Кучер Зоя Анатольевна. Социально - значимый проект «На родимой сторонке»

Творческий проект «На родимой сторонке»Социально - значимый проект «На родимой сторонке»

приобщение дошкольников в музыкальном воспитании к русским народным фольклорным праздникам

(в рамках ДОУ, продолжительный на учебный год)

Разработала:

Музыкальный руководитель Первой квалификационной категории Кучер Зоя Анатольевна. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — ДЕТСКИЙ САД № 11 СТАНИЦЫ АНДРЕЕВСКОЙ 2019 г.

Социально – значимый проект «На родимой сторонке» — приобщение дошкольников в музыкальном воспитании к русским народным фольклорным праздникам

Введение

Вспомним известное высказывание М. И. Калинина о народном творчестве:

«… самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ принес через столетия… в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».

Чувство любви к родному краю, станице, окружающей природе необходимо формировать у детей с дошкольного возраста. С ранних лет нужно воспитывать у ребенка эмоционально положительное отношение к тому месту, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнавать больше об особенностях родного края, природы, истории.

 

В современном музыкально – эстетическом воспитании широко используется народное творчество. В народных песнях, танцах, играх содержится богатый материал для нравственного воспитания ребенка. В простой, иногда в шуточной форме музыкальный репертуар прививает детям дошкольного возраста чувство дружелюбия и товарищества, учит осуждать лень и тщеславие.

Использование в моей работе с детьми народного фольклора, помогает приобщить их к культуре народа, знакомит с богатым, образным родным языком. Музыкальное искусство, дает возможность осознания детьми дошкольного возраста себя как духовно значимой личности, а также позволят развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Фольклорное искусство способствует освоению непреходящих ценностей народной культуры, передаче духовного опыта поколений.

Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». В художественно-эстетическом образовании и воспитании дошкольника большую роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре.

Проблема приобщения дошкольников в музыкальном воспитании к народной культуре всегда была актуальной в педагогической среде. Овладевая языком своего народа, его обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре. Наряду с чисто музыкальными достоинствами народной музыки в ней присутствуют и чисто национальные черты, которые воспитывают характер ребенка, его чувства. Таким образом, приобщая детей дошкольного возраста к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство любви к своему краю, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Актуальность проекта.

История русского народа, его культура уходит в глубь веков и только сейчас начинает возвращаться народу богатство его исторической памяти. Научные изыскания открывают все новые исторические пласты фактов и событий, которые показывают, что история русского народа насчитывает не одно тысячелетие. Нельзя прерывать связь времени и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в необозримой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, именуемых святками, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Календарные народные праздники – уникальная возможность для детей и взрослых ежегодно погружаться в мир одних и тех же народных песен, танцев, обрядов, игр. Праздники позволяют в увлекательном, захватывающем действии овладеть большим репертуаром народных песен, закличек, считалок. Былины, сказки, потешки, танцы, песни, игры неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, которых насчитывается великое множество. Большая часть русских народных праздников возникла во время язычества, и несмотря на то, что христианская вера победила языческую, множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, праздников. Например, олицетворение Масленицы в виде чучела, коляда, скоморошьи игры, сожжение чучела, бросание венков в во! ду.

Праздники – это проявление всех форм и видов культ! уры, начиная от приятных норм поведения и кончая демонст! рацией нарядов и исполнением традиц! ионных песен и танцев. Русс! кие народные празд! ники вызывают инте! рес не тол! ько как жа! нр устного народ! ного творчества. В них заклю! чена информация, даю! щая представление о повседневной жиз! ни наших предков – их быт! е, труде, мировоззрении. Праздники были непременным элеме! нтом жизни русс! кого народа.

Прове! дение народных празд! ников в ДОУ это не только своеоб! разный итог провед! енной работы с детьми по усвоению народ! ного музыкального творче! ства, мощный фактор положительного воздей! ствия на эмоцион! альную сферу ребе! нка, но и возможность проя! вить свои творч! еские способности в любом ви! де деятельности по выбору и на люб! ом уровне, без излишних физич! еских и психолог! ических нагрузок.

Данный проект «На родимой стор! онке» направлен на формирование нравственно-! эстетических чувств у дошкольников чер! ез приобщение к русскому народному творч! еству и составлен на осн! ове ФГОС ДО и осно! вной образовательной прогр! аммы «От рожд! ения до шко! лы».

Проведенный мн! ою анализ уро! вня воспитан! ности детей дошкольного возраста, показал, что у детей недост! аточно сформированы нравственно! -этические чувства, патриотические чувства, они ма! ло знают обыч! аи, традиции русского народа. Из своих наблю! дений за дет! ьми на музыка! льных занятиях уви! дела, что им очень нрав! ится разучивать потешки, считалки, игр! ать в наро! дные игры, вод! ить хороводы. Поэ! тому решила разработать социально – значимый проект «На родимой стор! онке», который напра! влен на приоб! щение детей к национальной куль! туре через русские наро! дные праздники. Дан! ный проект интегр! ируется с тематическим планом на учебный год, где де! ти знакомятся с народным календ! арем, основами правос! лавной культуры, традиц! иями, бытом, обычаями русского наро! да, крестьянским трудом и т.п.

Музыкальное воспи! тание в ДОУ, дает возможность осознания дет! ьми себя как духовно значимой личности, позв! олят развить способ! ность художественного, эстетического, нравственного оцени! вания окружающего мир! а. Народное искус! ство способствует осво! ению непреходящих ценно! стей культуры, эффективной передаче духовного опыта покол! ений.

Именно музыка! льный народный фольклор с первых дней жизни явля! ется средством формир! ования мировоззрения ребенка в цел! ом, в его эстетической и нравственной сущно! сти, развивает ассоциа! тивное, образное мы! шление. Благо! даря мышлению де! ти развивают свои творческие способности, приобретают опыт творч! еской деятельности, форми! рует свою индивиду! альность.

Народ! ное искусство знак! омит детей дошкол! ьного возраста с подлинным, жив! ым, ярким и образным род! ным языком чер! ез музыкальное творч! ество (мелодии, нап! евы и пр.).

Традиционная музыкальная культура, как одно из наиболее ярк! их проявлений социа! льной памяти, заклю! чает в се! бе возможность наиб! олее быстрого усво! ения нравственно-этических но! рм и полноц! енного развития личностных творческих способ! ностей детей, а так же, играет большую роль в формировании их культурного простр! анства.

В возра! стных группах я использую мален! ькие попевки, песе! нки, прибаутки. Оби! лие в них гласных, прос! той ритмический рису! нок, интересное содер! жание делает их незаменимыми в работ над протяжным пени! ем, хорошей дик! цией.

Важное мес! то среди развле! чений по русс! кому народному творч! еству занимают иг! ры – драматизированные русс! кие народные ска! зки с музы! кой. В проц! ессе разучивания сказ! ки, воспитываем у детей активность, инициативность, творческую фантазию, разви! ваем у дет! ей умение вжива! ться в обр! аз. В сказку я стар! аюсь вовлечь всех детей.

Во! сприятие ритмических соотношений и нагля! дное представление о них совершен! ствуется наилучшим обра! зом, если оно связано со многими видами музыкальной деятель! ности: игрой на музыкальных инструм! ентах, музыкально – ритмич! еские движениями, пением, подпеванием.

Испол! ьзуя игровые прие! мы, стараю! сь вовлечь дет! ей в проц! есс пения, учу их петь в общем те! мпе. Всё это дает возмож! ность успешно реш! ать задачу разв! ития ритмического слу! ха.

В цел! ях всестороннего музыкального развития пров! ожу работу по развитию тембр! ового и динамич! еского слуха, так как в дальнейшей исполнительской деятельности, напр! имер в пении, ребенок дол! жен находить нуж! ную силу звуча! ния, его тембр! овую окраску. Поп! евка «Скок – поск! ок» помогает закре! пить у дет! ей понятие о ниспадающем движении мелодии, выраба! тывает легкость, подвижность голоса. Русс! кая народная пес! ня обладает огро! мной художественно – воспита! тельной ценностью. Род! ная песня обога! щает детей музыка! льными образами, форми! рует музыкальный вк! ус ребенка, обогащает ре! чь ребенка типи! чно народными выраже! ниями, поэтичес! кими оборотами: травушка – муравушка, тра! ва шелковая, зиму! шка – зима, Ване! чка – дружок, дев! ицы – красавцы, ход! ила младешенька по борочку, бра! ла, брала ягоду земляничку и т.д. Де! ти отмечают, что в припевах русских пес! ен часто встречаются слова «лю! ли – люли». Стар! аюсь знакомить детей с песн! ями различного харак! тера – лирическими, хороводными, шуточными.

! Чтобы интерес к песне не ослабел, испол! ьзую различные методи! ческие приемы, кото! рые к тому же помо! гают мне луч! ше узнать индивидуальные возможности дет! ей. В стар! шую и подготовительную группу загад! ываю музыкальные заг! адки приходят русс! кие народные деревянные игрушки – Матрешка и Ван! ька – Встанька. Педагог или кто – нибудь из детей вод! ят игрушку, воспроизводя ритмический рису! нок песни или потешки. Де! ти внимательно, с интересом слуш! ают и быв! ают очень рад! ы, если узн! ают и прави! льно называют пес! ни или поте! шки. Предлагаю спеть детям индивид! уально или хор! ом песню, вс! ем вместе повторять за игру! шкой ритмический рисунок, хлопая в ладоши.

В группе у детей есть необходимые иллюст! рации, игрушки, атриб! уты, детские музыка! льные инструменты для самостоятельной музыка! льной деятельности. Набл! юдая за детьми в гру! ппе во вре! мя свободных игр, вижу их попытки инсцени! ровать песни, созда! вать несложные пля! ски под плясовые «Ах вы, сени», «Кали! нка», желание подбирать любимые мело! дии на металл! офоне.

Короткий тек! ст потешек лег! ко усваивается дет! ьми дошкольного возра! ста. Динамичность, образность вызывают жела! ние двигаться. Это очень интер! есный и досту! пный детям игровой материал, который они пе! ренос! ят в свобо! дные игры. Игры с пен! ие имеют важ! ное значение в музыкальном воспи! тании детей: разви! вают устойчивость интон! ации в пен! ии, умение согласо! вывать пение с движением. Бол! ьшая работа, с русским народным материалом вылив! ается в развлеч! ениях, мероприятиях запланированные мною в «народном кален! даре».

В ходе мероприятий социально — значимого проекта мн! ою используются следу! ющие механизмы, кото! рые призванные развить в детях дошкольного возр! аста и их родителях качества, необходимые для развития демократ! ического благополучного обще! ства. Это та! кие качества как:

  • Развитие род! ной речи. Звуковое произн! ошение первоначальных впечат! лений дает возмож! ность восприятия окружающей действительности. Только в народных русских произведениях, та! кое идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые без затруднений произн! осятся детьми. Русс! кая народная ка! зка раскрывает выразит! ельность языка, показ! ывает детям, как богата род! ная речь юмором, живыми выражениями и сравне! ниями. В сказках и былинах отражаются положи! тельные и отрица! тельны герои, их поведение, последствие; описывается крас! ота природы родного кра! я, женской ду! ши и си! ла, мужество мужч! ин, что, коне! чно же, сыгр! ает роль на гендерном стано! влении и усво! ении соответствующих приемов поведения.
  • Знако! мство с наро! дным русским фольк! лором (припевки, поте! шки, элементы та! нца, хороводы, пляски, заклички и т.д.)
  • Осво! ение навыков музицир! ования на народных инструментах.
  • Воспр! иятие дошкольниками музыкального материала, в кото! ром содержатся хара! ктеры и обр! азы народных персонажей.
  • Знакомство с элементами, цвет! ами, узорами русс! кого народного кост! юма.
  • Инсценировка русс! ких народных сказок, с музыка! льным сопровождением.
  • Знако! мство с прир! одой нашего родного края чер! ез игры, разл! ичные, мероприятия, ви! ды искусства.
  • Знако! мство дошкольников с поступками героев, подви! гами лучших сынов Отечества, ко! торые должны ста! ть основой патриотического воспитания. Расска! зывая о героических лично! стях, которые подчер! кивают их нравст! венные устои и мотивы их действий, так как это может затро! нуть душу ребе! нка.

Сказка, спос! обна воспитать в ребенке дошкол! ьного возраста способность сопереж! ивания другому. Совершенствует и обогащ! ает психику ребе! нка. Дошкольник чувствует себя участ! ником и сравн! ивает себя с данными персон! ажами, которые борю! тся за справедл! ивость, добро и свободу. Вот име! нно в эт! их условиях формируется редкое сего! дня чувство эмп! атии.

Двигательные возмож! ности народного музыка! льного искусства так же важ! ны. Народная пляс! овая и хоров! одная музыка имеет прос! той ритмический рис! унок, который позв! оляет импровизировать дан! ные движения. Наро! дные хороводные подвижные игры форми! руют у детей дошкольников ориен! тацию в пространстве, координацию, внима! ние, умение контролировать свои действия, подчиняться дан! ным правилам игр! ы. Развивается танцевал! ьное творчество на основе эле! ментов танцев! альных движений, драмат! изации, пантомимы. Реб! нок, прислушиваясь к музыкальности произведения, по-своему приме! няют знакомые ему движения. И это подтве! рждают своими афоризмами музыканты и психологи. Так, Л. Стоковский отмечает: «И взрослые, и дети, слушая музыку, нередко ощущают жела! ние двигаться в её рит! ме. Они начи! нают делать движения руками, притоп! ывают ногами, покач! ивают головой. Это — бессознательный тан! ец. Часто малы! ши, слушая музы! ку, импровизируют своеобразный ритмический тан! ец». В русс! кой народной музыке присутствуют и чисто национ! альные черты, ко! торые воспитывают характер дошкольника, его чувства.

В современной музык! альной педагогики леж! ат два осно! вных понятия: это музыкальное творч! ество детей и педагогически направ! ленное музыкальное образо! вание. Идею их взаимосвязи и взаимозависимости раск! рыла Н. А. Ветлугина, а также Э. П. Кост! ина подтвердила в своих исследо! ваниях большое знач! ение музыкально творче! ского развития соврем! енных дошкольников: что систематические творч! еские музыкальные заня! тия способствуют рас! крытию творче! ского потенциала ребенка, развивают воображение, образное мышле! ние, эмоции. Б.В. Асафьев утве! рждал, подчеркивая воспитательную ценность детского творч! ества,: что «Чело! век, испытавший радость творчества даже в сам! ой минимальной степ! ени, углубляет св! ой жизненный оп! ыт и становится иным по психическому скла! ду». В св! ою очередь Б.М. Теплов гов! орил: «Раннее вовле! чение детей (и не тол! ько особо одар! ённых) в творч! ескую деятельность оче! нь полезно для общего художест! венного развития.

Осно! вная образовательная прогр! амма дошкольного образования «От рождения до шко! лы» рекомендует познак! омить детей дошкольного возраста ли! шь с небол! ьшой частью устного народного творче! ства. Это песенки, русские наро! дные потешки, скорого! ворки, русские наро! дные сказки о животных и волшебные сказ! ки. А бол! ьшой пласт русс! кого народного творчества остался нетронутым. Это конечно же, бытовые пес! ни и прич! еты, календарный фольклор с его необыкновенной обряд! овой поэзией, закл! ички и пригов! орки, дразнилки, приба! утки, пословицы, подд! евки и остр! оты, русские наро! дные игры, быто! вые русские сказки. В св! ое профессион! альной деятельности я ставлю зад! ачу воспитания у детей инте! реса и любви к народному творчеству – музыка! льному и устн! ому. Для меня важ! но чтобы от простого любопы! тства ребенок шел к осозна! нному желанию узна! ть, услышать, запом! нить понравившееся ему музыкальное наро! дное естественное произв! едение.

Работая с данным проектом, исследуя его, я решила выделить усло! вия, при кото! рых деятельность по творческому про! екту будет наиб! олее эффективной:

  • Необх! одимо давать возмож! ность детям предпол! агать, домысливать.
  • Дет! ям дошкольного возр! аста созда! вать условия для побуждения к самостоятельным обобщениям, уметь делать выводы.
  • Применение в музыкальном воспитании игры, упражнения, исполь! зование задан! ий, которые влияют на развитие детей.
  • Организовывать смену вид! ов деятельности, чтобы увле! чь, заинтересовать, удер! жать внимание детей дошкольного возр! аста.
  • Как можно чаще обращаться к детям с просьбой – уточ! нить сказанное.
  • Пос! ле выполнения дет! ьми моего задан! ного задания, прогов! аривать с ними о том, как удал! ось добиться результата, у кого получилось или нет и почему.
  • Обесп! ечении субъектной актив! ности детей.

В процессе осущест! вления деятельности по творческому прое! кту мною исполь! зуются:

  • формы раб! оты с дет! ьми, методы и приемы, кото! рые способствуют развитию у дет! ей инициативы, самостоят! ельности, произвольности, ответств! енности и т.д.;
  • сочетание груп! повых, индивидуальных, и фронтальных форм работы, в соответствии с возрастом дет! ей;
  • Заданные мн! ою взаимосвязанные вопр! осы, задания, кот! орые способствуют подведению детей к решению пробл! емной ситуации;
  • обеспе! чение осмысленного испол! ьзования детьми информации, продуманные мною, содер! жание беседы, практи! ческой деятельности для осознанного восприятия дет! ьми информации;
  • грамо! тное обобщение отве! тов детей, направ! ление их вним! ания на поним! ание данной су! ти содержания деятельности;
  • осуществление рефлексивно-к! орригирующей деятельности, обеспечивающей формирование элемен! тарных навыков самоконтроля у де! тей.

На мой взгляд, план! ируя деятельность по музыкальному воспит! анию, необходимо реш! ать следующие зад! ачи:

Образовательная зад! ача: повышать уров! ень развития ребе! нка.

Воспитательная зад! ача: формировать нравст! венные качества лично! сти, их взгл! яды и убежд! ения.

Развивающая зад! ача: развивать познава! тельный интерес у детей, творческие способности, эмоционально-! нравственное восприятие, познава! тельные способности – ре! чь, память, внима! ние, воображение, воспр! иятие.

Для успешного разв! ития детей необх! одимо мотивиро! вать их, используя игровые мет! оды и игро! вую мотивацию, так как игра являет! ся ведущим, эффект! ивным видом деятел! ьности дошкольников.

Описание творческого про! екта

Социально — зачимый пр! оект «На родимой сторонке» имеет комплексный характер и направлена на развития ребе! нка (это развитие личности: социально-нр! авственная, познавательная, художественно-! эстетическая, физическая), формирование этнической характе! ристики его лично! сти, а так! же укрепление физиче! ского и психич! еского здоровья де! тей дошкольного возраста. Образовательно-воспитательный проц! есс строится с учетом возра! стных, психофизических особен! ностей.

Цель проекта: формир! ование у детей дошкольного возр! аста интереса к культуре и истории русс! кого народа, через наро! дные русские праздники; создание условий для социализации дошкольников: их нравственно-этической и культурной сф! ер на осн! ове народного русс! кого музыкального творче! ства, а также приемов этнопедагогики в социокультурном аспекте.

Зад! ачи:

Образовательные:

  • повышать уров! ень развития ребе! нка
  • знакомить с народными традициями и обычаями, праздниками, историей их возникновения
  • расширять представления детей о родной стране, воспитывать интерес, уважение и любовь к истории русского народа
  • через проектную деятельность знакомить детей с культурными явлениями, происходящими в обществе

- активизировать представления детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

Воспитательные:

  • формировать нравст! венные качества лично! сти, их взгл! яды и убежд! ения

-воспитывать эмоционально-образное отношение к народной культуре, художественный вкус, нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, уважение к традициям и духовным ценностям своего народа.

  • воспитывать интерес к участию в фольклорных праздниках
  • развивать свободное общение со взрослыми и детьми
  • воспитывать патриотические чувства

Развивающие:

- развивать познава! тельный интерес у детей, творческие способности, эмоционально-! нравственное восприятие, познава! тельные способности – ре! чь, память, внима! ние, воображение, воспр! иятие.

-развивать воображение, творческие и актерские способности.

-расширить диапазон детского голоса, развивать вокально-хоровые навыки, чистоту интонирования средствами народного фольклора.

Объ! ект про! екта: образовательный проц! есс, который направ! ленный на музыка! льное развитие дошкольников средствами народ! ного музыкального творч! ества, приобщение к русской народной фольклорной традиц! ионной культуре и воспитание патриот! ических чувств.

Пре! дмет про! екта: создание усл! овий для музыкального развития дошкольников средс! твами народного музыка! льного творчества чер! ез организацию мероп! риятий развлечений, предусмо! тренных настоящим прое! ктом.

Гипотеза проекта: музыка! льное развитие дошкол! ьников будет эффект! ивным с помощью средств наро! дного музыкального творчества ес! ли:

  • ведется системат! ическая работа по музыкальному раз! витию
  • учитываются возр! астные, индивидуальные особен! ности детей, их социальной сре! ды
  • данные мероприятия основаны на интересах и потребностях дет! ей с уче! том их интересов и возможностей

- создание ситуации успеха, ш!ирокое использ! ование игровых фор! м, разнообразие прие! мов, комплексное содержание деятельности.

Геогр! афия проекта: МБДОУ – д/с №11ст. Андрее! вской.

Сроки реали! зации прое! кта: сентябрь – август. Данный про! ект является цикличным и возобно! вляется ежегодно.

Участ! ники прое! кта: воспитанники, род! ители воспита! нников, педагоги ДОУ, музыкальный руково! дителем.

Социально – значимый проект «На родимой сторо! нке» предусматривает следующие формы раб! оты:

  • Индивидуальные музыка! льные занятия;
  • Групп! овая форма работа с участниками данного мероп! риятия;
  • Подготовка дет! ей к празд! никам;
  • Репетиции;
  • Конце! ртная деятельность;
  • Органи! зация развлекательных прог! рамм для дет! ей.

Новизна проекта сост! оит в следующем это измен! ение подходов к содержанию, фо! рмам и способов организации образовательного проц! есса в соотве! тствии с но! выми федера! льными государственными треб! ованиями дошко! льного образования в соответствии с содержанием психолого-пе! дагогической работы по освоению де! тьми образовательных областей. На первый план выступает развивающая функция образова! ния, которая обеспечивает становление личности ребенка.

Разработано содержание деятельности по данному прое! кту на осн! ове следующих осно! вных педагогических принципов (в соотве! тствии с ФГО! С):

  • Принцип личностно-ори! ентированный подход это базовая ценно! стная ориентация педагога, определяющая как ведущую его направленность на разв! итие личности реб! енка, а так же страт! егию его взаимод! ействия с лично! стью и коллек! тивом в воспитательном процессе на основе субъект-с! убъектных отношений. Обязывает педа! гога считаться с тем, что в проц! ессе сотрудничества педа! гога и воспит! анника ДОУ отно! шение к после! днему должно быть как к личности, как к ответственному и самосозн! ательному субъекту собств! енного развития.
  • Прин! цип возрастного под! хода это целенапр! авленное развитие личн! ости с уче! том использования особенностей и возможностей воспитанника ДОУ, социально-пс! ихологических возможностей гру! пп и коллек! тивов.
  • Принцип природосо! образности. Он предпо! лагает основу на научное поним! ание естественных и социальных проце! ссов, согласование с общими законами развития прир! оды, общества и личности. В этой свя! зи содержание и формы образова! тельной деятельности, сти! ль взаимодействия педаг! огов и дет! ей учитывают опреде! ленную половую и возрастную дифференциацию как в образовании, так и в организации режи! мных моментов.
  • Принцип культуросообразности гово! рит о том, что образовательная деятельность учреждений дошкольного образо! вания детей дол! жна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами конкретных национальных и региональных куль! тур, не противо! речащих общечеловеческим.

В соответствии с принципами пе! ред мною ст! оит задача — приобщения детей дошкольного возраста к различным плас! там культуры, этноса, обществ! а, мира в целом. В них вхо! дят физический, духов! ный, интеллектуальный, нравств! енный, бытовой, гендерный, художественный компон! енты, которые опред! еляют отношение к природе, социуму, к люд! ям, к сам! ому себе и др.

Общ! ие принципы традиционной русской наро! дной культуры, применяемые в раб! оте с дет! ьми дошкольного возр! аста:

  1. Принцип коллект! ивизма. Основу русс! кой народной традиц! ионной культуры представляет собой коллек! тивное творчество. И без соблю! дения принципа коллек! тивизма невозможно гармоничное развитие этнокул! ьтурной лично! сти. Одн! им из пра! вил восприятия русс! кой народной педаг! огике информации явля! ется – присвоение (носител! ьство), заключающееся в эмоциональном прочувствовании, погружении в атмосферу народной культуры.
  2. Прин! цип устности пере! дачи традиций. Гла! вным условием на занятиях явля! ется устное освоение музыкальн! ого, игрового матер! иала, а име! нно проговаривание, пропе! вание, проигрывание, с тем, что! бы сохранить трад! ицию передачи культуры, а имен! но: постфигуральную транс! ляцию, когда де! ти учатся у взрослых. Так! им образом проис! ходит возрождение преемств! енности поколений.
  3. Прин! цип синкретизма традиц! ионного искусства (взаим! освязь различных вид! ов искусства). Меж! ду миром ребенка и народной культурой мно! го общего. Ребе! нок – существо универс! альное и цель! ное. Поэтому все виды творче! ства: пение, тан! цы, лепка, игра, вызывают у него инте! рес. Осваивая различные виды творчества, ребенок всесто! ронне осваивает отечест! венную культуру. Наро! дная культура так же универ! сальна и целос! тна: разные области народного творч! ества синкретичны. Движ! ение хоровода связано с песн! ей, с музы! кой. В обрядах, праздниках, риту! алах, воедино сли! ты искусство слова, музыки и пластического жес! та.
  4. Принцип импровиза! ционности в пере! даче музыкального и музыкального матер! иала – один из признаков отлич! ающих традиционную куль! туру от академи! ческой. Его наличие предусматривает «жив! ую» пульсацию жан! ров фольклора, творч! ескую самобытность, помогает в развитии детской фантазии, интуиции.

Содер! жание мероприятий социально – значимого проекта «На родимой сторонке»:

  1. Музыкальные зан! ятия. На занятиях я через пословицы, погов! орки, сказки у дошкольников раскры! ваются нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уваж! ение к стар! шим, чувство взаимопомощи. При знако! мстве детей с прибаутками, календарным, потешным, игро! вым фольклором, обогащ! ается внутре! нний мир ребе! нка.
  2. Игровая деятел! ьность. В игро! вой деятельности осн! ове лежит од! ин из принц! ипов гуманистической педаго! гики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удоволь! ствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В проекте бол! ьше использованию народных игр с пением и движением. Эти игры разви! вают интерес к пению, память, чувство рит! ма, умение прави! льно передавать мело! дию. В играх такого харак! тера дети учатся передавать в движении художественный образ. Чер! ез игру русс! кая народная песня входит в быт семьи, в кото! рой воспитываются дет! и. В наро! дных играх де! ти учатся общат! ься, приобщаются к народным тради! циям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанр! ами народного творч! ества.
  3. Праздники и развлечения. Сис! тема праздников создает духовную общн! ость детей и взрослых. Это те усло! вия в которых развиваются такие челове! ческие качества, как любовь, добр! ота, взаимопомощь. При подготовке и проведении наро! дных праздников происходит преображение роб! ких детей в эмоциональных, инициа! тивных.
  4. Концертная деятел! ьность и учас! тие в фести! валях и конку! рсах детского творче! ства. Совместная конце! ртная деятельность дет! ей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказы! вают помощь друг другу при выполнении зада! ния, сострадают, переж! ивают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добр! ее, справедливее в оценке сво! их действий и поступков. Име! нно этот вид деятельности разви! вает чувство коллект! ивизма и ответственности за резул! ьтат совместной деятель! ности. Достижения и признание явля! ется стимулом для дальнейшего совершенс! твования своих музыка! льных способностей. Кро! ме того, в этом слу! чае у дет! ей есть возмож! ность познакомиться с творчеством дру! гих коллективов и научиться адек! ватно оценивать свой уровень музыка! льной подготовки.
  5. Раб! ота с педаг! огами ДОУ. Раб! оту по успе! шной реализации постав! ленных мною за! дач трудно бы! ло бы осуществлять без взаимод! ействия педагогов, ведущих непосредс! твенную работу с детьми. Реш! ать поставленные задачи мне позв! оляли следующие формы совместной деятел! ьности:
  • методические объединения,
  • педагогические советы,
  • индивидуальные и групповые консул! ьтации,
  • практикумы (совме! стные праздники и развлечения),
  • круг! лые столы.
  • под! бор тематического фолькл! орного материала на режимные моме! нты.

7. Работа с родителями. Успе! шное развитие дет! ей в ДОУ невозможно кон! ечно без пом! ощи и активного участия родителей. Привлечение мн! ою родителей к решению постав! ленных задач осущест! вляется следующим обра! зом:

  • проводятся индивид! уальные беседы, консул! ьтации,
  • участие в организации и проведении праздн! ичных мероприятий,
  • оформ! ление информационного, музыка! льного, уголка,
  • органи! зация совместных конце! ртов детей и родителей,

Осно! вную часть раб! оты по прое! кту составляют групп! овые занятия, кото! рые в св! ою очередь, име! ют определенную струк! туру.

Содер! жание мероприятий социально – значимого проекта «На родимой сторонке»:

  1. Музыкальные зан! ятия. На занятиях я через пословицы, погов! орки, сказки у дошкольников раскры! ваются нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уваж! ение к стар! шим, чувство взаимопомощи. При знако! мстве детей с прибаутками, календарным, потешным, игро! вым фольклором, обогащ! ается внутре! нний мир ребе! нка.
  2. Игровая деятел! ьность. В игро! вой деятельности осн! ове лежит од! ин из принц! ипов гуманистической педаго! гики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удоволь! ствие» (Философ-гуманист М. Монтенко). В проекте бол! ьше использованию народных игр с пением и движением. Эти игры разви! вают интерес к пению, память, чувство рит! ма, умение прави! льно передавать мело! дию. В играх такого харак! тера дети учатся передавать в движении художественный образ. Чер! ез игру русс! кая народная песня входит в быт семьи, в кото! рой воспитываются дет! и. В наро! дных играх де! ти учатся общат! ься, приобщаются к народным тради! циям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанр! ами народного творч! ества.
  3. Праздники и развлечения. Сис! тема праздников создает духовную общн! ость детей и взрослых. Это те усло! вия в которых развиваются такие челове! ческие качества, как любовь, добр! ота, взаимопомощь. При подготовке и проведении наро! дных праздников происходит преображение роб! ких детей в эмоциональных, инициа! тивных.
  4. Концертная деятел! ьность и учас! тие в фести! валях и конку! рсах детского творче! ства. Совместная конце! ртная деятельность дет! ей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказы! вают помощь друг другу при выполнении зада! ния, сострадают, переж! ивают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добр! ее, справедливее в оценке сво! их действий и поступков. Име! нно этот вид деятельности разви! вает чувство коллект! ивизма и ответственности за резул! ьтат совместной деятель! ности. Достижения и признание явля! ется стимулом для дальнейшего совершенс! твования своих музыка! льных способностей. Кро! ме того, в этом слу! чае у дет! ей есть возмож! ность познакомиться с творчеством дру! гих коллективов и научиться адек! ватно оценивать свой уровень музыка! льной подготовки.
  5. Раб! ота с педаг! огами ДОУ. Раб! оту по успе! шной реализации постав! ленных мною за! дач трудно бы! ло бы осуществлять без взаимод! ействия педагогов, ведущих непосредс! твенную работу с детьми. Реш! ать поставленные задачи мне позв! оляли следующие формы совместной деятел! ьности:
  • методические объединения,
  • педагогические советы,
  • индивидуальные и групповые консул! ьтации,
  • практикумы (совме! стные праздники и развлечения),
  • круг! лые столы.
  • под! бор тематического фолькл! орного материала на режимные моме! нты.

7. Работа с родителями. Успе! шное развитие дет! ей в ДОУ невозможно кон! ечно без пом! ощи и активного участия родителей. Привлечение мн! ою родителей к решению постав! ленных задач осущест! вляется следующим обра! зом:

  • проводятся индивид! уальные беседы, консул! ьтации,
  • участие в организации и проведении праздн! ичных мероприятий,
  • оформ! ление информационного, музыка! льного, уголка,
  • органи! зация совместных конце! ртов детей и родителей,

Осно! вную часть раб! оты по прое! кту составляют групп! овые занятия, кото! рые в св! ою очередь, име! ют определенную струк! туру.

Заключительный эт! ап

Диагностика

Способы и сред! ства мониторинга эффекти! вности проекта

  • анкетир! ование и опр! осы детей и родителей;
  • фо! то и вид! ео отчеты;
  • эмпири! ческое наблюдение;
  • диагностика уровня развития музыкально-творческих способностей детей по направлениям: слушанье музыки, пен! ие, музыкально-ритмич! еские движения, иг! ра на детских музыкальных инструментах (по методике, предлагаемой Н. А. Витлу! гиной).

Предполагаемые резул! ьтаты социально – значимого проекта «На роди! мой сторонке»:

  1. Разра! ботка методического и дидактического сопрово! ждения музыкальных заня! тий на осн! ове народного музыка! льного творчества.
  2. Овладение детьми музык! ально – ритмическими и социально значимыми компетенциями:
  • установка динамической пульс! ации (неподвижно – подви! жно, медленно – быст! ро):
  • активное влад! ение предметами;
  • уме! ние ориентироваться в пространстве;
  • освоение элементов хореографии (хлопки, подскоки, присядка, прит! оп);
  • четкое реагир! ование на звук! овые и музыка! льные сигналы;
  • овлад! ение играми и проявление в них иници! ативы и самостоят! ельности;
  • развитие координации движений;
  • разв! итие речи, музыка! льного слуха и памяти;
  • умение воспроизводить ритмич! еский рисунок;
  • нали! чие представления о истории и культуре русс! кого народа;
  • нали! чие владения коммуник! ативными навыками;
  • нали! чие здорового чувс! тва коллективизма.

3. Развитие познават! ельных, творческих и коммуникативных способ! ностей детей дошкол! ьного возраста на основе при! общения к русской наро! дной культуре.

4. Мотиви! ровать воспитанников ДОУ на изуч! ение прошлого сво! ей страны.

5. У детей сформировать чувство горд! ости за русский народ;

6. Восстановление и сохранение здоровой и эмоциональной сфе! ры.

7. Повышение педагог! ической грамотности родителей посредством приоб! щения к наро! дной культуре в ходе совместных действий с детьми.

8. Приобщение родителей к организации и участию в праздниках и развлекательных программах, мероприятиях, мас! тер – классах.

9. Координация дальнейшей деятельности, согласно резуль! татам мониторинга получ! енных результатов реали! зации проекта.

10. Сформированы у детей нав! ыки актерского мастер! ства, коммуникативные способности;

11. В ходе проекта получит интересную техно! логию работы с детьми, основ! анную на созд! ании образно-игровых ситуа! ций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхожд! ение в мир фольклора для ребенка желан! ным, интересным, занимат! ельным, личностно окраш! енным и значи! мым.

12. Итогом проекта является проведение и показ детям ДОУ других групп и родителям русские народные праздники.

Результаты реализации проекта:

  • дети проявят активный интерес и желание заниматься поэтическим и музыкальным фольклором
  • у детей будут сформированы навыки актерского мастерства, коммуникативные способности

- воспитатели получат интересную технологию работы с детьми, основанную на создании образно-игровых ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Они сделают вхождение в мир фольклора для ребенка желанным, интересным, занимательным, личностно окрашенным и значимым. Также педагоги приобретут опыт в изготовлении костюмов, бутафории, реквизита и опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями.

Перспективы развития проекта:

  1. Продол! жение работы по преобразованию развив! ающей среды в учреждении.
  2. Поиск и внедрение эффект! ивных форм совме! стной работы с родителями, вовле! чение их в образовательный проц! есс как непосред! ственных участников его участников.
  3. Развитие творческого потенциала детей стар! шего дошкольного возр! аста через театрали! зованную деятельность.
  4. Обобщ! ение и распрост! ранение педагогического опы! та по разв! итию музыкальных способ! ностей детей дошкольного возраста.
  5. Изуч! ение возможностей внеш! ней среды с целью разв! ития социального партне! рства.
  6. Разработка методич! еского пособия по музыкальному разв! итию дошкольников на основе наро! дных культурных трад! иций.

Необходимые усло! вия реализации прог! раммы:

Музыкальный зал, технические средс! тва, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, русские народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Вывод социально – значимого проекта:

Данный проект «На родимой сторонке» является мощным импульсом развития для всего педагогического коллектива в вопросах приобщения дошкольников к русской народной традиционной культуре. Работая над данным проектом я ставила главную задачу, чтобы помочь Воспитаннику развиваться, проявлять свой творческий потенциал, эстетическом воспитании подрастающего поколения. Для этого я обобщила и систематизировала фольклорный репертуар из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников, и тем самым выполнила поставленную задачу, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной, игровой деятельности. В целом проект мой в развитие имеет прогресс, так как его оригинальность состоит во взаимодействии творчества, осваивании опыта прошлых поколений, изучении его, реализации полученные знания в повседневной жизни. Фольклор и русское народное творчество учат детей понимать добро и зло, противостоять негативным явлениям. Проект «На родимой сторонке» помогает комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. Стараемся с педагогами на народных праздниках, развлечениях создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций народного праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета). Подготовка к народному празднику всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Цель данных мероприятий чтобы никто из детей не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы. Это всё способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа. Календарные народные праздники – это не только итог проведенной работы с детьми по усвоению народного музыкального творчества, а так же мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, но и возможность проявить свои творческие способности в любом виде деятельности по выбору и на любом уровне, без излишних физических и психологических нагрузок. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитываем в них чувство любви к своей Родине, станице, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Просмотров: 133
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Мишагина Надежда Михайловна. Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста при использовании средств приобщения детей к социальной действительности.
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Павлова Юлия Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (музыка) для детей старшего дошкольного возраста «О нашем фольклоре в космосе»
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Костычева Ирина Сергеевна. Доклад для педагогов на тему «Игра как механизм социализации, в рамках социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
  • Маценко Марина Федоровна. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Михайлова Инна Павловна. ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Домрачева Людмила Викторовна. «Приобщение детей к русской народной культуре через устное народное творчество»
  • Авдеенко Наталья Борисовна. Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Гаврилова Ирина Геннадьевна. Инсценированное занятие для детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуре «В гостях у Кузи»
  • Федорова Елена Владимировна, Тахтаракова Екатерина Сергеевна. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Грачева Анжела Олеговна. Познавательный проект для детей младшего дошкольного возраста «Книжка — малышка как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
  • Сурина Ирина Геннадьевна. Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «На родимой сторонке»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Максименко Наталья Александровна. «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь