7.3.4. Типологические свойства и особенности темперамента спортсмена и их оценка

Основанием для отнесения к слабому типу нервной системы являются противоположные показатели.

О подвижности нервных процессов (имея в виду, прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить о следующим показателям:

  • быстрый темп деятельности даже при освоении новой работы (или вида спорта);
  • быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии соответствующих повторений);
  • быстрое сближение с новыми знакомыми, стремление к новым впечатлениям;
  • быстрая адаптация к новой обстановке;
  • быстрое засыпание и пробуждение;
  • живая речь, мимика, общая подвижность.
Основанием для включения в группы относительно инертных являются противоположные признаки.

Распределение и переключение внимания, координация и точность движений, некоторые другие психические и психомоторные свойства и качества достаточно объективно оцениваются с помощью специальных тестовых методик. Важная информация может быть получена также с помощью методов наблюдения в процессе различных видов учебной и практической деятельности, на занятиях по физической подготовке (особенно при проведении спортивных игр). Человек, способный широко распределять и быстро переключать внимание, быстро и четко реагировать на указания преподавателя или тренера, во время спортивных игр хорошо «видит поле», легко распределяет внимание между своими игроками и противниками, дает пасы по назначению и т.п. Существенную роль при этом играет наличие соответствующих навыков в технике игры или при выполнении тех или иных физических упражнений. Это не противоречит возможной высокой оценке за распределение внимания или за координацию движений, достигнутых в данном случае путем тренировки или в естественном отборе при совершенствовании в спортивных играх.

Оценка особенностей интеллектуальной сферы

Объектом оценки в данном разделе является не отсутствие знаний по тому или иному вопросу, а умение оперировать наличной информацией, излагать мысли системно и последовательно.

Так, может быть обращено внимание на следующие алогизмы:

  • явное отсутствие системности в изложении какого-либо материала;
  • поверхностный анализ факторов;
  • явно необоснованные заключения;
  • примитивность заключений и выводов;
  • противоречие собственным посылкам;
  • категорические утверждения, ни на чем не основанные;
  • абсурдные заключения, выводы и заявления;
  • неспособность понять переносный смысл шуток, пословиц;
  • чрезмерная обидчивость из-за явно незначительных поводов.

Основанием для занесения в группу «лучших» являются противоположные признаки.

В процессе общения, накапливая психодиагностическую информацию, опытный педагог, психолог может собрать определенные сведения о наличии у некоторых спортсменов повышенной нервозности, психопатических черт. Судить о таких чертах можно по ряду признаков, но при этом педагог не правомочен сделать окончательное заключение, но может и должен обратиться за консультацией к психиатру.

Признаки психопатических черт характера

1-й признак:
  1. некорригируемое (необъяснимое, неосознанное) бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий;
  2. чрезмерно быстрая смена настроений, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки.
2-й признак:
  1. частые ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания; ;
  2. чрезмерная угодливость, слащавость, податливость, приторность.
3-й признак:
  1. позерство, стремление обратить на себя внимание любым и путем, ярко выраженный эгоизм, эгоцентризм, угрозы покончить жизнь самоубийством;
  2. самоуничижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, настойчивые мысли о самоубийстве.
4-й признак:
  1. явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, ярко выраженная неупорядоченность, неорганизованность в поведении;
  2. извращенный, гипертрофированный педантизм.
5-й признак:
  1. сексуальные извращения, цинизм, подчеркнутая гнусность, бравирование своей развращенностью;
  2. гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.
Просмотров: 7259
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
  • Власть привычек
  • Как понять, когда девушка хочет, чтобы ее поцеловали?
  • Как сделать так, чтобы мне стали нравиться французские поцелуи?
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Личностный опросник Айзенка (форма А)
  • Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова)
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика Айзенка EPQ
  • Методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов
  • Не ограничиваете ли Вы себя, будучи слишком жесткой к партнеру?
  • Определите, чего вы хотите
  • Опросник «PEN» Г. и С. Айзенк
  • Опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
  • Опросник Русалова (ОСТ)
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришин
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина)
  • Оценка своих сильных и слабых сторон
  • Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
  • Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
  • Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л.Е. Бачина, А.Е. Ольшанникова)
  • Подходите ли вы со своей кошкой друг другу?
  • Тест на демонстративность
  • Тест на уровень удовлетворенности браком
  • Тест оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала)
  • Характерологический опросник Леонгарда
  • Что делать, если во время поцелуям на меня нападает столбняк?
  • Что нужно делать во время поцелуя?
  • Экспресс-диагностика организаторских способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь