7.3.4. Типологические свойства и особенности темперамента спортсмена и их оценка

О повышенной эмоциональной возбудимости могут свидетельствовать некоторые признаки внешних проявлений эмоций, вегетативные сдвиги и поведенческие реакции. Такие признаки можно наблюдать при усложнении ситуаций в ходе, например, спортивной подготовки, при повышении требовательности, строгости со стороны начальства, на различных экзаменах, на спортивных состязаниях и т.д.:

  1. яркие мимические реакции, особенно оживление дистанторальных рефлексов, в частности хоботкового рефлекса (губы вытянуты вперед трубкой);
  2. выраженная пантомимика (жестикуляция);
  3. реакции, выражаемые позой, особенно скованность;
  4. сильный тремор (дрожание рук, ног, щек, век);
  5. заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация;
  6. значительные эмоционально-вегетативные сдвиги;
  7. частые позывы на диурез и повышение перистальтики кишечника при эмоциях;
  8. суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской;
  9. неадекватно эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции.

По поведенческим реакциям можно судить и об эмоциональной устойчивости, т.е. о способности сохранять устойчивость психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях.

О недостатках эмоциональной устойчивости свидетельствуют следующие признаки:

  1. постоянное ухудшение результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий или при сильных эмоциях;
  2. понижение спортивных результатов на состязаниях по сравнению с тренировками;
  3. ответы на экзаменах и зачетах всегда хуже, чем при обычных беседах;
  4. неадекватные поступки, частые ошибки в действиях при работе в условиях контроля со стороны руководителей;
  5. постоянное стремление избегать эмоционально насыщенных ситуаций в профессиональной или иной деятельности (а если присутствовать, то только в роли зрителя).

О высокой мотивации к спорту и дисциплинированности могут свидетельствовать такие показатели, как строгое соблюдение установленного порядка, стремление быстро и точно выполнить данные поручения, высокая требовательность к себе и другим, общественная активность, старательное выполнение команд в строю, уважение к спортивной форме одежды, интерес к спортивной мемуарной литературе, кинофильмам и телепередачам на спортивную тематику.

О недисциплинированности и низкой спортивной мотивации свидетельствуют противоположные признаки, в частности стремление увильнуть от работы, не выполнить поручение, необязательность (пообещал, но не сделал), нечестность, лень, предпочтение личного служебному, стремление осуществить личные интересы за счет товарищей, демагогия; провокационные вопросы, направленные на дискредитацию преподавателя, тренера, капитана; постоянные нарушения дисциплины, постоянное шутовство, дурашливость.

С целью более глубокого изучения человека ему можно предъявить требования с повышенной строгостью, чтобы оценить ответные реакции.

При изучении организаторских способностей следует обращать внимание на умение планировать работу, контролировать выполнение намеченного плана, умение расставить людей, делать распоряжения, на требовательность, умение контактировать как со старшими, так и с подчиненными (например, при назначении старшим для выполнения различных заданий и хозяйственных работ); на умение прислушиваться к мнениям других и извлечь из них полезное для дела; на умение добиться того, чтобы работа проходила в соответствии с принятым решением, на соответствующую гибкость при уточнении таких решений, если этого требует ситуация; на умение предвидеть исход работы и увлечь людей (если надо, собственным примером).

Об отношении к коллективу (о коллективизме) можно получить некоторую информацию по таким признакам, как активность и принципиальность в борьбе за интересы коллектива, отзывчивость по отношению к товарищам, забота о них, внимание к их нуждам, готовность прийти на помощь, принять требования коллектива и стремление подчинить личные интересы общественным, критика в глаза, а не за глаза, корректность и доброжелательность к товарищам, авторитетность среди них.

При оценке отношения к коллективу учитывается также общественная активность.

Изучая чувство коллективизма у спортсменов, длительное время знающих друг друга, возможно также провести социометрические исследования.

Наблюдения за деятельностью спортсмена для оценки результатов непосредственно в процессе соревнования могут проводиться в соответствии с таблицей, разработанной В.Л. Марищуком и Л. К. Серовой (СНОСКА: См.: Методики психодиагностики в спорте. – Указ. изд.).

Для повышения эффективности сбора и накопления психодиагностических материалов в процессе наблюдения тренеру или преподавателю целесообразно систематизировать эту деятельность путем достаточно регулярной регистрации наиболее важных сведений.

Просмотров: 7252
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Психология спорта




Другие новости по теме:

  • Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога
  • Власть привычек
  • Как понять, когда девушка хочет, чтобы ее поцеловали?
  • Как сделать так, чтобы мне стали нравиться французские поцелуи?
  • Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)
  • Личностный опросник Айзенка (форма А)
  • Методика «Определение эмоциональности» (В.В. Суворова)
  • Методика Айзенка EPI
  • Методика Айзенка EPQ
  • Методика для определения самооценки учащихся 5-7 классов
  • Не ограничиваете ли Вы себя, будучи слишком жесткой к партнеру?
  • Определите, чего вы хотите
  • Опросник «PEN» Г. и С. Айзенк
  • Опросник «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
  • Опросник для исследования уровня импульсивности В.А. Лосенкова
  • Опросник Русалова (ОСТ)
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей (КОС) Б.А. Федоришин
  • Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (методика КОС В.В.Синявского и Б.А.Федоришина)
  • Оценка своих сильных и слабых сторон
  • Оценка уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)
  • Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости
  • Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности (Л.Е. Бачина, А.Е. Ольшанникова)
  • Подходите ли вы со своей кошкой друг другу?
  • Тест на демонстративность
  • Тест на уровень удовлетворенности браком
  • Тест оценка профессиональной деятельности социального педагога (оценка творческого потенциала)
  • Характерологический опросник Леонгарда
  • Что делать, если во время поцелуям на меня нападает столбняк?
  • Что нужно делать во время поцелуя?
  • Экспресс-диагностика организаторских способностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь