Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)

Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)

Воспитатель ГБДОУ №10 Выборгского р-на Маленок Ольга Владимировна Санкт-Петербург, 2020г.

1 Введение

1. 1 Актуальность и значимость темы

«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли»

А.С. Выгодский.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

 

Скачать конспект

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба – решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего — огромное расстояние».

Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений. «Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика» (Ивин А.А. Логика)

Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

2 Адресат

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (от 5-7 лет) с сохранным интеллектом.

2. 1 Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников

Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

«Одно из важнейших положений детской психологии – это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребенка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребенка и те психологические новообразования, которые имеют решающее значение как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». (Л. А. Венгер)

Развитие мышления маленького ребенка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализа частей.

Ребенок в возрасте 1 – 2 лет снимает кольца с башенки, вынимает палочки из коробки, снимает колесики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путем и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребенок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие – то группы. Это одна из самых ранних форм синтеза.

С трехлетним ребенком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки. Это ручки. Это голова». Так же идет рассматривание картинки в книжке – ширмочке: «Это – мишка – медведь. Вот какая у него большая голова…, а это лапы». Через некоторое время ребенок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картинке и ответить на вопросы взрослого: «Покажи, где тут мишка? А зайчик где? Где у зайчика ушки? А глазки? Да у зайки есть головка, животик, лапки, хвостик…»

Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Все дальнейшее развитие умственной деятельности ребенка – усложнение и совершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким и обобщенным.

Рассматривая с детьми 4 – 5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят выделять не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайки? Где находятся глаза, где хвостик? Все ли лапки у зайки одинаковые?» Здесь мы видим, как к операции «анализ» присоединяется операция «сравнение».

У ребенка создается более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным, связным и цельным.

Беседа о том же животном с детьми старшего дошкольного возраста ведет к дальнейшему «дроблению цельностей на отдельности» (Сеченов).

«Уши у зайца длинные. Они стоят… Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда зайчик бежит, он сильно отталкивается своими задними ногами…»

Педагог обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним все, что мы узнали о зайце…».

Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребенок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни.

По результатам исследований психологов выявлена следующая закономерность:

  • Дети 4х лет лучше классифицируют предметы (чем картинки и слова);
  • Дети 5 лет лучше классифицируют картинки (чем предметы и слова);
  • Дети 6 лет дали наибольший процент классификации слов, нежели предметов и картинок.

В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются особенности мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.

Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать, необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.

Работа над развитием мышления ребенка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда педагог включит ее в любой вид деятельности, в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисовании с натуры или по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нем все большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребенка, в том, как он рассуждает, как работает, как выполняет поручения взрослого.

2. 2 Краткая характеристика мыслительных операций, доступных для детей старшего дошкольного возраста

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая произвести классификацию явлений и их обобщение.

Анализ – это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Анализ – это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, связей отношений и т.п. С помощью анализа обнаруживаются наиболее существенные признаки.

Синтез – это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот. Анализ и синтез всегда взаимосвязаны.

Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.

Классификация – более сложная логическая операция: распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления.

Классификация включает два логических действия:

  1. выделение общего признака – основание классификации;
  2. деление на классы по основанию классификации.

Логическая связка «не» — очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

Обобщение – мыслительная операция, позволяющая мысленно объединить предметы и явления по их общим и существенным признакам. Обобщение может осуществляться в двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но большую познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки

Абстрагирование – мыслительная операция отражения отдельных существенных в каком-то отношении свойств явлений.

3 Концептуальные компоненты структуры

3. 1 Цели и задачи проводимой работы с детьми

Под целью проводимой мною работы, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приемами логического мышления.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

1. Обучение детей операциям:

  • анализа – синтеза,
  • сравнения,
  • использованию частицы отрицания «не»,
  • классификации,
  • упорядоченности действий,
  • ориентировке в пространстве.
  • кодирование-декодирование информации.
  • абстрагирование.
  • трансформации.

2. Развитие у детей:

  • речи (умение рассуждать, доказывать),
  • произвольности внимания,
  • познавательных интересов,
  • творческого воображения,

3. Воспитание:

  • коммуникативных и игровых навыков,
  • стремления к преодолению трудностей,
  • уверенности в себе,
  • желание вовремя придти на помощь сверстникам.

4 Содержательная характеристика программы

4. 1 Этапы работы с блоками Дьенеша

Целесообразно в соответствии со степенью усложнения заданий разделить процесс обучения на три этапа.

I этап. Игры и игровые упражнения, направленные на ознакомление детей с фигурами и их свойствами (форма, размер, толщина, цвет). Закрепление у детей знаний сенсорных эталонов.

Игры и игровые упражнения:

  • Чудесный мешочек.
  • Сложи картинку по цветному образцу.
  • Цепочка.
  • Бусы для елки№1.
  • Угощение для медвежат.
  • Раздели фигуры.
  • Домино.
  • Придумай загадку про…
  • Найди пару.
  • Художник.
  • Сложи картинку по силуэту.
  • Запомни и нарисуй.
  • Дорисуй фигуру.
  • Чей след. Следопыт.
  • Второй ряд.

II этап. Введение карточек символов. Игры и игровые упражнения, направленные на развитие мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать. Развитие творческих способностей детей, тренировка навыков самоконтроля.

Игры и игровые упражнения:

  • Магазин.
  • Мнеморина.
  • Сложи картинку по схеме и символам.
  • Кошки-мышки.
  • Логические кубики.
  • Сказочники.
  • Бусы для елки№2.
  • Загадки-отгадки.
  • Лепим нелепицы.
  • Житейские истории.
  • Транспорт к выезду готов.
  • Восстанавливаем разрушенный город.
  • Угощение для медвежат (вариант №2).
  • Кондитерская фабрика.
  • Шерлок Холмс ищет преступника.
  • Логическое решето.

III Этап. Решение интеллектуальных задач детьми старшего дошкольного возраста с использованием «Логических блоков Дьенеша». Освоение детьми идеи видоизменения, трансформации.

Развитие умения анализировать, систематизировать, кодировать, декодировать, читать схему, умение ориентироваться на плоскости. Развитие творческих способностей и навыков самоконтроля.

Игры и игровые упражнения:

  • Лабиринты.
  • Дружные блоки.
  • Волшебная дверь.
  • Я волшебник.
  • По моему хотению, по моему велению.
  • Волшебное зеркало.
  • Выкладывание дорожек.
  • Фокусы.
  • Разведчики.
  • Остров сокровищ.
  • Коллективные постройки по схемам.
  • Подарки деда Мороза.
  • Логический поезд.
  • Волшебные цветы.
  • Мозаика цифр.
  • Найди ошибки.
  • Угадай логическую закономерность.
  • Я волшебник.
  • Дорисуй картинку.

4. 2 Учебно-тематическое планирование

Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста элементов логического мышления, планируется в виде проведения групповых занятий один раз в неделю. Всего за учебный год проведено 26 занятий. В сентябре и мае запланирована индивидуальная работа с каждым ребенком (диагностика). На каждый этап работы планируется по 8 занятий, на третий этап отводится 10 занятий, в связи с тем, что он самый сложный. Работа по нему будет продолжаться и в подготовительной группе.

Просмотров: 399
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Захарова Татьяна Николаевна. Открытая образовательная деятельность по ФЭМП (логика) в старшей группе №5. Тема: Развитие логического мышления. «Путешествие в Простоквашино».
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Наталья Викторовна Скорзова. Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Луговская Ольга Михайловна. Развитие логического мышления педагогов 'РЕШАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ'
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь