Сурина Ирина Геннадьевна. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»

Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»Сурина Ирина Геннадьевна
Музыкальный руководитель 1К МБДОУ ЦРР - ДС № 28 "Золотой петушок" г.Тамбов

для  детей от 2 до 7 лет срок реализации 5 лет

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

1.    Учреждение: МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад  № 28 «Золотой петушок»
2.    Полное название программы: «На родимой сторонке»
3.    Сведения о составителях:
3.1. Ф.И.О: Сурина Ирина Геннадьевна
3.2. Место работы: МБДОУ центр развития ребёнка – детский сад № 28 «Золотой петушок», г. Тамбов
3.3. Должность: музыкальный руководитель
3.4. Категория: первая
4.  Сведения о программе:
4.1. Область  применения:  дополнительное образование, культурология.
4.2. Продолжительность обучения: 5 лет.
4.3. Сроки и результаты апробации: 5 лет

Едва ли можно найти материал, более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости
детской народной массы. Это – детский фольклор.
Г.С. Виноградов

 

Пояснительная записка
Мир русской народной песни удивителен и поэтичен, полон ярких красок, образов. Народная песня передает дух народа, его помыслы и мироощущения. Доступный, эмоциональный язык народной песни понятен и интересен детям, и поэтому русские народные песни, помимо активного влияния на музыкальное развитие, формируют у детей внимательное, бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливают связь и преемственностъ поколений.
В данной программе представлены народные песни, интересные для детей разного возраста, начиная с  младшего дошкольного. Последовательность песен, выстроенных по принципу от простого к сложному, позволяет в процессе их разучивания, использования в практике постепенно развивать музыкальные способности детей, решать многие музыкально-педагогические задачи. Так, простейшие попевки («Андрей-воробей», «Барашеньки», «Сорока, сорока» и др.), небольшой диапазон, простая фразировка, несложный ритм, построенный на четвертях и восьмых, удобны для певческого аппарата ребенка, позволяют успешно развивать интонационный слух. Усложнение мелодики, ритмики, большая содержательность текстов других песен, представленных в программе, способствуют дальнейшему развитию музыкально-слуховых представлений, расширению музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей.
Персонажи русских народных песен близки и интересны детям. Каждый ребенок найдет любимых героев: малыши - образы различных животных и птиц, многие из которых наделены чертами человеческого характера: сорока, которая и кашку варила и деточек кормила; дроздок, который по водичку пошел; ворон, который играет в золоченую трубу и др. Старших дошкольников, привлекут, прежде всего, песни «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Как у наших у ворот», которые открывают большой простор для импровизации, их можно инсценировать.
Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным («Коровушка»), гостеприимство, трудолюбие («Блины»), чуткость
(«Как пошли наши подружки») и другие. Сюжет почти каждой русской народной песни столь лаконичен и ярок, что на его основе можно легко создать сюжетно-ролевую игру, театрализацию, двигательную или музыкальную импровизацию, танец. Показывая веселых кузнецов («Во кузнице»), («Ваню с подружками»), («Как на тоненький ледок»), Муху, Комара и Стрекозу («Как у наших у ворот» или другие персонажей русских народных песен, дети фантазируют, сочиняют, и возникает удивительная атмосфера творчества. Во время исполнения песен дети сопереживают
героям музыкальных произведений, передают личное эмоциональное отношение к происходящим в песне событиям. Исполнение песен-шуток «Я на горку шла», «Комарочек», «Дрема» всегда поднимает у детей настроение, а напевание песен «Во поле береза стояла», «Ты воспой в саду, соловейка», «Ой, мороз-мороз» настраивает детей на лирический лад, на размышление.
Русские народные песни индивидуальны и неповторимы, интонационно богаты, эмоционально выразительны и мелодичны. Хочется надеяться, что с помощью песен, включенных в эту программу, педагоги-музыканты сделают путь постижения детьми мира музыки более увлекательным, ярким и интересным.

ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ - создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и педагогов для развития творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в области фольклорного  искусства.
Цель программы реализуется решением следующих задач:
- знакомство с русской народной песней;
- развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности: игре на  детских музыкальных инструментах, импровизации различных песен, попевок, формирование самостоятельности, инициативности и стремления применять подготовленный репертуар в повседневной жизни детей;
- воспитание творческих способностей дошкольников  на основе осознанного восприятия  фольклорной музыки;
- установление доброжелательных межличностных отношений, чувства ответственности за совместную творческую деятельность.
Все названные задачи образуют "комплексный метод" музыкального воспитания.
Для реализации содержания программы "На родимой сторонке" используются различные формы проведения занятий:
беседы;
занятия – игры;
развлечения;
импровизации
Перечисленные формы проведения занятий позволяют применить такие методы обучения:
- словесные;
- наглядные;
- практические;

Задачи 1 года обучения
обучающие:
- ознакомление с простейшими  попевками;
развивающие:
- формирование   исполнительско - творческих навыков и умений      воспитанников;
воспитательные:
- знакомство с персонажами русских народных песен.

Задачи 2 года обучения
обучающие:
- расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными способностями детей;
развивающие:
- формирование потребности в музыкально-творческой деятельности;
воспитательные:
- продолжить ознакомление с простейшими  попевками, песнями.

Задачи 3 года обучения
обучающие:
- развитие  и совершенствование  исполнительско - творческих навыков и умений воспитанников;
развивающие:
- способствовать дальнейшему развитию музыкально – слуховых представлений.
воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине с помощью русских народных песен.

 

Задачи 4 года обучения.

обучающие
- формирование позитивных черт характера: гостеприимства, трудолюбия,        чуткости.
развивающие:
развитие интонационного слуха.
воспитательные:
- прививать любовь к русской песне.

Задачи 5 года обучения.
обучающие:
-  пропаганда народного творчества, лучших образцов народно-певческой культуры своего края.
развивающие:
развивать певческие, слуховые, двигательные  навыки.
воспитательные:
- прививать любовь к русской песне и традициям.
- формировать  эмоционально-ценностное отношение к музыке, жизни и окружающим людям.

В  программу «На родимой сторонке» заложены педагогические принципы:
- гуманизации обучения, состоящей в том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
- интеграции различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
- широкого привлечения игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Фольклор, как форма народной педагогики, отвечает основным дидактическим принципам:
- научность обучения:
изучая календарный фольклор, дети изучают историю, традиции своего народа;
-воспитывающий характер обучения:
огромное количество произведений имеют ярко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, потешки, песни-игры готовят ребенка к взрослой  жизни. Народные игры – это подражание трудовой, общественной деятельности («Сею, вею, посеваю», «А мы просо сеяли»);
- наглядность обучения (атрибутика к обрядовым действам, играм);
- сознательность и активность в обучении состоит в целенаправленном,     активном восприятии, осмыслении, творческой переработки и применении изучаемого материала;
Программа «На родимой сторонке» содержит 3 основных раздела.
1.    Знакомство с миром русской народной песней.
2.    Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей.
3.    Культура речи
Содержание программных материалов каждого раздела позволяет решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Знакомство с миром русской народной песни
Обучающие:
формировать систему ЗУН в области:
- народного фольклора,  его    истории, отношения к человеку, природе, родному краю;
- устного народного творчества;
- жанров и видов музыкального фольклора.

Развивающая:
- развивать любовь и  чувство патриотизма к родному краю;
Воспитательная:
-  воспитывать уважение к русским традициям.


Расширение музыкального опыта в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

Обучающие:
Научить:
- манере народного пения,  яркости, выразительности передачи;
- правильного дыхания и звукообразования.

Развивающие:
- развивать  ритмические  навыки;
- развивать певческие навыки;
- развивать музыкально – слуховые навыки.

Воспитательная:
- воспитывать любовь к народному пению и обрядовым праздникам.
- воспитывать у детей позитивные черты характера: бережливость, чуткость, трудолюбие, гостеприимство.


Культура речи

Обучающие:
Научить:
правильно произносить звуки, слова, работать  над громкостью  и скоростью речевого высказывания, ритмом, тембром, логическими ударениями. 
Развивающие:
-  развивать функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды.

Воспитательные:
- воспитывать  у  детей умение содержать в порядке  место,  где  они   занимаются,  играют;
привычку доводить до конца начатое  дело,  бережно  относиться  к  музыкальным инструментам, вещам, игрушкам.

В программе используются  следующие методы:
Наглядный:
- плакаты, портреты, рисунки;
-наглядно - слуховой (выразительное исполнение песни 
музыкальным руководителем);
- наглядно – двигательный (показ игр, танцевальные движения)
Словесный:  
- образный рассказ музыкального руководителя о новом произведении.
Практический:
- упражнение (варьирование музыкального материала);
- последовательное усложнение материала, учитывая
возрастные особенности каждого ребёнка;
- метод индивидуального контроля.

Отличительная особенность
В программе активно используются   технологии арт - педагогики в сочетании с фольклором, которые позволяют:
1.    Осваивать традиции и культуру русского народа;
2.    Развивать коммуникативную сферу;
3.    Развивать творческие способности;
4.    Развивать образное мышление, память, внимание, координацию, мелкую моторику, усидчивость.
Это слияние имеет  не только образовательно-воспитательный, но и оздоровительный эффект  для воспитанников, участвующих в мероприятиях. Постоянная смена ритмов, различные по характеру рисунка танцы, аутентичные движения, сопровождающие каждую песню, несут в себе положительный заряд огромной силы.
Фольклорное пение  в выразительном, эмоционально ярком произнесении и пропевании народнопоэтических текстов, развивает голос, повышает речевую и певческую культуру. Элементы движения, включаемые в исполнение песни, способствуют общему укреплению и развитию органов дыхания. Выполняя упражнения с пением, дети учатся распределять дыхание и координировать его с речевой фразой, у них развивается чувство ритма и музыкальный слух.
В программе «На родимой сторонке»  применяются  логоритмические упражнения,  где задействуются все группы мышц – как шейного отдела, плечевого пояса, так и спины и ног. Некоторые упражнения содействуют укреплению мышц брюшного пресса. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы ребенок не только радовался движениям, но и получал пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела.
В основе программы лежит авторская программа «У истоков старины» Акимовой Т.И., педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ «Юность» г. Тамбова». В программу «На родимой сторонке» введены  изменения музыкального материала по принципу от простого к сложному, учитывая специфику образовательного учреждения и возраста участников образовательного процесса.
В зависимости от дня недели, в который проходит занятия по программе «На родимой сторонке», подбираются ритмические и музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности воспитанников. Музыкально - ритмические упражнения  помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Программа «На родимой сторонке» предназначена для детей 2 – 7 лет и рассчитана на 5 лет обучения. Программа обучения включает 32 учебных часа в год. Форма проведения занятий групповая  с использованием  возможности  индивидуального подхода к каждому ребёнку, добиваясь оптимальных результатов в обучении и воспитании. Из групп воспитанников формируется фольклорный ансамбль. Фольклорный ансамбль может состоять из одной или нескольких групп. Возрастной состав групп (ансамбля) может быть одно – и (или) разновозрастный, причем разновозрастный состав групп (ансамбля) позволяет построить учебный процесс в направлении взаимообогащения знаниями и социальным опытом обучающихся по программе. В каждой группе должно быть не более 8 человек. Занятия проводятся  1раз в неделю по регламентированному  времени  с каждой группой, с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей обучающихся.
Для отслеживания результатов развития певческого голоса необходимо проводить в течение года диагностику  уровня знаний, умений и навыков воспитанников.
Результативность программы определяется по итогам анализа самостоятельной работы воспитанников при полном её прохождении.
Предполагаемый результат  обучения.
После 1-ого года воспитанники должны
Знать:
- по слуху определять выученный материал.
-знать название название шумовых инструментов( бубен, погремушка, деревянные ложки).
Различать:
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 2 звуков)
-звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки).
Уметь:
-различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять элементарные танцевальные движения;
- подпевать музыкальному руководителю.

Предполагаемые результаты обучения
После 2 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия  музыкально – шумовых инструментов (бубен,  колокольчики, погремушка, деревянные ложки);
- понятие «Хороводный шаг»;
- по слуху определять выученный материал.
Различать:
-звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки).
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 3 звуков)
Уметь:
- различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять элементарные танцевальные движения;
- подпевать музыкальному руководителю.

Предполагаемые результаты обучения.
После 3 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия  музыкально – шумовых инструментов (бубен,  колокольчики, погремушка, деревянные ложки);
- понятие «Хороводный шаг», «топотушки», «кружение».
Различать:
-звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 4 звуков).
Уметь:
-различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять танцевальные движения;
- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.

Предполагаемые результаты обучения.
После 4 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия  музыкально – шумовых инструментов (бубен,  колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли);
-понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг.
Различать:
-звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 5 звуков).
Уметь:
-различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять танцевальные движения;
- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.

Предполагаемые результаты обучения.
После 5 –ого года воспитанники должны
Знать:
- названия  музыкально – шумовых инструментов (бубен,  колокольчики, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки, гусли);
- понятия «хороводный шаг», «топотушки», «кружение», «ковырялочка», танцевальный шаг;
- различать музыкально – шумовые инструменты по видам (с диатоническим и хроматическим звукорядом).
Различать:
-звучание некоторых музыкально - шумовых инструментов (бубен,гусли, погремушка, деревянные ложки, дудочки, трещётки);
- потешки, простейшие песенки в диапазоне 1 – 8 звуков).
Уметь:
-различать потешки, песенки по содержанию;
- выполнять танцевальные движения;
- петь вместе с музыкальным руководителем и самостоятельно.


Список используемой литературы:
Для педагогов:
1.    Бачинская Н., Попова Т. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М., 1974.
2.    Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение, 1988.

3.    Государственный образовательный стандарт (Научно-региональный компонент образования).  1999.
4.    Кузьмина Н.В. «Способности, одаренность, талант учителя», Л. 1985.
5.    Куприянова Л.Основные принципы работы с детским народно-хоровым коллективом (Методические рекомендации). М., 1981.
6.    Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.
7.    Мешко Н.К. Вокальная работа с исполнителями русских народных песен. – В кн.: Клубные вечера. Вып.II. М., 1976.
8.    Назарова Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное творчество» №6, 1999, № 1, 2000.
9.    Немов Р.С. «Психология», М. Владивосток 1999.
10.    Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка. М., «Просвещение», 1986.
11.    «Развитие творческой активности школьников», М. Педагогика 1991.
12.    Русские народные песни для детского или женского хора без сопровождения Сост. Н.В.Калугина и В.С.Попов.  М., 1971.
13.    Смирнов С. «Педагогика», Издательский центр, Академия 1998.
14.    Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими рекомендациями организации занятий», 1991.

Для родителей:
1. Браз С. Русская народная песня. Хрестоматия. М., 1975.
2.«Короб чудес. Детские деревенские посиделки», Чебоксары, 1997
3. «Мир детства. Младший школьник», М. Педагогика 1988.
4.    «Музыкальная шкатулка», серия «Праздник в школе», Минск, 2001.
5.    русский фольклор, серия «Классики и современники», м., 1985.
6.    Старикова К.Л. «У истоков народной мудрости», Екатеринбург, Отделение пед. Общества 1994.
7.    Д.Рытов «Популярные русские народные песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста», Ярославль, Академия развития 2002

Скачать полную версию конспекта

Просмотров: 393
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Приезжих Наталья Николаевна. Примерное перспективное планирование игр и упражнений с большим и малым мячами для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта 2 года обучения, 3 года обучения, 4 года обучения.
  • Редактор. Музыкально-ритмические движения в жизни детей
  • Баранова Наталия Александровна. Музыкальное занятие в средней группе ДОУ с использованием шумовых инструментов «Три кота и шумовые инструменты»
  • Евгения Андреевна Микенина. КОНСПЕКТ занятия по программе «Прикладное творчество» в группе третьего года обучения «Работа с бумагой» «Грибной дождь»
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Ксения Гарипова. Дидактическая игра с элементами театрализации. По мотивам русской народной потешки «Кошкин дом»
  • Иванова Елена Сергеевна. Сценарий музыкально-театрализованного представления по мотивам русской народной сказки ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Парсова Наталья Александровна. Проект мини — музея «Деревянные ложки»
  • Светлана Бочарникова (г.Новочеркасск). Приобщение детей к музыкальному искусству посредством интеграции различных видов музыкально-художественной деятельности с применением ИКТ
  • Дорохова Анна Владимировна Прокофьева Елена Николаевна. Задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста при подготовке к школе.
  • Карпеева Ксения Викторовна. Опыт работы по теме: «Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»
  • Ерошенко Т.И., Кондрашова И.Р.. Конспект «Музыкально — поэтической гостиной» «ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» для детей старшего дошкольного возраста
  • Кобылкина Татьяна Владимировна. Презентация на тему «Роль квест – технологии в развитии музыкально – творческих способностей и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
  • Орлова Светлана Валерьевна. ОПЫТ РАБОТЫ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Кучер Зоя Анатольевна. Социально - значимый проект «На родимой сторонке»
  • Коблякова Наталья Сергеевна. «Музыкально — дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста».
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Пендерова Алла Леонидовна. Развитие творческого воображения. Заучивание таджикской народной песенки «Зёрнышко моё»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Агафонова Наталья Леонидовна. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ПЕСЕНКИ
  • Татьяна Коваленко. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»
  • Перепечаева Светлана Николаевна. Развивающие игры-потешки для развития мелкой моторики у малышей
  • Редактор. Программа по преодолению речевых нарушений у детей через музыкально-логоритмические занятия
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь