Загинайко Татьяна Геннадьевна. Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»

Педагогическая статья «Развитие логического мышления дошкольников с помощью блоков Дьенеша»

Автор: Татьяна Геннадьевна Загинайко, воспитатель г.Ейск, 2018 г. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 34 города Ейска муниципального образования Ейский район

Логическое мышление является одним из наиболее сложных форм мышления, развивающимся лишь к началу школьного периода развития (6 — 7 лет). Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе выявленных связей и установленных отношений. Основными мыслительными операциями являются: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация, систематизация и умозаключение.

 

Работая в группе для детей с ОНР, следует отметить, что наряду с тяжелыми нарушениями речи, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, у детей отмечается отставание в развитии логического мышления, которое проявляется в виде недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных взаимоотношений, низкого уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации, затруднений при определении и формулировании логической последовательности. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Отклонение в развитии речи и отставание в развитии словесно-логического мышления отрицательно сказываются на общении с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, влияют на успешность учебной деятельности и в связи с этим препятствуют полноценному формированию личности, следовательно, развитие логического мышления у дошкольников с ОНР является актуальным направлением работы. В процессе развития логического мышления у ребенка формируется умение рассуждать, делать умозаключения, в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.

Овладению мыслительными операциями и действиями в дошкольном возрасте способствуют логические блоки, разработанные венгерским математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Блоки Дьенеша развивают умственные способности, основой которых является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Замещение — это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов.

Наглядное моделирование способствует усвоению специфических предметных действий, создает благоприятные условия для формирования таких умственных действий, как абстрагирование, классификация, анализ, обобщение, что в свою очередь способствует повышению уровня знаний, умений и навыков дошкольников.

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

В ходе работы с логическими блоками выяснила, что они помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Первоначально в работе с логическими блоками использовала плоскостные фигуры, различающиеся по трем параметрам (цвету, форме, размеру). Объёмные логические фигуры состоят из 48 блоков, разных по форме, цвету, размеру, толщине.

Работу с логическими блоками продолжила с оперирования одним свойством блока — формой. Дети самостоятельно играли с блоками, сооружали различные постройки, использовали их как деньги в сюжетной игре. Они освоили круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Затем я добавила в играх цвет, размер и толщину.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала освоили умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (форму, цвет, размер, толщину) сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладели умением анализировать, сравнивать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине) несколько позже — по трём (цвету – форме — размеру, форме — размеру-толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда варьировала правила выполнения задания, с учетом возможностей детей и уровнем их подготовленности.

Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства геометрических фигур, ввела специальный код, графически изображающий данные свойства. Когда дети свободно научились пользоваться кодовыми карточками, ввела код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадрат, значит круг, или треугольник, или прямоугольник).

В зависимости от возраста детей и их возможностей использовала не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце – полный комплект фигур. А это очень важно. Ведь, чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а, значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

Работу по развитию логического мышления у детей посредством блоков Дьенеша осуществляла во всех видах образовательной деятельности, на прогулке, при проведении экскурсий, бесед, наблюдений, опытов, экспериментов, игр, в совместной деятельности детей и родителей, в работе с родителями.

В результате дети научились не только вычленять, называть, сравнивать и группировать предметы, по разным признакам, т.е. оперировать полученными знаниями, но и использовать их при решении новых проблем. Это стало возможным благодаря тому, что, решая дидактические задачи, дети перешли от наглядного, к более абстрактному мышлению, что развило их познавательную активность и дифференцировало мыслительные операции. Отмеченные успехи в развитии детей подтвердили правильность выбора обучающих игр.

Просмотров: 711
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Гусева Татьяна Геннадьевна. Проект 'Развитие образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных'
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Пирогова Олеся Владимировна. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста через реализацию технологии блоков Дьенеша
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Радюкова Елена Васильевна. Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5 лет
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Дмитриева Наталья Григорьевна. Авторские дидактические игры и пособия на развитие логического мышления у дошкольников с использованием знаков – символов
  • Трушлякова Елена Александровна. Развитие воображения и пространственного мышления при использовании логичесикх блоков Золтана Дьенеша (начальная ступень)
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Наталия Лермонтова. Развитие словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста
  • Митрофанова Татьяна Михайловна. Родительское собрание Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
  • Васильева Наталья Васильевна. Опыт работы по ФЭМП Тема: «Развитие логического мышления посредством занимательной математики» в процессе реализации образовательной области «Познание».
  • Елена Онищенко. Образовательная программа дополнительного образования «СОВЕНОК» (развитие логического мышления и формирование интереса к математике) для воспитанников младшего дошкольного возраста 3 -4 лет.
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Суфиева Надежда Александровна. Психолого-педагогические средства развития элементов логического мышления у старших дошкольников.
  • Ерофеева Елена Николаевна. «Развитие логического мышления дошкольников через игру в шахматные шашки»
  • Гульназ Масгутовна Нуриахметова. Развитие логического мышления
  • Захарова Татьяна Николаевна. Открытая образовательная деятельность по ФЭМП (логика) в старшей группе №5. Тема: Развитие логического мышления. «Путешествие в Простоквашино».
  • Архипова Елена Александровна. Игра на развитие логического мышления 'Четвертый лишний'
  • Луговская Ольга Михайловна. Развитие логического мышления педагогов 'РЕШАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ'
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Развитие творческого мышления школьников при обучении составлению задач по математике
  • Ешметьева Алина Вячеславовна. Конспект НОД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе 'Путешествие в страну геометрических фигур'
  • Яковлева Наталья Валентиновна. «Совершенствование способов пространственного и логического мышления через конструирование различных ситуаций»
  • Тимофеева Екатерина Сергеевна. СТАТЬЯ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В ОВЛАДЕНИИ СЧЕТНОЙ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Беденко Александра Ивановна. Формирование логических приёмов мышления у детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс логико-математических игр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь