи:
1. Развитие логических способностей
2. Формирование образного мышления
3. Развитие зрительной и слуховой памяти
4. Формирование умения анализировать, сравнивать, группировать и обобщать.
5. Формирование умения последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
6. Развитие у детей основ конструирования и моделирования
7. Формирование творческой активности
8.Активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.
Содержание:
Задачи программы I года обучения
- Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.
- находить пропущенную фигуру
- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты
-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности.
-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук
I год обучения 35 занятий
Программное содержание
1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, стихи-шутки.
2. Игры-головоломки со счетными палочками первой группы в определенной последовательности (составление геометрических фигур)
3. Логические задачи (найди ошибку, какая фигура следующая, какая фигура здесь лишняя и почему, найди чем отличаются и т.д.)
. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка».
Игры проходят в 4 этапа:
- ориентировка на образец
- ориентировка на часть образца
- ориентировка на контурное и силуэтное изображение
- творчество детей
5. Палочки Кюизенера (второй этап)
6. Блоки Дьенеша
7. Квадраты (двухцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 1 и 2 уровень)

Итого: 35 занятий

Задачи программы II года обучения

- Упражнять детей в умении составлять геометрические фигуры из определённого количества палочек пользуясь приемом пристроения к одной фигуре, взятой за основу другой; самостоятельный поиск путей составления фигур на основе предварительного обдумывания хода решения; умение высказывать предположительные решения, догадываться; учить запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями, умение предоставить возможные изменения в фигуре.

-развитие у детей умения осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; развитие логического мышления, смекалки и сообразительности при решении логических задач на поиск недостающих в ряду фигур.

- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.

-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,?, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.

-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук

-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум свойствам.

II год обучения 35 занятий

Программное содержание

1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.

2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи на смекалку второй и третьей групп, преобразование одной фигуры в другую, изменение количества квадратов и фигур)

3. Логические задачи (поиск недостающих в ряду фигур по горизонтали и вертикали)

4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор».

Игры проходят в 4 этапа:

- ориентировка на образец

- ориентировка на часть образца

- ориентировка на контурное и силуэтное изображение

- творчество детей

5. Палочки Кюизенера (второй этап)

6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.

7. Квадраты (двухцветные, четырехцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 1 до 10, от 10 до 20)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 2 и 3 уровень)

11. Игры с двумя обручами (блоки Дьенеша).

12. Часы

Итого: 35 занятий

Задачи программы III года обучения

- Учить сочетать практические и мысленные пробы или только в плане умственного действия – в уме, с обоснованием хода решения; упражнять детей в умении осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана, частичном мысленном решении задачи; планировать в уме полный или частичный ход решения, представлять изменения которые произойдут в фигуре в результате преобразования; высказывать предположения.

- Учить выделять признаки отличия одной группы фигур от другой

- Учить конструировать на плоскости разнообразные предметные силуэты, собирание картинок по уменьшенному силуэтному изображению, зарисовывать придуманную и собранную картинку, обведя ее по внешнему контуру и т.д.

-Упражнять в  плоскостном и объемном моделировании, выкладывать из палочек объекты сюжетной картинки, развитие творческих способностей, самостоятельности; освоение количественного и порядкового счета, сравнение по длине и высоте с использованием знаки >,<,=,?, арифметических действий, состава числа из единиц, из двух, трех меньших чисел, составление задач по моделям, образование чисел второго десятка, кодирование и декодирование, моделирование многоугольников, ориентировка на плоскости.

-Совершенствование внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно-логической памяти, мелкой моторики рук

-Формирование логической операции, обозначаемой союзом «И», классификация по двум-трем

свойствам;

III год обучения 35 занятий

Программное содержание

1. Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, логические концовки, считалки, задачи в стихотворной форме.

2. Игры-головоломки со счетными палочками (задачи решаются с сочетанием практических и мысленных проб или только в плане умственного действия – в уме, и обоснованием хода решения)

3. Логические задачи (задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой)

4. Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (игры-головоломки (геометрические конструкторы): «Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»

Игры проходят в 4 этапа:

- ориентировка на образец

- ориентировка на часть образца

- ориентировка на контурное и силуэтное изображение

- творчество детей

5. Палочки Кюизенера (второй – третий этап)

6. Задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, задачи типа матричных, на поиск недостающей в ряду фигуры и т.д.

7. Квадраты (четырехцветные) Воскобовича.

8. Математические корзинки Воскобовича (счет от 10 до 20)

9. Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

10. Игры Никитина (сложи квадраты, 3 уровень)

11. Игры с тремя обручами (блоки Дьенеша).

12. Игры на составление объемных фигур из кубиков (Куб-хамелеон, Кубики для всех)

Итого: 35 занятий

Ожидаемые результаты:

I год обучения

Уметь анализировать и обследовать зрительно-осязательным способом, уметь конструировать,

Моделировать, пространственно и логически мыслить, с развитой мелкой моторикой рук.

II года обучения

Уметь самостоятельно искать пути решения задач, обдумывать, высказывать предположительные решения, догадываться; запоминать и осмыслять характер преобразования и результат, и постоянно в ходе поиска решения соотносить его с предполагаемыми или уже осуществленными изменениями;

осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по двум свойствам.

III года обучения

- Уметь сочетать практические и мысленные пробы , осуществлять операции в уме; высказывать предположения,выделять признаки , конструировать, моделировать, быть творческой и самостоятельной личностью. Использовать знаки >,<,=,?, осуществлять арифметические действия, составлять задачи по моделям, кодировать и декодировать

- Осуществлять последовательные умственные действия, анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать; конструировать, анализировать, моделировать, пространственно и логически мыслить, обобщать, исключать, классифицировать предметы. Совершать логические операции по трем свойствам, пространственно и логически мыслительного.

Оценка деятельности дошкольников.

Тестовые задания проводятся для групп II и III года обучения. За каждое выполненное задание ребенок получает 1 балл. II год обучения 5 тестовых заданий максимальное количество баллов – 9, III год – 18 баллов за 8 тестовых заданий.

Подсчет результатов:

II год

0-3 балла – низкий результат

4-6 баллов –средний результат

7-9 баллов – высокий результат

III год

0-6 баллов – низкий результат

7-12 баллов –средний результат

13-18 баллов – высокий результат

Условия реализации дополнительной образовательной программы «Математическая игротека»:

Учебные пособия:

-Дополнительная образовательная программа «Математическая игротека»

Учебно – методические пособия:

-Тарабанина Т.И., Детям о времени.  Ярославль: 1996 г.,

-Соколова Ю., Тесты на готовность к школе ребенка 6-7 лет, М.-2002г.

-Столяр А.А. Давайте вместе поиграем, Игры с логическими блоками Дьенеша, СПб.

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Спасатели приходят на помощь: схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты,

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) Поиск затонувшего клада,

-Финкельштейн Б.Б., Блоки Дьенеша для старших (5-8 лет) праздник в стране Блоков

-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Мышление и моторика, М.-1997г.

-Колесникова Е.В., Готов ли ваш ребенок к школе? Речь и математика, М.-1997г.

-Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В., Я готовлюсь к школе, М.-1996г.

-Новикова В.П., Тихонова Л.И., Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера: раздаточный материал для работы с детьми 3-7 лет.

Материально-техническое обеспечение:

- Кубики Никитина: Кубики для всех, Уникуб

- игры Никитина: Сложи квадрат

- счетные палочки

- Логические блоки Дьенеша

- Цветные счетные палочки Кюизинера

- Геометрические конструкторы: «Листик», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Т-образная головоломка», «Сфинкс», «Волшебный круг», «Волшебный квадрат», «Вьетнамская игра», «Прямоугольники», «Пифагор»,

«Гексамино», «Пентамино», «Архимедова игра», «Танграм»

-макеты часов

-плоскостные обручи

-квадраты Воскобовича

-таблицы на поиск недостающей фигуры

-таблицы на нахождение главного признака/отличия

- Математические корзинки Воскобовича

- Конструктор цифры «Волшебная восьмерка», «Восьмерка»

Просмотров: 346
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Войцешко Ольга Михайловна. Конспект по математике в подготовительной к школе группе Тема: Число 7 и его состав, ориентировка на листе бумаги, ориентировка во времени, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
  • Редактор. Логические задачи для детей, загадки и шутки
  • Редактор. Логические задачи для детей
  • Редактор. Занимательные задачи. Задачи в стихах
  • Редактор. Логические задачи. Для 4 - 8 классов
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Людмила Маслова. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения в младшем дошкольном возрасте» Программа «От рождения до школы»
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Козуб Вера Александровна. Конспект проведения игры – развлечения с использованием логических фигур: «Кот и мыши»
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'
  • Редактор. Развивающие задачи для детей
  • Евдокимова Людмила Юрьевна, Плотникова Ирина Александровна. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША И ПАЛОЧКАМИ КЮИЗЕНЕРА «НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
  • Редактор. Задачи для детей
  • Сёмина Наталия Андреевна. Программа развивающих занятий «Сказочные игры» (познавательное развитие). Для детей 2-3 лет.
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами
  • Бабынина Т.Н., Краснокутская С.П., Копылова И.И.. Конспект проведения игры – головоломки «Волшебный круг» в подготовительной к школе группе
  • Самигина Гульнара Тагировна. Конспект игры – занятия (конструирование из палочек Кюизенера) для детей 2-3х лет. «Приключение в лесу»
  • Палюга Вера Александровна. Конспект занятия по математике Тема: Задачи и вопросы «Сколько стало».
  • Полстяная Марина Алексеевна. Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Статья по теме: «Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей»
  • Хачатрян Лиана Артуровна. Задачи и содержание словарной работы в детском саду в соответствии ФГОС ДО в старшей группе
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Малая Светлана Владимировна. Интеллектуальные задачи «Функциональный переводчик»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь