Жукова Татьяна Николаевна. «Реализация проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов»

«Реализация проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов»

Старший воспитатель Жукова Татьяна Николаевна МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства. Такой педагог за 15-20 лет работы научился решать и простые, и самые трудные задачи; уже выделяется какими-то специальными качествами, умениями, широкой ориентировкой в своей области. За это время педагог обретает индивидуальный, неповторимый стиль деятельности и имеет основание считать себя в чем-то незаменимым.

 

Скачать конспект

Однако в профессиональной жизни каждого человека периодически возникают критические моменты, так называемые кризисы развития. После нескольких лет одной и той же деятельности специалист начинает «не совпадать» со своей профессией, т.е. перерастает нормативно одобряемые способы выполнения профессиональных функций, вследствие чего теряет интерес к профессии. Такое состояние называется синдромом профессионального эмоционального выгорания. Под этим понятием подразумевается состояние физического, эмоционального и умственного истощения. Проявляется оно в профессиях социальной сферы, т.е. в том числе и у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Условно можно сказать, что выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; и они, взаимодействуя на работе с другими людьми, могут быстро превратить целый коллектив в собрание “выгорающих”. Поэтому профилактика профессионального эмоционального выгорания должна стать важным направлением в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

Для нашего детского сада проблема профессионального эмоционального выгорания на момент разработки проекта становилась актуальной. В наблюдениях за реальными рабочими ситуациями и беседах с педагогами можно было все чаще увидеть проявляющиеся симптомы профессионального эмоционального выгорания:

  • эмоциональное истощение (педагоги испытывали чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное работой);
  • деперсонализация, циничное отношение к труду и его объектам (часто педагоги воспринимали коллег, родителей и детей не как живых людей со всеми их проблемами, а как «станок», у которого надо отработать смену; отсюда – бесчувственное, порой негуманное отношение друг к другу, родителям, детям);
  • редукция профессиональных достижений (у педагогов возникало чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней, появлялось желание сменить работу).

Миссия проекта заключалась в том, что комплекс мероприятий, направленный на профилактику выгорания позволит:

  • качественно изменить отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность)
  • а также позволит развить профессиональную мобильность педагогов, которая раскрыла бы перед ними новые возможности самореализации, повысила их ценность, конкурентоспособность.

Целью нашей работы являлось предупреждение возникновения и коррекция данного синдрома у педагогов ДОУ.

Мы решали следующие задачи:

  1. Формирование у педагогов позитивного отношения к работе.
  2. Повышение у педагогов уровня научно-методического творчества.
  3. Гармонизация взаимоотношений между коллегами.
  4. Повышение мотивации к профессиональной деятельности.
  5. Коррекционная работа с педагогами, имеющих данный синдром.

На первом этапе, цель которого была формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности, было проведено:

  • диагностика по методике Бойко «Исследование эмоционального выгорания». Здесь хочу отметить, что, к моему сожалению, предварительные выводы по результатам наблюдений за педагогами и рабочими ситуациями подтвердились: в результате диагностики был выявлен 1 педагог с наличием уже сформированного синдрома, 2 педагога – с синдромами в различных стадиях формирования.
  • Также на данном этапе была организована дискуссия «Плюсы и минусы профессии «Педагог», на которой в сравнении с другими профессиями (а именно с профессиями врача, бухгалтера, продавца, и, даже, начальника крупной фирмы) были выделены все плюсы и минусы профессии «Педагог дошкольного учреждения». Порадовало, что плюсов оказалось все-таки больше.
  • Также был проведен тренинг «Моя профессия – воспитатель!», на котором воспитатели и специалисты развивали уверенность в себе как в педагогах через шуточные упражнения, игры, а также решение реальных проблемных ситуаций.

Так как наиболее распространенным средством профилактики эмоционального выгорания является непрерывное образование, самообразование педагога, повышение его квалификации и компетентности, на втором этапе была поставлена цель: развитие профессиональных качеств, совершенствование социально-психологической культуры.

На этом этапе были проведены:

  • Консультация «Роль личности воспитателя в психическом развитии ребенка», на которой были подробно рассмотрены классификации разных авторов типов педагогов, а также стили педагогического общения.
  • Для педагогов-стажистов был проведен круглый стол «Мы – профессионалы». Здесь педагоги, имеющие стаж работы более 20 лет, обменялись мнениями о том, как можно эффективнее передавать свой опыт молодым (а именно: через взаимопросмотры занятий, индивидуальные консультации, частные беседы, помощь в подготовке к различным мероприятиям, помощь в виде методического обеспечения и т.д.). А также обсудили перспективу развития ДОУ при нынешнем составе молодых педагогических кадров.
  • Для молодых специалистов была организована консультация «Мы — будущие профессионалы». На ней были освещены проблемы, которые часто встречаются у молодых специалистов (нехватка опыта, времени; «желание объять необъятное», общение с коллегами, родителями; низкая заработная плата; карьерный рост), а также педагоги высказали свои пожелания в адрес стажистов.
  • Также на данном этапе был проведен практикум по телесно-ориентированной терапии, на котором были продемонстрированы и испробованы педагогами методы и упражнения, направленные на профилактику возникновения стрессов, релаксацию. Методы для практикума были выбраны нетрадиционные, а именно работа с телом, эффект был достигнут высокий: все участники восстановили свой энергетический баланс, отдохнули, испытали ресурсное состояние.
  • Также был организован тренинг «Бесконфликтное общение», на котором педагоги познакомились со структурой конфликтов, с возможными причинами их возникновения. А также увидели, как можно выйти из конфликтной ситуации с минимальны ущербом для себя и для окружающих.
  • В завершении второго этапа реализации проекта была проведена консультация «Профессиональный имидж педагога детского сада», на которой были подробно рассмотрены составляющие имиджа, его характеристики, принцип его построения, разнообразные классификации.

Также, с целью сплочения коллектива, прошли ряд оздоровительных и развлекательных мероприятий (коллективный выезд в Успенский монастырь, Никифоровскую часовню; выезд на природу на берег реки Чусовая, посещение Белогорского монастыря, корпоративные праздники, посвященные Дню Учителя, Новому году и 8 марта).

С целью снижения уровня проявления синдрома с педагогами с наличием синдрома проводились еженедельные аутогенные тренировки, рефлексия деятельности и релаксация. А также в методическом кабинете был оформлен стенд «Я – воспитатель», на котором была размещена информация с разными советами и рекомендациями по профилактике стрессов, депрессии, деловому общению.

На третьем этапе за круглым столом педагоги отрефлексировали, ответив для себя на вопросы: «Что во мне изменилось? Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?»

В конце учебного года прошло красивое завершение реализации проекта «Профилактика профессионального эмоционального выгорания педагогов» конкурсом педагогического мастерства «Супер-педагог», который был приурочен к итогам учебного года.

На этом заключительном этапе была проведена итоговая диагностика с целью выявления изменений в проявлении уровня выгорания педагогов. Результаты диагностики оказались даже более, чем хорошие: ни у одного педагога наличие синдрома выявлено не было.

С окончанием реализации проекта работа по профилактике выгорания не остановилась. Мы планируем совершенствовать полученные результаты. Для этого часть мероприятий из проекта будут вновь проходить в ДОУ (аутогенные тренировки, рефлексия деятельности, психологический душ и некоторые другие (психологический душ – это выполнение специфического комплекса утренней гимнастики, включающего в себя физические движения и слова аутогенной тренировки)).

В заключении хотелось бы отметить, что эмоциональное профессиональное выгорание – процесс довольно коварный, так как человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что с ним происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Со стороны администрации должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение этого синдрома, как это было сделано в нашем детском саду.

Приложение 1.

Методика В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В.В. Бойко

По мнению автора, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 8 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение».

Для каждой из указанных фаз определены ведущие симптомы «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Ниже приводится перечень выявляемых симптомов на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».

«Напряжение».

  • Переживание психотравмирующих обстоятельств;
  • Неудовлетворенность собой;
  • «Загнанность в клетку»;
  • Тревога и депрессия.

«Резистенция».

  • Неадекватное эмоциональное избирательное реагирование;
  • Эмоционально-нравственная дезориентация;
  • Расширение сферы экономии эмоций;
  • Редукция профессиональных обязанностей.

«Истощение».

  • Эмоциональный дефицит;
  • Эмоциональная отстраненность;
  • Личностная отстраненность (деперсонализация);
  • Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Инструкция:

Проверьте себя. Если вы являетесь профессионалом в какой-либо сфере взаимодействия с людьми, вам будет интересно увидеть, в какой степени у вас сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания. Читайте суждения и отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности — пациенты, клиенты, зрители, заказчики, учащиеся и другие люди, с которыми вы ежедневно работаете.

Стимульный материал.

  1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют меня нервничать, переживать, напрягаться.
  2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
  5. Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого.
  6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров.
  7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
  8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
  9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
  10. Моя работа притупляет эмоции.
  11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
  13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
  14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.
  15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
  17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
  18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
  19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
  20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
  21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
  22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
  23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
  24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
  25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
  26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
  27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  28. У меня часто возникают тревожные ожидания, святые с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.
  29. Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
  30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
  31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
  32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
  33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
  34. Я очень переживаю за свою работу.
  35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.
  36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
  37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
  38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  39. Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе.
  40. Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
  41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
  42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) хуже, чем обычно.
  43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
  44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела.
  45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
  46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами, без души.
  47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия.
  49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки.
  50. Успехи в работе вдохновляют меня.
  51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется мне безысходной (почти безысходной).
  52. Я потерял покой из-за работы.
  53. На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера (ов).
  54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
  55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
  56. Я часто работаю через силу.
  57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
  58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не тратить нервы, береги здоровье.
  59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
  60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
  61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный.
  62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.
  63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.
  65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.
  66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
  67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
  68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
  69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
  70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.
  71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
  72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
  73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
  74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.
  75. Моя карьера сложилась удачно.
  76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
  77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
  78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
  79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
  80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
  81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
  82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
  83. Работа с людьми плохо повлияла на меня, как на профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
  84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.

Обработка данных.

В соответствии с «ключом» осуществляются следующие подсчеты:

  1. Определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания», с учетом коэффициента указанного в скобках. Так, например, по первому симптому положительный ответ на вопрос №13 оценивается в 3 балла, а отрицательный ответ на вопрос №73 оценивается в 5 баллов и т.д. количество баллов суммируется и определяется количественный показатель выраженности симптома.
  2. Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования «выгорания».
  3. Находится итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания» — сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Ключи.

“Напряжение”

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств:

+1 (2), +13 (3), +25 (2), -37 (3), +49 (10), +61 (5), -73 (5).

2. Удовлетворенность собой:

-2 (3), +14 (2), +26 (2), -38 (10), -50 (5), +62 (5), +74 (3).

3. “Загнанность в клетку”:

+3 (10), +15 (5), +27 (2), +39 (2), +51 (5), +63 (1), -75 (5).

4. Тревога и депрессия:

+4 (2), +16 (3), +28 (5), +40 (5), +52 (10), +64 (2), +76 (3).

“Резистенция”

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование:

+5 (5), –17 (3), +29 (10), +41 (2), +53 (2), +65 (3), +77 (5).

2. Эмоционально-нравственная дезориентация:

+6 (10), -18 (3), +30 (3), +42 (5, +54 (2), +66 (2), -78 (5).

3. Расширение сферы экономии эмоций:

+7 (2), +19 (10), -31 (2), +43 (5), +55 (3), +67 (3), -79 (5).

4. Редукция профессиональных обязанностей:

+8 (5), +20 (5), +32 (2), -44 (2), +56 (3), +68 (3), +80 (10).

“Истощение”

1. Эмоциональный дефицит:

+9 (3), +21 (2), +33 (5), -45 (5), +57 (3), -69 (10), +81 (2).

2. Эмоциональная отстраненность:

+10 (2), +22 (3), -34 (2), +46 (3), +58 (5), +70 (5), +82 (10).

3. Личностная отстраненность (деперсонализация):

+11 (5), +23 (3), +35 (3), +47 (5), +59 (5), +72 (2), +83 (10).

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения:

+12 (3), +24 (2), +36 (5), +48 (3), +60 (2), +72 (10), +84 (5).

Интерпретация результатов.

Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и? менее баллов — не сложившийся симптом, 10-15 баллов — складывающийся? симптом, 16 -20 баллов — сложившийся симптом. ?20 и более баллов -? симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания.

Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако, сопоставление баллов, полученных для фаз, не правомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них

явления существенно разные: реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени: 36 и менее баллов — фаза не сформировалась; ? 37-60 баллов -? фаза в стадии формирования; 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза. ? В психодиагностическом заключении освещаются следующие вопросы: какие? симптомы доминируют; какими сложившимися и доминирующими симптомами? сопровождается «истощение»; объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) ? факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами; какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности; в каких направлениях надо? влиять на обстановку в профессиональном коллективе, чтобы снизить нервное напряжение;

какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат? коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Приложение 2

Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала

Известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым. Повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
  2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней», руки над головой: «Я на свете всех смелей»
  3. Подпрыгивая на разных ногах по очереди: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»
  4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»
  5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего!»
  6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача»
  7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна»
  8. Руки на талии, делая вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут, и я помогу»
  9. Вдох: «Вселенная мне улыбается», выдох: «И все у меня получается»
  10. Любые вращения руками: «Нет преграды, все получается так, как надо!»

Аутогенная тренировка

Я – красивая и стройная!

Я – обаятельная и обворожительная!

Я – неповторимая и непосредственная!

Я – умная и сильная!

Я – уверенная в себе и успешная!

Я – воспитатель!

Я – прекрасный воспитатель!

Я люблю свою работу!

Я каждый день с радостью иду на работу!

Я с удовольствием работаю целый день!

У меня всегда хорошее настроение!

Я работаю в прекрасном коллективе!

Я люблю детей!

Я люблю родителей своих детей!

Я люблю своих коллег!

Меня все любят и уважают!

У меня счастливая семья!

Я верю в добрых и хороших людей!

Я уверена: все будет хорошо!

Просмотров: 741
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Бахметьева Л.Е., Васюта Т.В.. Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов «Долой напряжение!»
  • Азизова Гульнар Ильдаровна. Тренинг для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания «Я ль на свете всех милее…»
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Вдох-выдох»
  • Бузмакова Надежда Леонидовна. Феномен эмоционального «выгорания» и особенности его проявления у педагогов
  • Екатерина Тарасова. Проект 'Синдром эмоционального выгорания педагогов'
  • Зумбадзе Этери Амирановна. Тренинг по профилактике эмоционального выгорания у педагогов.
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Копощу Олеся Дмитриевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию основ здорового образа жизни «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что съесть»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ваганова Светлана Федоровна. Проект: 'Жить здорово' по профилактике эмоционального выгорания педагогов МБДОУ 'Солнышко'
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Удоденко Ольга Владимировна. Проект «Мониторинг профилактики профессионального выгорания педагогов»
  • Редактор. День учителя - стихи - Для меня Вы - как семья
  • Дрынкина Елена Алексеевна. Практическая деятельность в рамках профилактики профессионального выгорания педагогов
  • Климанова Вера Владимировна. Друг ты мне или так?
  • Иванникова Валентина Николаевна. Консультация для педагогов 'Что за прелесть эти сказки!Алгоритм работы со слайдами'(из опыта работы)
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Никитина Светлана Владимировна, Прилатова Елена Ивановна. Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ»
  • Сергунова Елена Валентиновна, Бридько Ирина Викторовна. Круглый стол «Закаливание. Что лучше: традиции или современные методы»
  • Козлова Рафия Ряшитовна. Азбука безопасности «Помнить все должны о том, что нельзя шутить с огнём»
  • Афанасьева Светлана Генриховна. Методическая разработка по работе с родителями «Что такое толерантность»?
  • Леонова Инесса Николаевна. Конкурс профессионального мастерства как средство профессиональной самореализации педагогов
  • Авдеенко Кирилл. Важное совещание, или Что подарить мамам
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь